Промышленность и ее отраслевая структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:55, доклад

Описание

В настоящее время слово «экономика» используется в различных значениях. Буквальный перевод с греческого означает искусство управления домашним хозяйством.
Под экономикой понимается совокупное хозяйство страны, включающее все производственные и непроизводственные отрасли. Экономика рассматривается как система отнош

Работа состоит из  1 файл

1 часть лекций.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

План социально-экономического развития предприятия включает следующие разделы (планы):

  1. производство и реализация продукции и услуг (производственная программа);
  2. научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления;
  3. нормы и нормативы;
  4. капитальное строительство;
  5. материально-техническое обеспечение;        
  6. труд и заработная плата;
  7. себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
  8. фонды экономического стимулирования;
  9. социальное развитие коллектива;

10.охрана окружающей среды и рациональное использование 
природных ресурсов;

11. финансовый план.

Приведенный перечень разделов плана социально-экономического развития предприятия может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, программной цели и форм собственности.

 

6.3. Бизнес-план предприятия, его назначение и состав.

Бизнес-план   представляет  собой   документ,   содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Назначение бизнес-плана — помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

Бизнес-план, как и  стратегический план предприятия, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 — 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий. В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий предприятия.

Стратегические планы  — это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что проявляется в корректировке или пересмотре стратегического плана. Бизнес-план - это временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равнозначными частями структуры бизнес-плана.

Близким бизнес-плану  можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития предприятия - еще один вариант стратегического плана: В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана. Главным отличием от бизнес-плана является то, что ТЭО - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особое внимание в структуре ТЭО уделяется производственно-техническим аспектам проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.

Бизнес-планы  оформляются в виде текстового, табличного и графического материала. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов, приложения. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта, предприятия — инициатора проекта, организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителя предприятия и руководителя организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов 
бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы. 

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:

  • резюме;
  • характеристика предприятия и стратегия его развития;
  • описание продукции (услуги);
  • анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • план реализации проекта;
  • инвестиционный план;
  • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
  • показатели эффективности проекта;
  • юридический план;
  • информация о разработчиках бизнес-плана.

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана, егo задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технической новизне проекта, его социальной значимости. Объем резюме 4-7 страниц.

В разделе "Характеристика    предприятия    и стратегия его развития"  даются описание отрасли и характеристика предприятия, указываются его роль и место в отрасли и национальной экономике в целом, отражаются история развития предприятия, слабые и сильные стороны производственно-хозяйственной деятельности, дается характеристика имеющихся производственных ресурсов, выпускаемой продукции и т. д., формулируются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования.

В разделе "Описание продукции (услуг)" содержится информация о продукции, которую будет производить предприятие (область применения, основные характеристики, соответствие стандартам качества и т. д.).

В разделе "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, базирующегося на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Дается общая характеристика выбранных рынков и динамика их развития, приводятся основные требования потребителей к продукции, оценивается технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и т. д.

Раздел "Производственный план" предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения. Приводится экологическая оценка проекта (анализ воздействия производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их переработки и т. д.).

В разделе "Организационный план" в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное    место    отводится    обоснованию    организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

Раздел "План реализации проекта" представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия, от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.

В разделе "Инвестиционный   план" дается расчет инвестиционных издержек, определяемых как сумма основного капитала, указываются источники финансирования проекта (собственные, заемные, прямые инвестиции и т. д.). В случаях, если проект требует дополнительной  государственной  поддержки, указываются запрашиваемые меры государственной поддержки для реализации проекта. Приводится расчет и график погашения долговых обязательств.      

В разделе "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта, поток денежных средств, составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств.

В разделе "Показатели эффективности проекта" приводится расчет основных оценочных показателей: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и т. д. Для расчета этих показателей применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств к начальному периоду времени. Цель данного раздела - оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Дается классификация и оценка рисков по месту их возникновения, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению.

В разделе "Юридический план" описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

В разделе "Информация о разработчиках бизнес-плана" дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана: история и год создания; основные виды деятельности; опыт работы в данной сфере услуг; перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы; перечень основных видов деятельности, по которым оказаны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного проекта.

6.4. План производства продукции

Разработка плана производства и реализации продукции (производственной программы) является основной задачей  комплексного планирования социально-экономического развития предприятия.

Предметом производственного  планирования выступает определение  перечня изделий, которые будут  выпускаться, а также требуемых  для этого производственных ресурсов. Планирование производства предполагает:

  • планирование производственной программы (дизайна, номенклатуры и ассортимента, объема выпуска продукции);
  • планирование выполнения производственной программы (технологии и типа производства продукции).

Планирование  производственной программы предприятия представляет собой составление комплексного плана производства и продажи продукции, характеризующего годовой объем, номенклатуру и ассортимент, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Основу плана производства составляют заключенные предприятием договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов, существующая потребность в товарах и услугах.

Основными разделами  производственной программы являются:

  1. План производства в натуральном выражении.
  2. План производства в стоимостном выражении.
  3. План продажи.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объем выпускаемой продукции конкретных видов (штуки, тонны, метры и др.) и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единицы измерения должны отражать специфику производства и потребления продукции разных видов, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для планирования объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральные измерители. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку (как правило, трудоемкости).

В процессе разработки плана  производства все объемные расчеты  ведутся по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде. Ассортимент - развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в  натуральном выражении является план повышения качества продукции. Соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостными показателями выпуска продукции выступают валовая, товарная (изготовленная) продукция.

Объем валовой продукции (ВП) характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство:

ВП = ТП – ОНЗПн + ОНЗПк

 

где ТП - объем товарной продукции; ОНЗПн, ОНЗПК –остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства соответственно на начало и конец планового периода.

Информация о работе Промышленность и ее отраслевая структура