Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ведущим фактором мирового развития в конце XX века является глобализация финансовых ресурсов. В рамках мирового хозяйства происходит количественный и качественный рост международных потоков товаров, услуг и особенно капиталов. Международное движение капиталов представляет собой вывоз капитала за рубеж или его ввоз из-за рубежа в принимающую страну в целях получения прибыли или достижения иных экономических выгод.

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика_19_20.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

     К транснациональным корпорациям  относятся акционерные компании, которые, сосредоточив в своих руках  капиталы собственников из многих стран, создают с их помощью во многих государствах отделения, дочерние предприятия, филиалы, осуществляя кооперацию или даже интеграцию их деятельности, не прибегая к рыночному обмену. Материнская (головная) компания централизованно контролирует все отделения, разрабатывает общую стратегию в распределении ресурсов между ними, делит рынки сбыта, т.е. родительская компания и ее отделения представляют собой единый экономический организм.

     Стремясь  к максимизации прибылей, ТНК выбирают характер деятельности в различных странах: во многих из них они продают товары, но часто выгоднее осуществлять производственную деятельность за рубежом. К этому побуждает различная наделенность факторами производства, экономия на масштабах производства, сложность проникновения на товарные рынки в связи с протекционистской политикой государств и многое другое. В итоге все большее количество корпораций разворачивают международную деятельность и получают все большую часть прибылей за рубежом. География и масштаб деятельности ТНК постоянно изменяются в зависимости от экономических условий, складывающихся в отдельных странах и мировом хозяйстве в целом.

     Сейчас  часть капитала ТНК инвестируется  в страны третьего мира с целью  использования дешевой рабочей  силы на простейших операциях и вывоза экологически вредных производств из своей страны. В развивающиеся страны ТНК привлекают иногда низкие налоги, упразднение тарифов на импортированное сырье, так же льготы, предоставляемые правительствами, которые хотят привлечь к себе побольше иностранных капиталов. Однако большая часть капиталов ТНК направляется в промышленно развитые страны: именно в них можно использовать сложную, высококвалифицированную рабочую силу, высокие технологии, развитую инфраструктуру производственного назначения.

     Систематические научные исследования и их использование  в современных условиях рентабельны  только при очень крупных масштабах  производства, выходящего за рамки  отдельных государств. Это реализуют  в наши дни ТНК. Их первое достижение в этом плане – перевод сотен отраслей производства на инженерно-конвейерную основу. Это помогало ТНК получать громадные прибыли и захватывать ведущие позиции в одной отрасли за другой.

     ТНК подвели мир к порогу информационной технологии: растут принадлежащие им научные центры, отделы базовых исследований, службы долгосрочных прогнозов и прикладных разработок, научно-исследовательские лаборатории. Совокупный работник ТНК – это новая рабочая сила, отличающаяся не только многонациональным составом, но и высоким уровнем образования, квалификации, разнообразием профессий.

     Учитывая  возрастающее политическое значение прямых иностранных инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств принимающих государств. Государственная поддержка принимает следующие формы:

– предоставление государственных гарантий (гарантии сохранности прямых иностранных инвестиций);

– страхование зарубежных инвестиций;

– налоговые льготы (предоставление инвестору индивидуальных льгот по налогам, амортизационным начислениям, таможенным платежам);

– исключение двойного налогообложения (т.е. корпорация при оплате налогов будет платить в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования).

     С правительствами стран, в которых размещены предприятия ТНК и материнская фирма возможно возникновение противоречий, т.к. действуя в своих интересах, ТНК ломают национальные экономические перегородки, подрывают протекционизм и позиции валюты свой страны, иногда лишают рабочих мест трудящихся своей страны, нанимая иностранцев. Правительства национальных государств в решении этих вопросов отстаивают интересы своих граждан в ущерб эффективности мирового производства.

     Расширяя  свое влияние, транснациональные корпорации используют разнообразные формы  освоения мирового рынка: лицензирование, франчайзинг, управленческие контракты, оказание технических и маркетинговых услуг, сдачу предприятий «под ключ»; ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций. В последние годы, осуществляя экспансию за рубеж, ТНК используют несколько форм, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки:

  • создание нового предприятия,
  • приобретение действующего зарубежного предприятия,
  • приобретение доли участия в капитале иностранной компании,
  • создание совместных предприятий с зарубежным партнером.

     Совокупные  зарубежные инвестиции всех ТНК в  настоящее время играют все более  существенную роль, чем торговля. Интернационализация  производственной деятельности, основанная на международном разделении труда, определяет характерную черту современной мировой экономики. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и содействовать экономической интеграции в мире.

    1. Кризис  внешней задолженности

Международный кредит

     В рамках расширения и углубления мирохозяйственных  связей и глобальных процессов развития производительных сил, начинает играть все более важную роль международный кредит.

     В качестве кредиторов и заемщиков  выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. В современных условиях международный  кредит, с одной стороны, выполняет  функцию регулятора экономических процессов, а, с другой, сам становится объектом государственного и межгосударственного регулирования. Использование кредитных средств стало характерным явлением в мировом хозяйстве на всех уровнях. При определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы.

     Являясь, с одной стороны мощным стимулом для развития наиболее эффективных  отраслей и секторов экономики развивающихся  стран, международный кредит с другой стороны привел к образованию  чрезмерно большой внешней задолженности (по сравнению с экономическим потенциалом данных государств и возможностями эффективного освоения). Кризис международной задолженности является одной из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-либо страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Специфика международных экономических отношений заключается в том, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства и невозможно предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Причины кризиса внешней задолженности и подходы к решению данной проблемы

     Обслуживание  внешнего долга имеет два аспекта:

1) выплату  основной суммы кредита; 

2) уплату  процентов по кредиту. 

     Взятые  вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и  сбережений страны-должника.

     Если  страна наращивает объем внешних  заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

     Обострение  проблемы обслуживания внешнего долга  может произойти под влиянием следующих обстоятельств:

− аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;

− снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;

− трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;

− общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);

− утрата доверия иностранных кредиторов и уменьшение объема кредита;

− бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

     Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

     Таким образом, главной причиной периодической  повторяемости международного кризиса  задолженности является наличие  сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками.

     Тем понятнее настойчивость международных кредиторов в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Данное требование является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

     Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность  кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

     Россия  также оказалась втянутой в мировой  кризис задолженности, причем как в  качестве крупного должника, так и  не менее крупного кредитора. Вступление России на путь рыночных преобразований выявило острую потребность во внешних источниках финансирования. Проблема урегулирования внешнего долга стала одной из ключевых с точки зрения достижения финансово-экономической стабилизации в стране. С ее решением непосредственно связаны: состояние государственного бюджета, кредитно-денежной и валютно-финансовой системы, инвестиционного климата. Кроме того, растущий внешний долг становится политическим инструментом давления на Россию.

     В настоящее время страны с высоким  уровнем задолженности имеют  единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

     Политика  стабилизации предполагает:

− отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;

− снижение обменного курса местной валюты;

− проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;

− открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

     В решении проблемы кризиса задолженности  можно отметить следующие подходы.

     В начале 80-х годов транснациональные банки, испытывающие крупные потери в результате развития долгового кризиса, в связи с тем, что большая часть их вложений оказывалась замороженной в кризисных странах, стремились вынудить должников поодиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новый займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Однако структуризация долга по сути не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации