Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ведущим фактором мирового развития в конце XX века является глобализация финансовых ресурсов. В рамках мирового хозяйства происходит количественный и качественный рост международных потоков товаров, услуг и особенно капиталов. Международное движение капиталов представляет собой вывоз капитала за рубеж или его ввоз из-за рубежа в принимающую страну в целях получения прибыли или достижения иных экономических выгод.

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика_19_20.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

     Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовывались также гарантированные кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы МВФ в 1983г. были увеличены.

     В 1986 – 1987 гг. произошло смягчение  условий пересмотра долгов. Общая  сумма пересмотренных долгов увеличилась в 3 раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.

     С 1988г. предоставление новых кредитов несколько увеличилось, но они концентрировались  в основном на Мексике и Аргентине. И хотя произошло улучшение условий пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.

     Со  стороны должников среди кризисных  развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем международной задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны – Заир, Замбия, Нигерия, Перу – ограничили платежи по обслуживанию долга.

     Во  второй половине 80-х годов развивающиеся  страны стали подчеркивать необходимость  налаживания диалога на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений и выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость принятия западными странами мер, облегчающих банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашения основной суммы долга, а также предоставления новых кредитов. В программе содержалось предложение вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного заключения соглашений с МВФ.

     Выдвижение  единой позиции явилось одной  из предпосылок изменения подходов международных экономических организаций  и индустриальных стран Запада к  разрешению долгового кризиса. Кроме того, первая половина 80-х годов показала, что решение проблем задолженности должно дифференцироваться по странам, а увеличение тяжести обслуживания долгов бесперспективно, т.к. обострение проблемы задолженности, связанное с истощением внутренних ресурсов стран-должников, привело к потере многими из них кредитоспособности на международных рынках ссудного капитала. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран во второй половине 80-х годов.

     В 1988г. были объявлены предложения, получившие название плана Брейди – по имени министра финансов США. Они были положены в основу политики стран-кредиторов. Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Новые обязательства должны были финансироваться из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ и Всемирного банка. При этом страна-должник должна была принимать жесткую программу структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового и валютного режима, установление реального валютного курса.

     В отношении наименее развитых стран  предусматривалось частичное или  полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам.

     План  Брейди рекомендовал внести коррективы также в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем  дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В целом данные предложения западных стран были направлены на содействие восстановлению темпов экономического роста стран-должников, усиление роли ТНК на рынках развивающихся стран.

     В конце 80-х-90-х годов число коммерческих банков, снизивших долг, минуя переговоры о пересмотре задолженности, увеличилось. Банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен долга на акции. Обмен долга на акции заключается в том, что потенциальный инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг долг у коммерческого банка, представляет его центральному банку страны-должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение. Для снижения задолженности использовался также обмен в национальной валюте одного долга на другой.

     Уменьшение  внешней задолженности в ряде случаев создавало проблемы для стран, участвующих в этих операциях. При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги или выпустить инвестиционные сертификаты либо другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга, таким образом, заменяет его на внутренний государственный долг, что также требует его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди прочего, от скидки, с какой правительство перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызывать инфляция, при приватизации государственных предприятий это не отмечается, поскольку обычно происходит не увеличение денежной массы, а обмениваются активы.

     В отношении официальной задолженности  западные страны проводили различную  политику в зависимости от кредиторов. Ряд промышленно развитых стран Запада выделил странам с просроченными платежами дотации или займы для их погашения. В результате произошли важные изменения в перестройке государственных долгов принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности были списана, большая доля пересмотрена.

     Пересмотр государственных долгов обычно обсуждается  в Париже неформальной группой кредиторов. Помимо определения условий пересмотра долгов в каждом отдельном случае, Парижский клуб установил общие подходы к различным группам стран исходя из уровня дохода на душу населения. В 90-е годы Парижский клуб стал более лояльно относиться к уменьшению долгов среди неразвитых стран, имеющих высокий уровень задолженности.

     В результате предпринятых мер по урегулированию кризиса международной задолженности произошли изменения, как в величине, так и в структуре долгов, размерах выплат по его обслуживанию.

    1. Список  использованной литературы
 
  1. Мировая экономика: учебное пособие / под ред. А.Б. Мельникова. – Краснодар, ГКАУ, 2009 – 404с.
  2. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Международные отношения, 2009. – 416с.
  3. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала. – М.: Экономистъ, 2007. – 368 с.
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 431 с.
  5. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. – М.: Высшая школа, 2008. – 336 с.
  6. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 576 с.
  7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // http://www1.minfin.ru/ru/public_debt

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации