Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение путей ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1) определить сущность и основные механизмы действия теневой экономики;
2) провести анализ теневых процессов в современной российской экономике;
3) определить возможные пути ограничения роста теневой деятельности на экономику РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования теневой экономики России………………..….…7
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсач Теневая Экономика.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

       В 1970-х - начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической  системы, превратилась в экономический  институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в  ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать.

1.3. Происхождение теневой  экономики.

       В рамках экономической науки теневая  экономика может рассматриваться  в качестве предмета специального анализа  различных теорий. Прежде всего, ее существование есть иллюстрация к известной из курса микроэкономики схеме влияния налогов на предложение товара: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы, оказыется больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвигает кривую предложения вверх, и равновесие на товарном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход от налогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации издержек, в состав которых для него включаются и налоги.

       Наиболее  значимые перспективы для анализа  феномена теневой экономики предоставляет  новая, институциональная экономика, в рамках, которой теневые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко их охарактеризовать.

       В рамках теории агентских отношений  действия предприятий по сокрытию совершаемых  сделок от государственного учета представляют собой различные проявления оппортунистического  поведения, такой его конкретной формы, как уклонение. В самом  деле, официально регистрируя фирму, ее руководитель, по существу, заключает  с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает  на себя обязательство предоставлять  различным государственным органам  информацию о своей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленным государством) законодательством. Государство, в  свою очередь, в рамках того же контракта  принимает на себя обязательства, связанные  с обеспечением правовой защиты фирмы, социальной защиты работникам, и тому подобные обязательства, фиксируемые  законодательством страны.

       Как известно, уклонение возникает в  тех ситуациях, когда после заключения - контракта одна из его сторон обнаруживает, что ее возможные действия, не соответствующие  условиям контракта (взятым на себя обязательствам), позволяют обеспечить ей большую  выгодность, чем действия, обусловленные  выполнением контракта, и при  этом санкции за нарушение обязательств не исчерпывают ожидаемого прироста прибыльности:

       dU - P(s)S > 0,

       где dU- ожидаемый прирост прибыльности;

       P(s) - вероятность выявления второй  стороной факта уклонения;

       S - размер санкций за нарушение  контракта.

       Это простое соотношение позволяет  рассмотреть факторы оппортунистического  поведения, создающие теневой сектор экономики.

       Источником  ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной  деятельности в рамках теневой экономики  выступают нарушения тех или  иных ограничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или  предписанных правилами их осуществления. Тем самым сферы экономических  действий - формальные экономические  институты - рассматриваются как  факторы, снижающие эффективность  использования ресурсов хозяйствующими субъектами.

       Для субъектов теневой экономики  величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух основных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических  агентов, вторая представляет собой  экономию на издержках ведения дел  по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения  облегчают или даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, заключение устных контрактов, неподписание тех или иных документов и т.п..

       Абсолютная  величина отрицательного члена неравенства  определяется как зафиксированная  в соответствующем правиле размером экономической или иной санации, применяемой к выявленному нарушителю, так и вероятностью выявления нарушения.

       Размер  санкции может устанавливаться  законодателем исходя из самых различных  соображений, охарактеризовать которые  для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый  широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального  расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы. Зато вопросы оценки величины вероятности выявления нарушения составляют предмет анализа в рамках экономической теории трансакционных издержек и экономической теории контрактов.

       Основными факторами, определяющими эту величину, являются:

       1) степень четкости и однозначности  определения того, что именно  является нарушением обязательств;

       2) степень сложности измерения  сторон и свойств деятельности  агента, причина издержек такого измерения;

       3) возможность применения предусмотренных  законом (правилом) санкций к нарушителю, определяемая как пропускной  способностью контрольной системы  и органов, осуществляющих наказание,  так и социальными нормами,  ограничивающими эту возможность. 
 

1.4. Факторы и структура теневой экономики.

       Набор входящих в теневую экономику  видов хозяйственной деятельности диктуется тремя основными факторами - степенью формализации хозяйственной  деятельности в целом, структурой институтов формальной регламентации и степенью развития наличного денежного оборота.

       Первый  фактор развития теневой экономики - набор социально обусловленных  запретов, налагаемых на хозяйственную  жизнь, т.е. на то, что считать запрещенными товарами и услугами, и на то, что  считать запрещенными методами производства обычных товаров и услуг.

       Наборы  доминирующих в разные эпохи видов  «серой», «второй» и «черной» экономики  отражают конкретно-историческое развитие легальных систем производства «общественных  благ» и «частных благ».

       Второй  фактор изменения набора видов и  типов теневой экономической  деятельности - это изменение тех  социальных организаций, следящих за выполнением  регламентирующих правил, которые управляющая  элита навязывает обществу.

       Третий  фактор эволюции теневой экономической  деятельности - это эволюция товарно-денежных отношений. Натурально-хозяйственная  деятельность не способствует развитию теневой экономики. Натуральное  производство, как правило, жестко локализовано и потому не может быть укрыто от государственного контроля и налогообложения. Теневые доходы должны быть максимально  ликвидными и мобильными. В сферу теневой экономики попадают, прежде всего, те виды деятельности, которые связаны с оборотом наличных денег. Наоборот, сферы, связанные с безналичным денежным оборотом и с активами низкой ликвидности, затронуты теневыми отношениями гораздо слабее[4].

       Зависимость развития теневой экономики от развития налично-денежного оборота хорошо заметна, прежде всего, по тем историческим периодам, когда усиливались теневые  отношения. Скажем, западноевропейская «криминальная революция» нового времени  совпадает с «революцией цен», вызванной резким ростом находящегося в обороте золота и серебра. Постепенная  демонетизация денежного обращения  в развитых странах с последней  трети ХХ в. привела к тому, что в наши дни факт наличия крупной суммы наличных денег воспринимается как доказательство причастности к теневой экономике. Поскольку движение потоков «электронных денег» отслеживать легче, чем наличных денег, это создало для участников теневых экономических отношений дополнительные трудности. Хотя статистика показывает общую тенденцию к росту теневой экономики, сокращение использования наличных денег играет роль тормозящего фактора, без которого теневая экономика росла бы еще сильнее.

       Но  в тоже время, с одной стороны, усилился спрос теневых структур на услуги профессиональных финансистов, умеющих «запутывать следы» денежных потоков. С другой стороны, начали создаваться  теневые системы безналичных  расчетов, конкурирующие с официальной  системой «электронных денег». В обоих  случаях происходит усиление значения сферы теневых финансов, когда  легализация тайных доходов становится наиболее важной частью теневого бизнеса - более важной, чем само получение  этих доходов.

       Теневая экономика, как и легальная, образует системы разных уровней. Одни виды теневых  экономических действий (например, рэкет) развиваются в основном на уровне отдельного города. Другие тяготеют к формированию национальных систем (это относится, прежде всего, к коррупции). Третьи развертываются на международном  уровне (например, контрабанда). [4]

       Степень локализации теневой экономики, как правило, отражает с некоторым  запозданием степень локализации  официальной экономики. В экономической  истории развитых стран формирование национальных моделей экономики  произошло в основном в XIX - первой половине ХХ вв., а во второй половине ХХ в. превалирующей тенденцией стало  формирование мирового хозяйства. В  теневой же экономике этих стран  формирование национальных криминальных хозяйстве  произошло примерно во второй трети ХХ в. (этот процесс  лучше отслеживается по развитию организованной преступности), а мировое  криминальное хозяйство начало складываться только в последней трети ХХ в. Одной из новейших глобальных проблем  современности стала проблема криминальной глобализации. Речь идет о том, что  на мировое развитие все сильнее  воздействую нарушители правовых норм, пренебрегающие официальными “правилами игры”. Проблема криминальной глобализации касается не только транснациональной  организованной преступности и международных  террористических организациях. Она  связана также с деятельностью  легальных фирм и правительств, которые  перенимают методы преступников и занимаются нелегальной хозяйственной деятельностью (например, промышленным шпионажем) в  глобальном масштабе. Криминальная глобализация ведет к тому, что в конце  ХХ в. мировое хозяйство начинает раздваиваться: одна его сторона - это легальные, «прозрачные» процессы; другая сторона - процессы нелегальные, теневые.  

1.5. Социальные функции теневых экономических отношений

       Теневая экономика играет важную роль не только в межсистемных, но и во внутрисистемных  сдвигах. Между возникновением спроса на новый институт и формированием  соответствующего легального института  проходит более или менее значительныёй промежуток времени, в течение которой действуют институты теневой экономики. Ярким примером инновационной функции теневых отношений, связанной с созданием новых организационных структур внутри той же самой социально-экономической системы, является институциональная коррупция эпохи перехода от капитализма свободной конкуренции к олигополистическому капитализму.

       Вторая  функция теневой экономики заключается  в дублировании господствующих в  обществе социально-экономических  институтов. Множественность институтов, выполняющих схожие функции, ведет  к постоянной конкуренции между  ними, а тем самым к отбору лучших и совершенствованию работы всех участников институциональной конкуренции[9].

       Тезис о теневой экономике как дубликате  господствующих институтов наиболее очевиден в отношении «серого» (неформального) и «второго» («бело воротничкового») сегментов современной теневой  экономической деятельности. В обоих  случаях перед нами - рынок, на котором  действуют законы конкуренции, а  цена товаров и услуг формируется  под влиянием спроса и предложения. Но и «черная» теневая экономика, основанная, казалось бы, на применении насилия, тоже является субститутом  легальных институтов. Если рассмотреть  организованную преступность с точки  зрения теории организации, то можно  выделить черты, сближающие преступную организацию (мафию) со всеми тремя  типами экономических субъектов  легальной экономики - и с фирмой, и с государством, и с домохозяйством.

       Современная организованная преступность является, по существу, особой отраслью бизнеса - экономической деятельностью профессиональных преступников, направленной на удовлетворение считающихся антиобщественными  остродефицитных потребностей рядовых  граждан. Организованную преступную группу можно интерпретировать как систему  неформальных (негласных) отношенческих  контрактов, минимизирую их транзакционные издержки преступной деятельности. Помимо функций фирмы мафия может  выполнять функции государства. Ведь, занимаясь рэкетом, преступная организация продает услуги по защите прав собственности. Правоохранительные услуги всегда относят к числу  общественных благ, производство которых  монополизирует государство. Поэтому  развитие рэкет-бизнеса следует рассматривать, как форму криминального полито генеза, создания теневого правительства, конкурирующего с официальным правительством. Наконец, преступные организации имеют многие черты домохозяйств, когда внутри криминальной группы культивируются альтруистические взаимоотношения без ожидания наград, по типу отношений в архаичных общинах[9].

       Третья  функция теневой экономики - это  функция утилизации: в сферу теневых  отношений «сбрасываются» элементы отживших социально-экономических  систем. В теневой экономике эти  устаревшие институты продолжают еще  долго действовать, сохраняя потенциальную  возможность пережить «второе рождение». Поэтому разрастание теневых  отношений часто означает регенерацию  пережитых институтов, что ведет  к торможению общественного развития.

Информация о работе Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике