Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение путей ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1) определить сущность и основные механизмы действия теневой экономики;
2) провести анализ теневых процессов в современной российской экономике;
3) определить возможные пути ограничения роста теневой деятельности на экономику РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования теневой экономики России………………..….…7
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....35
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ.
Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России и всего мира, в том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству на протяжении веков. По оценкам МВФ в 2009 году объем мировой нелегальной торговли составил примерно 8 трлн долларов США, объем теневой экономика в России в 2009 году составил 20-25% ВВП, что составляет примерно 2-2,5 триллиона рублей, причем в этом секторе занято более 9 миллионов человек. Эти цифры подчеркивают важность и актуальность этой проблемы для современного российского общества.
Основные черты «отечественной» теневой экономики следующие: уход от налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. По оценкам Госкомстата 63% теневого сектора дает торговля.
Если
бы экономика не уходила в тень,
ВВП каждого государства
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны[11].
Впрочем,
показатели международных организаций,
данные, официальной статистики и
отчёты специалистов рынка всегда расходились.
Действительно, дать объективную оценку
масштабам российской теневой экономики
непросто, настолько она стала
неотъемлемой частью всей экономической
системы страны. Например, известно,
что в скрытом секторе
По
результатам исследования Национального
института системных
По
общемировым объёмам теневой
экономики большая часть
Вообще
же теневой экономикой можно считать
любую экономическую
Осознание масштабов российской теневой экономики с ее финансовыми потоками приводит к пониманию того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского экономического хозяйства.
Необходимо
отметить, что теневая экономика
напрямую связана с уклонением от
уплаты налогов, которое стало характерным
для многих российских предпринимателей.
Пытаясь избежать дополнительного
налогового бремени, растущего в
связи с увеличением
Исходя
из данного заключения, а также
учитывая, какой элемент налогового
механизма и как подвергается
воздействию, предлагается классифицировать
все способы как способы
К
способам, полностью скрываемым экономическую
деятельность, относятся способы
уклонения от налогового контроля.
Следует признать, что в связи
с повышенным риском полного сокрытия
деятельности, к данной категории
относится небольшое количество
способов: уклонение от постановки
на налоговый учет и непредставление
налоговых деклараций. И в том,
и в другом случае деятельность хозяйствующим
субъектом осуществляется, но фактически
не контролируется государством. Применение
этих способов характерно для малого
бизнеса либо индивидуальной предпринимательской
деятельности и не на длительный срок.
С нашей точки зрения, больший
вред приносят организации, которые
на налоговый учет встали, но налоговых
деклараций не представляют. Это так
называемые фирмы-однодневки, которые
используются крупными и средними налогоплательщиками
в схемах частичного сокрытия деятельности,
осуществление которых без
Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов делятся на способы искажения объекта налогообложения и налоговое мошенничество.
Искажение
объекта налогообложения
«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2009 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61%. Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита и так далее.
Способы
увеличения себестоимости формируют
занижение (сокрытие) объема валового
дохода предприятия. Наряду с неправомерным
применением налоговых льгот
особое место здесь занимают фиктивные
операции; отражение фиктивных затрат;
завышение стоимости
Сокрытие
выручки (полное или частичное) производится
посредством очень широкого ряда
способов: не отражение результатов
финансово-хозяйственной
Зачастую
применение способов сокрытия выручки
и завышения себестоимости
О
масштабности применения схем сокрытия
деятельности либо искажения ее результатов
свидетельствует тот факт, что
в 1 полугодии 2009 года 20% организаций
работали с убытками. С учетом организаций,
декларирующих нулевые
В
отдельную категорию выделены экономические
преступления, классифицированные как
налоговое мошенничество. Практически
во всех странах, где установлена
юридическая ответственность за
уклонение от уплаты налогов, налоговое
мошенничество признается одним
из наиболее тяжких, и в подавляющем
большинстве стран влечет уголовное
наказание. Налоговое мошенничество
определяется фактом сокрытия налогооблагаемых
баз через подделку, фальсификацию
или намеренного искажения
Начиная
с конца третьего квартала прошлого
года, когда начались кризисные явления
и ухудшилась ситуация на рынке труда,
начался рост теневой экономики.
По оценкам главы Росстата Александра
Суринова, сейчас этот сектор равен пятой
части экономики в целом. Такие данные
он привел в интервью "Российской газете".
Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой
экономикой". Практически не поддаются
подсчетам товары и услуги, которые запрещены
к производству и реализации на территории
страны (например, проституция)[11].
ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.
Первый
- радикально-либеральный, реализуемый
с конца 1991- начала 1992 г. и связанный
с целевыми установками на сверхвысокие
темпы первоначального
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
И
для повышения эффективности
борьбы с организованной преступностью
в сфере экономики нужен
Информация о работе Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике