Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение путей ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1) определить сущность и основные механизмы действия теневой экономики;
2) провести анализ теневых процессов в современной российской экономике;
3) определить возможные пути ограничения роста теневой деятельности на экономику РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования теневой экономики России………………..….…7
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсач Теневая Экономика.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

       К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью  в сфере экономики можно отнести:

       - ограничение  деятельности контролируемых  организованными преступными формированиями  «легальных» предприятий и организаций  (их ликвидация, отзыв лицензий, арест  банковского счета и пр.);

       - выявление и нейтрализация лидеров  (руководителей) организованных  преступных формирований, осуществляющих  преступную деятельность в сфере  экономики;

       - привлечение к уголовной ответственности  участников организованных преступных  формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков  и пр.).

       Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало  бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

       - ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е.  освобождение от уголовной ответственности  и его защита за предоставление  доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

       - предусмотреть возможность освобождения  от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

       Наряду  с перечисленными  было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:

       - возможность выступления в суде  сотрудников правоохранительных  органов в качестве "свидетеля  со слов";

       - возможность допроса свидетелей  в закрытом судебном заседании;

       - возможность допроса свидетелей  без раскрытия их анкетных  данных;

       - институт "главного свидетеля";

       - проведение допросов в качестве  свидетелей лиц, установленных  при проведении оперативно-розыскных  мероприятий, до момента возбуждения  уголовного дела, а также проведение  экспертиз до возбуждения уголовного  дела.

       Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела  необходимость в разработке комплекса  мер воздействия на теневую экономику.

       При разработке такого комплекса мер, не отрицая необходимости силовых  мер, первостепенной задачей следует  считать изменение общих условий  хозяйствования, совершенствование  законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер  могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов 

3.2 Возможные подходы  к решению проблем  теневой экономики

       Для реализации оптимизирования масштабов  теневой экономики России возможны следующие меры:

       • постоянная корректировка правово-хозяйственных  условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к  налоговому режиму;

       • налоговые правила должны разрабатывать  не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные  макроэкономические сдвиги и учитывать  влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В  проекте нового Налогового кодекса  эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;

       • реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса  в перерабатывающей промышленности;

       • изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в  пропорции 30-35-35%;

       • освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и  создание новых рабочих мест;

       • упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

       • перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических  лиц на рентные платежи;

       • введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических  документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без  представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м  налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим  за рубежом «новым русским» с целью  возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

       • создание на территории России специальной  инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными  гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В. В. Путин  на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать  условия для его применения»;

       • наконец, не обойтись и без налаживания  общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

       Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать  следующие меры, направленные на изменение  ментальных стереотипов:

       - формирование позитивного образа  легальной хозяйственной деятельности - представлений о бизнесе как  сфере честной конкуренции и  социальной ответственности, а  не соревнований в обмане;

       - формирование негативного образа  теневой экономики - осуждающего  отношения к тем видам хозяйственной  деятельности, которые связаны с  нарушением закона;

       - формирование представлений о  дозволенности и моральности  инициативной помощи рядовых  граждан правоохранительным органам  в пресечении теневой экономической  деятельности.

       Важность  этих мер доказывается от противного - демонстрацией того, что в современном  российском обществе преобладают противоположные  тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В процессе выполнения данной курсовой работы, мною была изучена одна из наиболее интересных областей научного исследования, как теневая экономика. При выполнении данной курсовой работы были выявлены сущности теневой экономики России, ее специфика и трудности преодоления, а также выяснено, в чем состоит сущность и механизм действия теневой экономики, оценены масштабы теневой экономики в современной России. В работе раскрыты некоторые формы проявления теневой экономики. Выполнив все цели, поставленные, перед этой работай, можно сделать небольшие выводы.

       По  данной работе понятно, что теневая экономика представляет с собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, который, подпитывает уголовные преступления разной степени тяжести. Оно является одной из самых сложных проблем современной России и всего мира. В том или ином виде оно присутствует во всех странах.

       В оценке масштабов мы видим, что теневая  экономика в России достаточно развита.  К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.

       Один  из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно  на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

       Для устранения имеющихся недостатков  законодательства, а также в целях  прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать  систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

http://www.ng.ru/economics/news/2011/04/01/1301641243.html Независимая газета

       1) Аблаев И.М./ Тень и краски Российской экономики //ЭКО,2005-№2.-с.21-37.

       2)Бекряшев А.К., Белозеров И.П./Теневая экономика и экономическая преступность.//www.fin.book.

       3) Бурдуков П. Тайны рыночной экономики // Финансовый  контроль. - 2009. - N 10. - С.90-95.

       4) Виноградов В.В./ Экономика России//2004 - с320.

       5) Исправников В.О., Куликов В.В./ Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. – М.,2006 – с.13-27.

       6) Латов Ю.В., Ковалев С.Н./Теневая экономика: Учебное пособие для вузов // 2007 – с-245.

       7) Латов Ю.В. /Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики.// 2008.№3 - с. 34-38.

       8) Латов Ю.В. Экономика развития - для развивающейся России // Вопросы экономики. 2009. № 3 - с. 7-15.

       9) Лунеев В.Т. /Общество и экономика// 2006 - №2 – с.21-37.

       10) Николаев И./Теневая экономика: причины, последствия, перспективы./Общество и экономика//2007 - №3.с31-35.

       11) Николаенка С., Лиссовик Я./Теневая экономика в российских регионах.//www.fin.book.ru.

       12) Сенчагова В.К./ Экономическая безопасность России. // 2008 – с.121-130.

 

 


Информация о работе Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике