Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является аналіз планов предприятия по улучшению качества продукции.
Объектом данной работы выступает ООО “Кондитерская фабрика “Десна”. Предметом исследования является процесс планирования улучшения качества продукции на предприятии.
Исходя из цели курсовой работы, её основными задачами являються:
анализ теретической базы понятия планирования и процесса планирования качеством предприятия;
исследование общей характеристики предприятия и её основних показателей;
исследование процесса планирования улучшения качества на предприятии;
разработка направлений улучшения процесса планирования качества продукции на предприятии.

Содержание

Вступление 3
1 Теоретические основы анализа качественного состава предприятия 7
1.1. Понятие планирования на предприятии 7
1.2. Планирование процесса управления качеством 10
2. Системный анализ качественного состава персонала и ефективности его деятельности 21
2.1. Общая характеристика предприятия 21
2.2. Оценка основних показателей деятельности предприятия 22
2.3. Анализ процесса разработки планов улучшения качества продукции на предприятии 27
3 Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии 29
Выводы 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Курс. качество продукции.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Вступление

 

     Рыночная  экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и  объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

     С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность  – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие  конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

      - полезностью (качество, эффект от  использования и т.п.);

      - определяющими затратами потребителя  при удовлетворении его потребностей  посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

      - конкурентоспособностью предложения  (способ продвижения продукции  на рынок, условия поставки  и платежа, каналы сбыта, сервисное  обслуживание и т.д.).

     Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке.

     Проблема  качества и повышения конкурентоспособности  становится ключевой для предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса  и к проблеме качества, а также  к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

     сосредоточении  усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции  конкурентоспособной по своим характеристикам;

     изучении  опыта западных компаний, которые  поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

     активизации деятельности по разработке и внедрению  системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных  стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

     постепенном осознании менеджерами необходимости  освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

     Поскольку деятельность по формированию системы  менеджмента качества продукции  путем реализации международных  стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

     В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

     Качество  продукции и ее конкурентоспособность  существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

     Создание  и практическое использование системы  менеджмента качества продукции  зависит от людей, их квалификации и  способности постоянно учиться  и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

     Для планирования мероприятий по улучшению  качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

     Таким образом, тема нашей курсовой работы “Разработка планов улучшения качества продукции по предприятию” является актуальной.

     Целью данной работы является аналіз планов предприятия по улучшению качества продукции.

     Объектом  данной работы выступает ООО “Кондитерская  фабрика “Десна”. Предметом исследования является процесс планирования улучшения  качества продукции на предприятии.

     Исходя  из цели курсовой работы, её основными  задачами являються:

  • анализ теретической базы понятия планирования и процесса планирования качеством предприятия;
  • исследование общей характеристики предприятия и её основних показателей;
  • исследование процесса планирования улучшения качества на предприятии;
  • разработка направлений улучшения процесса планирования качества продукции на предприятии.

 

1 Теоретические  основы анализа качественного состава предприятия

    1. Понятие планирования на предприятии
 

     В системе планирования рассматривают процесс планирования и собственно план.

     А. И. Яковлев и А. А. Устич в своей книге "Планирование деятельности предприятия" определяют понятие планирования следующим образом: "Планирование - это процесс составления плана деятельности предприятия на будущий - плановый период, предсказания контроля за его выполнение, корректировку его в этой 'связи с изменением экономических и политических обстоятельств как на предприятии, так и за его пределами - в государстве, регионе, на рынках. "[20с. 4].

     Г. М. Тарасюк и Л. И. Шваб в книге "Планирование деятельности предприятия" не дают точного определения планирования, но больше уделяют внимания планированию как науке, и определяют, что суть планирования заключается в разработке и обосновании целей, определении наилучших методов и способов их достижения при эффективном использовании всех видов ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, и установлении их взаимодействия [12 с. 8].

     А.А. Орлов в своей книге "Планирование деятельности промышленного предприятия" определяет, что сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач, работ, а также определения эффективных методов и способов использования ресурсов, всех видов, необходимых для выполнения этих задач. Известно, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Следовательно, планирование - это естественная составная часть управления (менеджмента). Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения этих целей. Методология планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов разработки планов, отвечающих современным требованиям рынка и проверенные передовой практикой. А именно планирование - это сознательная волевая деятельность для определения целей предприятия, ресурсов для достижения этих целей и предвидение результатов [10, с. 12].

     В зарубежной литературе имеется ряд определений планирования, которые отличаются между собой, но по сути они очень похожи. Можно привести несколько примеров:

     • планирование - "творческое мышление будущего";

     • планирование (в широком понятии) - "формирование управленческих решений на базе системной подготовки, принятия решений по определению будущих событий";

     • планирование "возможно по сути определить как процесс мышления, при котором мыслительные предвидения и констатация производят этапы будущей деятельности";

     • "планирование - это системно-методический процесс познания и решения проблем будущего";

     • "под планированием понимают такое решение, которое (наряду с соответствующим принятию решений информационным процессом) производится по времени раньше наступления данных конъюнктурных событий" [12, с. 33].

     Г. М. Тарасюк и Л. И. Шваб рассматривают процесс планирования более общо, а А. И. Яковлев и А. А. Устич имеют более детальный подход. Поэтому эти авторы по-разному приводят составляющие процесса планирования.

     Г. М. Тарасюк и Л. И. Шваб приводят следующие этапы планирования:

     1) разработку общих целей;

     2) определение конкретных целей на данный период с последующей их детализацией;

     3) определение путей и способов достижения целей;

     4) контроль за процессом достижения поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей [12, с. 8].

     А.И. Яковлев и А. А. Устич приводят следующие этапы планирования:

     1) анализ и оценка результатов работы предприятия за отчетный период, оценка выполнения плана и выявление резервов повышения эффективности производства в плановом периоде, маркетинговый анализ;

     2) составление плана на плановый период;

     3) оптимизация плана, целью которой является обеспечение в будущем максимальных результатов (валового дохода и прибыли) при минимальных затратах;

     4) контроль за реализацией плана;

     5) корректировка плана в процессе его исполнения в текущем плановом периоде [20, с. 4-5].

     Как видно из вышеприведенного А.И. Яковлев и А. А. Устич разделяют последний этап планирования на два, причем видно из формулировки "корректировка плана в процессе его исполнения в текущем плановом периоде" не обязательно корректировка целей, а возможные изменения путей достижения цели, устранение непредвиденных в плане помех .

     Ни одно предприятие, фирма, объединение, акционерное общество, административный район, регион и в целом государство не может успешно, стабильно развиваться, не имея программы, соответствующего плана, который должен быть основой экономического развития любого производственного подразделения.

     Разработан и обоснован план должен отражать возможности и потребности людей на соответствующей территории. Он является ориентиром достижения предполагаемой цели, определенного уровня развития, учитывая возможности и ситуацию, сложившихся в регионе и в государстве в целом.

     Весь комплексное развитие любого производства той или иной отрасли народного хозяйства основывается на планировании. Ведь не имея цели, обоснованного плана, нельзя достичь успеха в социально-экономическом развитии любого государства. Таким образом, в каждом государстве есть своя соответствующая форма планирования и развития экономики в зависимости от присущих ей факторов. Подытоживая вышесказанное, мы можем утверждать, что планирование является доминантной функцией управления экономикой.

Информация о работе Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии