Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:54, курсовая работа
Целью работы является изучение, сложившейся в современных условиях России, системы платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать систему платности природопользования (в сфере загрязнения окружающей среды);
изучить методику исчисления платежей на примере расчета платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия (ОАО “Волга”).
Введение…………………………………………………………………………………...4
1. Характеристика объекта исследования………………………………………………..6
1.1 Место расположения объекта…………………………………………………..6
1.1.1 Общая характеристика……………………………………………………6
1.1.2 Климатические условия…………………………………………………..6
1.1.3 Геоморфологическое строение…………………………………………...6
1.1.4 Инженерно-геологические условия………………………………………7
1.1.5 Гидрологические условия…………………………………………………7
1.1.6 Почвы, растительность и животный мир………………………………...7
2. Характеристика деятельности объекта…………………………………………………9
2.1 Подготовка древесины…………………………………………………………….9
2.2.1 Древесно-подготовительный цех…………………………………………...9
2.2 Производство полуфабрикатов……………………………………………………...9
2.2.2 Цех термомеханической массы………………………………………………9
2.2.3 Участок подготовки товарной целлюлозы………………………………….10
2.2.4 Древесно-массный цех………………………………………………………..10
2.3 Производство бумаги………………………………………………………………..11
2.4 Готовая продукция…………………………………………………………………..11
3. Характеристика воздействия на окружающую среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности. ……………………………………………………………13
3.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу……………………………………13
3.2 Сбросы загрязняющих веществ со сточными водами…………………………….13
3.3 Отходы производства……………………………………………………………….15
4. Определение платы за негативное воздействие на окружающую среду………………..16
4.1 Нормативная база, в соответствии с которой рассчитываются и взимаются платежи за негативное воздействие на окружающую среду………………………………16
4.2 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников..20
4.3 Расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников..25
4.4 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты……………….27
4.5 Расчет платы за размещение отходов производства и потребления………………..29
5. Анализ результатов выполненного расчёта………………………………………………….31
Заключение ……………………………………………………………………… … 33
Список используемой литературы и нормативно-правовых документов …………..34
Расчет платы за сверхлимитные загрязнения атмосферы от стационарных источников определяется следующим образом:
при
где
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3,... n);
- плата
за сверхлимитный сброс
- расчетная ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, с учетом коэффициентов (руб.);
- фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т.);
- выброс
i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного лимита (т.).
где
- норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
- коэффициент,
учитывающий экологические
- коэффициент
за выбросы вредных веществ
в атмосферный воздух городов
(при осуществлении такого
- коэффициент
для особо охраняемых
- коэффициент
к нормативам платы,
Общая
сумма платы за выбросы в атмосферный
воздух определяется путём суммирования
полученных сумм платы за выброс каждого
загрязняющего вещества:
+
Таблица 4.2.1 Расчёт платы за сверхлимитное загрязнение атмосферы от стационарных источников [5]
№» | Наименование вещества | ПДВ, т/год | Фактический выброс вещества сверх норматива т/год | Сумма платы, руб. | ||||
1 | Пыль неорганическая до 20% Si | 0,02 | 3,624 | 21 | 1,1 | 1,2 | 1,93 | 4847,06 |
2 | Хром шестивалентный | 0,00172 | 0,001 | 1336 | 1,1 | 1,2 | 1,93 | 85,08 |
3 | Фтористый водород | 0,01 | 0,018 | 410 | 1,1 | 1,2 | 1,93 | 470,03 |
4 | Фториды | 0,004 | 0,018 | 205 | 1,1 | 1,2 | 1,93 | 235,01 |
Итого: | 5637,18 |
Итого
общая плата за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух стационарных
источников 9 101,91 рублей в год.
где
- плата
за выбросы загрязняющих
е - вид топлива;
- норматив платы за 1 единицу измерения топлива (руб.);
- количество
его вида топлива,
где
- норматив платы за выброс 1 единицы измерения топлива (руб.);
- коэффициент,
учитывающий экологические
- коэффициент
за выбросы вредных веществ
в атмосферный воздух городов
(при осуществлении такого
- коэффициент
для особо охраняемых
- коэффициент
к нормативам платы,
Коэффициент для особо охраняемых природных территорий в расчете не учитывается. Результаты расчета представлены в таблице 4.3. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников. [5]
Таблица 4.3 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников.
№ | Вид топлива | , т/год | Сумма платы, руб. | ||||
1 | Бензин неэтилированный | З98,324 | 1,3 | 1,1 | 1,2 | 1,58 | 2076,86 |
2 | Дизельное топливо | 1523,488 | 2,5 | 1,1 | 1,2 | 1,58 | 4130,60 |
Итого: | 6207,46 |
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников составляют 6 207,46 рублей в год.
4.4 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Плата за сбросы загрязняющих веществ, сбрасываемые со сточными водами, в размерах, превышающих допустимые нормативы сбросов, определяется по следующей формуле:
при
где
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3,... n);
- плата
за сверхлимитный сброс
- расчетная ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов, с учетом коэффициентов (руб.);
- фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т.);
- предельно
допустимый сброс i-го загрязняющего
вещества (т.).
где
- базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);
- коэффициент,
учитывающий экологические
- коэффициент
индексации платы за
Согласно
ФЗ "О федеральном бюджете на
2011 год и на плановый период 2012 и
2013 годов" Нормативы
платы за негативное
воздействие на окружающую среду, установленные
Правительством Российской Федерации
в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2011
году с коэффициентом соответственно
1,93 и 1,58.
Результаты расчета представлены в таблице 4.4. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. [5]
Таблица 4.4. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
№ | Наименование вещества | Утверждённый
норматив НДС т/год |
Фактический сброс вещества, т/год | Сумма платы, руб. | |||||
1 | Взвешенные вещества | 789,02 | 107,6 | 366 | 1,14 | 1,93 | 86647,39 | ||
2 | БПК-5 | 134,9 | 57,6 | - | 1,14 | - | - | ||
3 | Нефтепродукты | 1,71 | 0,276 | 5 510 | 1,14 | 1,93 | 3345,97 | ||
4 | Аммоний-ион | 2,6 | 1,16 | 551 | 1,14 | 1,58 | 1151,25 | ||
5 | Медь | 0,010 | 0,004 | 275 481 | 1,14 | 1,93 | 2424,45 | ||
6 | Сульфаты | 6748,3 | 2888,4 | 2,8 | 1,14 | 1,58 | 14567,24 | ||
7 | Нитраты | 96,5 | 16,36 | 6,9 | 1,14 | 1,58 | 203,32 | ||
8 | СПАВ | 3,37 | 1,12 | 552 | 1,14 | 1,58 | 1113,57 | ||
9 | Сухой остаток | 19 050 | 5 590 | - | 1,14 | - | - | ||
10 | Фенол | 0,033 | 0,012 | 275 481 | 1,14 | 1,93 | 7273,35 | ||
11 | Сульфиты | 1,29 | 0,56 | 145 | 1,14 | 1,58 | 146,26 | ||
12 | Хлориды | 2766,8 | 511,2 | 0,9 | 1,14 | 1,93 | 1012,26 | ||
13 | Фосфаты | 4,46 | 1,92 | 1 378 | 1,14 | 1,93 | 5821,20 | ||
14 | Метанол | 2,36 | 1,012 | 2755 | 1,14 | 1,93 | 6134,28 | ||
15 | Смолы | 0,67 | 0,288 | - | 1,14 | - | - | ||
1 | Формальдегид | 1,01 | 0,44 | 2755 | 1,14 | 1,93 | 2667,08 | ||
17 | Танниды | 20,24 | 8,68 | 27,5 | 1,14 | 1,58 | 429,94 | ||
18 | ОЖК | 3,37 | 1,44 | 71 | 1,14 | 1,93 | 224,94 | ||
Итого: | 133162,5 |
Итого плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты составляет 133 162,5 рублей в год.
Размер платы за размещение отходов не превышающих лимита на их размещение, рассчитывается по формуле:
при
где
i - вид отхода (i = 1, 2, 3,... n);
- плата
за размещение отходов, не
- расчетная ставка платы за размещение 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов (руб.);
- фактическое размещение i-го отхода (т.);
- годовой
лимит на размещение i-го отхода
(т.).
где
- норматив
платы за 1 тонну размещаемых отходов
в пределах установленного
- коэффициент
экологической ситуации и
Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, как для Волго-вятского экономического района РФ = 1,5
- федеральный
коэффициент индексации платы
за загрязнение окружающей
Виды отходов, перечисленные в таблице 4.5. Расчет платы за размещение отходов производства и потребления, не превышающих лимит размещения отходов, размещаются на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Поэтому, согласно Постановлению Правительства от 01.07.2005 № 410 при расчете платы за размещение отходов производства и потребления мной используется добавочный коэффициент 0,3. [11]
Результаты расчета представлены в таблице 4.5. Расчет платы за размещение отходов производства и потребления, не превышающих лимит размещения отходов. [5]
Таблица 4.5 Расчет платы за размещение отходов производства и потребления, не превышающих лимит размещения отходов.
№ | Наименование отходов т/год | Количество образования т/год | Класс опасности отхода | Сумма платы,
руб. | ||
1 | Кора | 96456 | V | 15 | 1,58 | 1028703,2 |
2 | Волокнистый скоп | 4459 | IV | 248,4 | 1,58 | 787514,67 |
3 | Активный ил | 3232 | IV | 248,4 | 1,58 | 570811,26 |
4 | ТБО | 6500 | V | 15 | 1,58 | 69322,5 |
5 | Доплата за абразивы и абразив. Пыль в составе ТБО | 0,0988 |
IV |
248,4 |
1,58 |
17,44 |
Итого: | 2456369,07 |
Общая
плата за размещение отходов 2 456 369,07 рублей
в год.
Общая плата
за негативное воздействие на окружающую
среду для предприятия ОАО «Волга» за
2011 год составила 2 604
840,91 рублей.
№ | Вид платы | Фактическая плата за негативное воздействие на ОС,(руб.) | ||
В пределах допустимых нормативов и лимитов | Сверх установленных нормативов и лимитов | ВСЕГО | ||
1 | За выбросы в атмосферу от стационарных источников | 3464,7 |
5637,18 |
9 101,91 |
2 | За выбросы в атмосферу от передвижных источников | 6207,46 |
- |
6 207,46 |
3 | За сбросы загрязняющих веществ в водные объекты | 133162,5 |
- |
133 162,5 |
4 | За размещение отходов | 2456369,07 | - | 2 456 369,07 |
ИТОГО: | 2 599 203,73 | 5637,18 | 2 604 840,91 |
Целлюлозно-бумажная промышленность относится к ведущим отраслям народного хозяйства, так как Россия располагает огромными лесосырьевыми ресурсами. Кроме того велика потребность в продукции этой отрасли, как в России, так и за рубежом, и это определяет большой объём выпускаемой продукции. Предприятие ОАО «Волга» как было ранее сказано, является одним из трех крупнейших предприятий в России по выработке газетной бумаги, поэтому совершенно очевидно, что производственная деятельность предприятия оказывает огромную экологическую нагрузку на окружающую природную среду по всем направлениям: на состояние атмосферы, гидросферы и недра. Об этом говорят внушительные показатели фактических выбросов, сбросов от комбината. Ведь чем больше отрасль, тем сильнее её воздействие на состояние природы. И действительно, по воздействию на окружающую среду эта отрасль остаётся одной из проблемных по величине токсичных выбросов в атмосферу и сбросов в воду и экологической опасности для природной среды.