Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:06, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики и перспективы их развития.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• обосновать сущность государственного бюджета;
• сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
Введение 3
1.Теоретические основы расходов федерального бюджета. 4
1.1.Сущность расходов федерального бюджета. 4
1.2.Классификация расходов федерального бюджета. 8
2.Анализ расходов федерального бюджета РФ на поддержку национальной экономики и перспективы их развития. 13
2.1.Анализ расходов федерального бюджета РФ на поддержку национальной экономики за период 2009-2011гг. 13
2.2.Перспективы совершенствования финансирования национальной экономики за счет средств федерального бюджета. 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение 27
Содержание
Введение
1.Теоретические основы расходов федерального бюджета.
1.1.Сущность расходов федерального бюджета.
1.2.Классификация расходов федерального бюджета.
2.Анализ расходов федерального бюджета РФ на поддержку национальной экономики и перспективы их развития.
2.1.Анализ расходов федерального бюджета РФ на поддержку национальной экономики за период 2009-2011гг.
2.2.Перспективы совершенствования финансирования национальной экономики за счет средств федерального бюджета.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Данная курсовая работа посвящена проблематике государственного бюджета и возможным путям его совершенствования.
Актуальность данной темы заключается в том, что государственный бюджет является одним из основных способов регулирования экономической жизни страны. В период экономического кризиса нормальное функционирование бюджетное системы имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом и отдельных регионов, отраслей в частности.
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики и перспективы их развития.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственного бюджета;
оценить роль госбюджета в экономической жизни страны.
Методологической основой исследования является системный подход, а также были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, обобщение, синтез.
Сформулированные в работе способы и принципы совершенствования госбюджета могут быть использованы при разработке плана бюджета, а также в системе государственного управления.
1.Теоретические основы расходов федерального бюджета.
1.1.Сущность расходов федерального бюджета.
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет -- основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. [7, с. 30]
Бюджетные расходы можно определить как «процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год». Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти. [11, с. 119 ]
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. [1]
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;
обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии оборонных отраслей промышленности;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации и иные расходы в области международного сотрудничества);
обеспечение фундаментальных исследований и мероприятий по содействию научно-техническому прогрессу и исследованию космического пространства;
обеспечение государственной поддержки железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта и атомной энергетики;
обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;
обеспечение обслуживания и погашения внутреннего и внешнего государственного долга РФ;
выплаты по компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и иных социальных услуг, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
обеспечение мероприятий по пополнению государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;
обслуживание выборов и референдумов, проводимых органами власти РФ за счет средств федерального бюджета;
обеспечение федеральной инвестиционной программы;
обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;
обеспечение мероприятий по финансовой поддержке субъектов РФ;
обеспечение выделения финансовых средств, представляемых юридическим и физическим лицам в виде трансфертов, субсидий, субвенций и кредитов;
обеспечение выделения финансовых средств, представляемых иностранным организациям в виде международных трансфертов и кредитов;
обеспечение финансовыми средствами юридических и физических лиц, выполняющих работы и услуги по государственным контрактам;
обеспечение мероприятий, не предусмотренных статьями расхода, которые финансируются за счет резервных средств бюджета. [5, с. 121]
По согласованию с органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;
обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;
обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих научно-технический прогресс;
обеспечение мероприятий социальной защиты населения;
обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;
обеспечение мероприятий развития рыночной инфраструктуры, развития федеральных и территориальных СМИ;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ;
оказание помощи другим бюджетам, в том числе по другим расходам, находящимся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. [3, с. 121]
1.2.Классификация расходов федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели,
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;