Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:07, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является выяснение природы формирования и распределения доходов в рыночной экономике, определение роли государства в преодолении неравенства доходов и обеспечении социальной справедливости в обществе.
1. Введение.
2. Экономическая теория о формировании и распределении доходов населения.
2.1. Эволюция теории доходов.
2.2. Роль доходов и их дифференциации в экономическом развитии.
2.3. Распределение доходов в плановой экономике.
3. Понятие, виды, источники и механизм формирования доходов в экономике рыночного типа.
3.1. Источники и механизм формирования заработной платы как факторного дохода.
3.2. Источники и механизм формирования процента как факторного дохода.
3.3. Источники и механизм формирования ренты как факторного дохода.
3.4. Источники и механизм формирования прибыли как факторного дохода владельца предпринимательской способности.
4. Распределение доходов и их дифференциация.
4.1. Государственное регулирование различных потоков доходов путем их перераспределения.
4.2. Инвестиции в человеческий капитал - одно из условий дифференциации заработной платы.
4.3. Денежные доходы населения, получаемые через финансовую систему государства.
4.4. Налогообложение населения - самостоятельный рычаг формирования и распределения доходов.
4.5. Неравенство в распределении доходов.
5. Заключение.
6. Литература.
Об
этом свидетельствует и тот факт,
что в последнее время все
большее признание завоевывает
так называемая «теория человеческого
капитала» (появилась в середине 70-х годов
XX века; ее виднейший представитель Г.Беккер
в 1992 году получил Нобелевскую премию
в области экономики).
4.2. Инвестиции в человеческий капитал - одно из условий дифференциации заработной платы.
В соответствии с теорией человеческого капитала дифференциация заработной платы существует в большей степени из-за различных инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, т.е. производительность труда работников. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование расходы, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. В целом, инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов. Каждый их них нацелен на повышение производительности труда работников, и, соответственно, на увеличение их заработной платы, а также доходов.
Расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. являются наиболее очевидным и наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.
Расходы на здравоохранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье - следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий - удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда работников.
Расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция работников влечет за собой издержки в.настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Согласно теории человеческого капитала производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной мере тем, сколько отдельный человек, его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.
Другими словами, инвестиции в человеческий капитал означают увеличение заработной платы и дохода работников, тем самым повышая удельный вес данного вида факторного дохода в общей системе доходов граждан современного общества.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, т.е. трансфертные платежи - выплаты правительством домохозяйству или фирме денег (или передачу товаров и услуг), взамен которых государство непосредственно не получает товаров и услуг. За счет этих источников осуществляется пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного рода пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
При
доминирующей роли заработной платы
в формировании общей суммы доходов
воспитываются такие качества, как
предприимчивость, инициатива. В случае
превышения роли выплат по линии государственных
программ помощи нередко происходит появление
пассивного отношения к производственной
деятельности, психологии иждивенства.
4.3. Денежные доходы населения, получаемые через финансовую систему государства.
Денежные доходы населения, получаемые через финансовую систему государства, представляются в виде:
- выплат по государственному страхованию;
- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
- выигрышей по лотереям;
- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие
денежные поступления включают выручку
населения от продажи вещей через комиссионные
и скупочные магазины и т.п.
4.4. Налогообложение населения - самостоятельный рычаг формирования и распределения доходов.
Номинальные доходы населения включают в себя, помимо чистых доходов, и обязательные платежи. И население осуществляет через финансовую систему в виде разнообразных налогов и соборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов последних и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого уровня в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов предусматриваются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Налогообложение населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, наследство, сельскохозяйственный налог, налог на малосемейных граждан, налоги с продаж и др.
Однако
при общих принципах
Неравенство в распределении доходов существует, как в странах рыночной экономики, так и в нашей стране.
При
уравнительных принципах
Становление рыночной системы хозяйства и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения способствует росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что требует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Разрешение такой социальной проблемы, как бедность, есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также с сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение количества бедняков - одна из приоритетных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.
Бедность не поддается точному определению. Безусловно семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Потребности семьи определяются многими факторами: ее численностью, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т.д. Определение бедности, принятое соответствующими правительственными органами, основано на размере семьи.
Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить различия между богатыми и бедными и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов, которые имеют место в различных странах. Но порядок их формирования разнообразен.
Распределение средств по линии программ по стабилизации доходов осуществляется по трем направлениям.
1. Часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворения потребностей.
2. В расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
3.
Основная часть, выступающая в форме льгот
и услуг, поступает в натуральной форме
населению непосредственно через соответствующие
учреждения непроизводственной сферы.
Потребителями части государственной
помощи выступают не все трудящиеся вообще,
а только те, которые имеют в этом потребность
и только в меру данной потребности. Например,
за бесплатной медицинской помощью в большей
степени обращаются те, кто чаще и серьезнее
болеет и не может оплачивать медицинские
услуги, услугами школьных учреждений
- тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
4.5. Неравенство в распределении доходов.
Чрезмерно активное вмешательство государства в процессы выравнивания доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения приводит к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
На дифференциацию доходов в экономике рыночного типа оказывает незаконная экономическая и преступная деятельность. В современных условиях она приобрела особенно крупные масштабы, что позволяет говорить о происходящей на наших глазах криминализации экономики. Процессы, связанные с этим явлением, ведут к значительному перераспределению доходов в обществе в пользу сравнительно небольшой части граждан «граны, обогащая их за счет подавляющей массы всего остального населения.
Источниками подобных доходов выступает функционирование элементов теневой экономики, представляющей собой неконтролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а именно:
- криминальной экономики, включающей экономическую и общеуголовную преступность;
- фиктивной экономики, т.е официальной экономики, выдающей фиктивные результаты своей деятельности за реальные;
- неформальной экономики, базирующейся на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющих официально установленную организацию экономических взаимосвязей;
- нелегальной второй экономики, состоящей из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности.
В зависимости от способа получения доходы от незаконной экономической и преступной деятельности возникают в результате:
- мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере;
- массового обмана населения создателями различного рода финансовых пирамид;
- нецелевого использования кредитов;
- присвоения средств, полученные по договорам;
- неплатежей в народном хозяйстве;
- сокрытий доходов от налогообложения;
- незаконных задержек заработной платы;
- нелегального прокручивания оборотных средств в коммерческих банках;
- вымогательства и получения взяток;
- незаконных сделок с валютой;
- обналичивания средств вопреки установленному порядку;
- легализации капиталов, нажитых преступным путем ("отмывание грязных денег");
- нарко- и порнобизнеса, проституции;
- краж и хищений;
Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике