Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных условиях развития экономики.
Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.
Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия и вопросы:
понятия приватизация и разгосударствление
этапы приватизации, её цели и последствия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........…3
Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………….…………21

Работа состоит из  1 файл

!Моё!Экономика(приватизация).docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………..........…3
  2. Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
  3. Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
  4. Заключение……………………………………………………………………………...20
  5. Список литературы………………………………………………………….…………21 

 

Введение

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что  при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных  задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением  понимают сокращение удельного веса государственной собственности  в общем ее объеме. Во времена  функционирования в нашей стране командно-административной системы  хозяйства государственная собственность  занимала монопольное положение  в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни  ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной  и муниципальной собственности.

Приватизацию обычно связывают  с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время  ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества  России перешла в частную собственность.

Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее  десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил  повсеместное распространение в  бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все  отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.

Цель данной работы заключается  в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных  условиях развития экономики.

Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.

Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия  и вопросы:

  • понятия приватизация и разгосударствление
  • этапы приватизации, её цели и последствия

 

 

 

 

 

I. Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах.Понятие приватизации и разгосударствление.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении  и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения  собственности составляют основу любой  экономической системы.

Такое обстоятельство породило многочисленные ошибки в практическом осуществлении мероприятий по осуществлению  радикальных экономических реформ, которые затем выразились в серьезных  деформациях переходного процесса. Сказанное в полной мере относится  и к практике приватизации государственного имущества.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный  сектор. Закон РФ «О приватизации государственных  и муниципальных предприятии  в РФ» от 3.07 1991 г. понимает под  приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов  народных депутатов в частную  собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и  нематериальных активов ликвидированных  предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и  местных Советов народных депутатов  в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым  предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

Известны два пути преодоления  тотального выведения предприятий  из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.1

Приватизация, как известно, является главным звеном в цепи мероприятий  составляющих экономические реформы. Суть определяющей значимости приватизации среди отмеченных выше мероприятий  заключается в том, что последняя  направлена на изменение форм и структуры  собственности. Адекватные природе  рыночной экономики формы и структуры  собственности могут возникать при условии прекращения монополии государственной собственности в обществе, т.е. разгосударствления экономики. К тому же рыночная экономика может получить динамичное развитие лишь в условиях формирования плюралистической структуры собственности.

Отсюда вытекает логический вывод о том, что процессы трансформации  плановой экономики в рыночную, осуществление  экономических реформ и реализация мероприятий по разгосударствлению собственности должны осуществляться в течении одного и того же, и  вместе с тем, продолжительного периода  времени, поскольку последние являются органическими составляющими первого.2

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят  от того, на каких принципах передается государственное имущество новым  собственникам. Это прежде всего  выбор между платной (за полную стоимость  или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро  перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто  может претендовать на имущество  приватизируемых государственных  предприятий - все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах  допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в  постсоциалистических странах шли  острые дискуссии социально-политического  и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Переходя к вопросу  о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, следует  сказать следующее. Дело в том, что  российская экономика долгое время  находилась под влиянием административно-командной  системы хозяйствования. Уже с  конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный  механизм хозяйствования.3

Достаточно сказать, что  на его основе непроизводительные расходы  и потери в народном хозяйстве  страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в  сторону от магистрального пути цивилизации  и зашли в тупик, из которого и  пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к  сбалансированной рыночной экономике  длительный и противоречивый, как  показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры.

Эти условия следующие:

-     право субъектов  самостоятельно договариваться  о цене;

-       развитие  внешнеэкономических связей;

-       разгосударствление  и приватизация собственности;  самостоятельность субъектов рынка;

-       система  социальной поддержки населения;  наличие конкуренции; независимое  судопроизводство, необходимая сеть  учреждений Госарбитража;

-       система  социальной поддержки населения;  право субъектов самостоятельно  договариваться о цене: достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров;

-       устойчивость  рубля и денежного обращения;  демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных  связей;

-       формирование  у людей рыночных норм поведения.4

Приватизационная компания и явилась одним из условий  формирования и установления рынка, т.е. перехода России к многоукладной  экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности  в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и  развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры  и т.д.

В ходе приватизации и разгосударствления в России государство, будучи практически  главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и  малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т. к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в  данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Это является следствием проведения приватизации и разгосударствления в России, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов  для благоприятного развития российской экономики. Скажем больше, что в условиях рынка, стали реально выполнимы  его функции, способные решить широкий  круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных  элементов реформ в «переходной» экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при  достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

-   изменение роли  государства, ибо государство  перестает быть монопольным собственником,  но сохраняется как один из  собственников; при этом государство  берет на себя функции регулирования  рынка в основном экономическими  методами.

-       преодоление  бесхозяйственности, убыточности, дефицитов,  в том числе и дефицита бюджета  как одного из основных источников  инфляции;

-       преодоление  монополии государства и создание  условий гражданского общества  и социально ориентированной  рыночной экономики. Для этого  нужны реальные субъекты рыночных  отношений, которые смогут доказать  свою жизнеспособность лишь эффективным  ведением хозяйства на основе  заинтересованности и ответственности;

-       стимулирование  инициативы собственников как  источника самодвижения, саморазвития  экономики:

На основании всего  вышеизложенного можно сказать, что при участии государства  в процессе разгосударствления и  приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура и  характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для  российского государства, как средство решения многих экономических и  хозяйственных проблем, нависших в  результате длительного сохранения в России командно-административного  механизма управления экономикой.

Цели приватизации в странах  рыночной экономики:

·         сокращение задолженности государственного сектора;

·         развитие рынка;

·         стимулирование предпринимательства;

·         расширение индивидуальных свобод;

·         развитие народного капитализма;

·         ослабление профсоюзов.

Цели приватизации в России:

·         формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

·         повышение эффективности деятельности предприятий;

·         создание конкурентной среды;

·         содействие демонополизации экономики;

·         привлечение иностранных инвестиций;

·         социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация