Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных условиях развития экономики.
Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.
Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия и вопросы:
понятия приватизация и разгосударствление
этапы приватизации, её цели и последствия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........…3
Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………….…………21

Работа состоит из  1 файл

!Моё!Экономика(приватизация).docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

Разгосударствление и  приватизация могут осуществляться на основе:

·         бесплатной передачи собственности;

·         выкупа предприятий на льготных условиях;

·         продажи акций;

·         сдачи предприятий в аренду;

·         продажа мелких предприятий с  аукциона по конкурсу и без него.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются  масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным  элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т. к. последняя не сводится к одной  приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность  и направлен на повышение эффективности  функционирования остающихся в государственном  секторе предприятий.5

Основными способами разгосударствления являются:

1. денационализация.

2. коммерциализация;

3. либерализация рынков;

4. стимулирование создания  и расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для  их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

1.  о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

2.  снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

Государство поощряет также  малый бизнес (через налоговые  льготы), снимает ограничения для  проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без  изменения государственной собственности.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Этапы приватизации, её цели и последствия.

На протяжении 1993-2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и  методами:7

  • первый этап - массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992-1994 гг.). Основная задача - создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;
  • второй этап - денежная приватизация (1994-1999 гг.). Основная задача - пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.
  • третий этап - совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)

Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных  преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный  сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора  экономики (акционерные общества, рынок  ценных бумаг, система институциональных  инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное  имущество при относительном  минимуме социальных конфликтов.

Несмотря на то что к  концу 90-х годов ХХ века в целом  была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий  стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:

-в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

-не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

-привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

-структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;8

На практике приватизация государственной собственности  сопровождалась многочисленными нарушениями  как со стороны федеральных органов  государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей  приватизируемых предприятий, что  приводило, в частности, к незаконному  отчуждению объектов государственной  собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости  активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному  установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным  бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась  методика оценки, которая не позволяла  реально оценить стоимость отчуждаемых  государственных активов. В некоторых  случаях оценка фактически вообще не проводилась.

Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к  достижению целей, которые были определены в Государственной программе  приватизации - формированию «эффективного  собственника» и созданию социально  ориентированной рыночной экономики.

Социальная эффективность  приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при  осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев  населения не были соблюдены.

С 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в  Российской Федерации, основная цель которого - устранение негативных тенденций, сложившихся  на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение  эффективности управления государственным  имуществом в целом. Однако тот факт, что «символическая черта» под итогами  приватизации государством публично не подведена, приводит к реальным негативным последствиям для экономики (занижение  инвестиционных рейтингов Российской Федерации и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильности правовых основ приватизации и в предсказуемости  действий государства приводит к  росту недоверия инвесторов и  предпринимателей, является одним из факторов низкой налоговой дисциплины и пр.).

Принимая решение о  начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания  причин и возможных путей преодоления  социально-экономического кризиса  начала 90-х годов.

В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать  инструментом для решения целого ряда актуальных задач:

-повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

-привлечения иностранных инвестиций.

-содействия процессу  стабилизации финансового положения  в Российской Федерации;

-создания конкурентной  среды и содействия демонополизации  народного хозяйства;

-социальной защиты населения  и развития объектов социальной  инфраструктуры за счет средств,  поступивших от приватизации;

-формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий  в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также  эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически  невозможным оперативную корректировку  действий органов исполнительной власти.

Начало реформ в сфере  государственной собственности  было недостаточно подготовлено с точки  зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических  последствий.

Несмотря на то, что в  результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных  инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия  прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности  в исследуемый период, превышает  три тысячи актов.

Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о  приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации»; Федеральный  закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а  также Государственная программа  приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г.) и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (с изменениями от 2 апреля 1997 г., 25 января 1998 г., 26 марта, 25 ноября 2003 г.). Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. №370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 был частично отменен, в Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 внесены существенные изменения. и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.

Кроме того, нормы, регулирующие различные содержательные и процедурные  вопросы приватизации государственной  собственности, содержатся более чем  в 60 федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Важное значение для развития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решения  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Например, Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. №1517-II ГД «О ходе приватизации в Российской Федерации  и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении». и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решения  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления  и определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Период  массовой приватизации (1992-1994 гг.)

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР» (далее - Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести  отсчет российской приватизации, определял  перечень и компетенцию государственных  органов, уполномоченных проводить  приватизацию, регламентировал порядок  и способы проведения приватизации государственных и муниципальных  предприятий, закреплял льготы работникам предприятий.

Закон предусматривал пять способов приватизации государственной  собственности: продажа предприятия  по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп  арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным  органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.9

Одновременно в целях  упорядочения процесса приватизации и  исключения злоупотреблений в ходе приватизации был принят Закон РСФСР  от 3 июля 1991 г. №1529-I «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», который  предусматривал открытие для каждого  гражданина Российской Федерации именных  приватизационных счетов, зачисления на них средств, поступающих от государства  для их дальнейшего использования  исключительно для оплаты выкупаемого  у государства приватизируемого имущества.

Закон не предоставлял гражданам  права продажи средств с приватизационных вкладов другим лицам, допускался лишь переход права на использование  именных приватизационных вкладов  в порядке наследования и завещания. Данный закон не был реализован, поскольку в итоге возобладала  «ваучерная» модель массовой приватизации Указом Президента Российской Федерации  от 24 декабря 1993 г. №2288, пункт 20, указанный  Закон был признан недействующим  и не подлежащим применению.

В основу приватизационных мероприятий были заложены задания  в относительных и расчетных  показателях по приватизации государственных  предприятий. Это свидетельствовало  о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и  индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости  от их прибыльности (ликвидности) в  целях повышения эффективности  их деятельности.

В принимаемых нормативных  правовых актах приватизационные мероприятия  не увязывались с задачами повышения  эффективности производства и наращивания  объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для  вовлечения различных предприятий  в процесс приватизации.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация