Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, реферат
Цель данной работы заключается в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных условиях развития экономики.
Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.
Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия и вопросы:
понятия приватизация и разгосударствление
этапы приватизации, её цели и последствия
Введение…………………………………………………………………………..........…3
Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………….…………21
Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.
Существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.
Период денежной приватизации (1994-1999 гг.)
Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу приватизации и определял особенности приватизации в период денежной приватизации.10
Формально введение новой
приватизационной модели было связано
с острой необходимостью решения
двух задач - пополнения федерального
бюджета и привлечения
На практике задача максимального увеличения доходов федерального бюджета стала основной, что привело, в частности, к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговых аукционов.
Несмотря на существенные положительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело целый ряд недостатков.
В частности, не была обеспечена
полноценная и непротиворечивая
правовая основа для приватизации объектов
государственной собственности
по рыночной цене без занижения ее
реальной стоимости. Не был создан механизм
запрещения и ограничения участия
иностранного капитала и резидентов
Российской Федерации, имеющих в
качестве выгодоприобретателей иностранных
юридических и физических лиц, в
приватизации объектов стратегического
характера. Не был определен порядок
расторжения сделок приватизации и
возмещения ущерба в связи с невыполнением
покупателем объекта
Не контролировался и
не контролируется до настоящего времени
процесс скупки иностранными лицами
пакетов акций стратегически
и экономически значимых для России
предприятий через подставных лиц
и на вторичном фондовом рынке. Так,
малоизвестная американская компания
«Nic and Si Corporation» через подставную
фирму «Столица» приобрела
Правительством Российской
Федерации не было обеспечено эффективного
противодействия
Так, например, консорциум российских
коммерческих банков в составе банков
«Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк»,
«Столичный банк сбережений», «Менатеп»
и АКБ «Международная финансовая
компания» предложил
Счетная палата РФ в конце
1995 года по итогам комплексной проверки
деятельности органов приватизации
высказала позицию о
В соответствии с «Обязательными
условиями договора кредита», утвержденными
Указом Президента от 31 августа 1995 г. №889,
погашение заемщиком
Таким образом, сделки кредитования
Российской Федерации под залог
акций государственных
Период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации - Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. №1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».11
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно - хозяйственного комплекса в целом.
Среди других новаций, изложенных в Концепции, - дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, и др.
Приватизация 1993-2003 гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положений действовавших в тот период нормативных правовых актов.
Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.
Однако, несмотря на внушительные
количественные итоги начальных
этапов приватизации, а также ряд
других положительных моментов, основные
стратегические цели, заявленные в
Государственной программе
Однако реальные, прагматические
цели, преследуемыми органами исполнительной
власти и собственниками предприятий
в ходе реализации конкретных сделок,
нередко расходились с
Последствия приватизации в России.
В России произошёл переход от социализма к капитализму.
В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
Приватизация
На начало 2008 года — на
повестке дня — те же проблемы: теперь
уже приватизация социальных услуг,
социальных гарантий государства, поскольку
явно видна несостоятельность
Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.13
Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.
Заключение
Большая часть населения
России негативно относится к
итогам приватизации. Как показывают
данные нескольких социологических
опросов, около 80 % россиян считают
её нелегитимной и выступают за полный
или частичный пересмотр её итогов.
Около 90% россиян придерживаются мнения,
что приватизация проводилась нечестно
и крупные состояния нажиты нечестным
путём (с этой точкой зрения также
согласны 72 % предпринимателей). Как
отмечают исследователи, в российском
обществе сложилось устойчивое, «почти
консенсусное» неприятие
Следует согласиться со многими
авторами выступлений почти во всех
газетах периода активного хода
приватизации (1992-1996 гг.), которые в
один голос высказывали одну и
ту же мысль: истоки многих политических
драм - в несовпадении законов экономической
эффективности со светлыми идеалами
социальной справедливости. Разуверившись
в возможности создания общества
равенства и счастья, лидеры постсоветских
государств взяли прагматический курс:
хорошо только то, что выгодно. «Но
следовать этому курсу
Прослеживая эволюцию приватизации и исследуя подходы и результаты программы приватизации, важно учитывать, что приватизация в сущности, представляет собой политическую трансформацию. Это связано с тем, что происходит изменение роли государства в экономике и в обществе целом. Вот почему процессы приватизации сопровождаются такими трудностями, как впрочем, любые кардинальные преобразования.
Проблемы приватизации и
разгосударствления нашли наиболее
широкое и в целом адекватное
отражение в прессе. Это связано
с тем, что именно эти проблемы
решались в процессе перестройки
экономики в первую очередь, и
законодательные власти в довольно
сжатые сроки разработали реальную
программу передачи собственности
на самых разных основах владения.
Вовремя разработанные
Список литературы