Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных условиях развития экономики.
Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.
Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия и вопросы:
понятия приватизация и разгосударствление
этапы приватизации, её цели и последствия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........…3
Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………….…………21

Работа состоит из  1 файл

!Моё!Экономика(приватизация).docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев  российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий  предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при  этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

Существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились  причиной) для серьезных злоупотреблений  и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.

Период  денежной приватизации (1994-1999 гг.)

Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535 «Об  основных положениях Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу  приватизации и определял особенности  приватизации в период денежной приватизации.10

Формально введение новой  приватизационной модели было связано  с острой необходимостью решения  двух задач - пополнения федерального бюджета и привлечения инвестиций для реструктурирования предприятий. Лозунг о привлечении инвестиций был чем-то вроде попытки хотя бы частично компенсировать предприятиям по сути внеэкономические методы продаж на предыдущем этапе.

На практике задача максимального  увеличения доходов федерального бюджета  стала основной, что привело, в  частности, к таким неоднозначным  решениям, как проведение залоговых  аукционов.

Несмотря на существенные положительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело  целый ряд недостатков.

В частности, не была обеспечена полноценная и непротиворечивая правовая основа для приватизации объектов государственной собственности  по рыночной цене без занижения ее реальной стоимости. Не был создан механизм запрещения и ограничения участия  иностранного капитала и резидентов Российской Федерации, имеющих в  качестве выгодоприобретателей иностранных  юридических и физических лиц, в  приватизации объектов стратегического  характера. Не был определен порядок  расторжения сделок приватизации и  возмещения ущерба в связи с невыполнением  покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных  без стоимостной оценки или без  оплаты объекта приватизации.

Не контролировался и  не контролируется до настоящего времени  процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически  и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц  и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation» через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий  оборонно-промышленного комплекса, в том числе 16% акций АО «Курский прибор»; 34% акций АО «Авионика», 16,3% акций АО «Тушинский машиностроительный завод», 8% акций МПО им. Румянцева. В нарушение действующего законодательства пакеты акций продавались иностранным  покупателям через посредников.

Правительством Российской Федерации не было обеспечено эффективного противодействия злоупотреблениям и нарушениям в ходе организации  и проведении в 1995-1996 годах залоговых  аукционов.

Так, например, консорциум российских коммерческих банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп»  и АКБ «Международная финансовая компания» предложил Правительству  Российской Федерации крупный льготный приватизационный кредит, временно замещающий собой запланированные в бюджете  поступления от приватизации, при  условии передачи им в доверительное  управление пакетов акций ряда крупнейших и рентабельных российских предприятий.

Счетная палата РФ в конце 1995 года по итогам комплексной проверки деятельности органов приватизации высказала позицию о неэффективности  залоговых аукционов и необходимости  отказа от их проведения. В частности, было отмечено, что сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме  временно свободных валютных средств  федерального бюджета, размещенных  в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в  залоговых аукционах.

В соответствии с «Обязательными условиями договора кредита», утвержденными  Указом Президента от 31 августа 1995 г. №889, погашение заемщиком обязательств по договорам кредита осуществлялось из средств федерального бюджета  без указания финансового года. Однако во всех договорах кредита была указано, что погашение осуществляется из средств федерального бюджета 1995 года, что фактически означало следующее: вместо передачи акций в залог, т.е. во временное использование федеральной  собственности, происходила запланированная  продажа акций.

Таким образом, сделки кредитования Российской Федерации под залог  акций государственных предприятий  могут считаться притворными, поскольку  банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков - участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, «кредитовавшие» государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий.

Период  совершенствования правовых основ  распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)

В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода  приватизации - Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция) См.: Постановление Правительства  Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. №1024 «О концепции управления государственным  имуществом и приватизации в Российской Федерации».11

Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать  кардинальное повышение эффективности  функционирования российских предприятий  и народно - хозяйственного комплекса  в целом.

Среди других новаций, изложенных в Концепции, - дифференцированный подход к приватизации предприятий в  зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами  долгосрочных планов развития предприятий  и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов  с социальными условиями; определение  целесообразности создания вертикально  интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество  на основе доверительного управления, и др.

Приватизация 1993-2003 гг. проводилась  на основании решений органов  государственной власти и положений  действовавших в тот период нормативных  правовых актов.

Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать  тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и  проводилась зачастую силовыми и  криминальными методами.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных  этапов приватизации, а также ряд  других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в  Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий  в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также  эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически  невозможным оперативную корректировку  действий органов исполнительной власти.

Последствия приватизации в России.

В России произошёл переход  от социализма к капитализму.

В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих  собственностью, которая досталась  им за сравнительно небольшие деньги.

Приватизация скомпрометировала  себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов  приватизации Анатолия Чубайса до сих  пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.12

На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку  явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым  инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное  финансирование (государственные именные  финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные  сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или  иной степени к пересмотру её итогов.13

Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному  сокращению объёмов производства в  лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение  жилого фонда советских предприятий  и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Большая часть населения  России негативно относится к  итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических  опросов, около 80 % россиян считают  её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным  путём (с этой точкой зрения также  согласны 72 % предпринимателей). Как  отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной  частной собственности.

Следует согласиться со многими  авторами выступлений почти во всех газетах периода активного хода приватизации (1992-1996 гг.), которые в  один голос высказывали одну и  ту же мысль: истоки многих политических драм - в несовпадении законов экономической  эффективности со светлыми идеалами социальной справедливости. Разуверившись  в возможности создания общества равенства и счастья, лидеры постсоветских  государств взяли прагматический курс: хорошо только то, что выгодно. «Но  следовать этому курсу предстояло в рамках, ограниченных сильными социальными  стереотипами. Немало стереотипов довлело  и над самими политиками. Только этим можно объяснить многочисленные попытки приватизации по социалистическим рецептам: с помощью ваучеров, приватизационных чеков, жилищных и инвестиционных купонов. Потребовалось время, чтобы понять горькую истину: право на приобретение конвейерной линии имеет не простой  гражданин, не тот, кто тридцать лет  на ней проработал, а тот, кто может  выложить большие деньги, чтобы завтра сменить ее на более современную».

Прослеживая эволюцию приватизации и исследуя подходы и результаты программы приватизации, важно учитывать, что приватизация в сущности, представляет собой политическую трансформацию. Это связано с тем, что происходит изменение роли государства в  экономике и в обществе целом. Вот почему процессы приватизации сопровождаются такими трудностями, как впрочем, любые  кардинальные преобразования.

Проблемы приватизации и  разгосударствления нашли наиболее широкое и в целом адекватное отражение в прессе. Это связано  с тем, что именно эти проблемы решались в процессе перестройки  экономики в первую очередь, и  законодательные власти в довольно сжатые сроки разработали реальную программу передачи собственности  на самых разных основах владения. Вовремя разработанные документы  стали основой реального воплощения этих процессов на практике. Кроме  того, именно эти документы стали  руководством к действию при сверке происходящих событий с намеченными  планами и программами.

 

Список  литературы

 

  1. Бесценный О., Этапы приватизации в России, Гимназия им. А.В. Кольцова 1997. – 261 с.
  2. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.: Политиздат, 1991. – 431 с.: ил.
  3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. - 480 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
  4. Джозеф Канн, Почему западные миллиарды не привели к оздоровлению российской экономики// The New York Times // www.hi-edu.ru, 2000 №5.
  5. Евсеенко А.В., Некрасовский К.В., Медведева Л.В. Парадоксы приватизации: современный западный опыт. – СПб.: ПИТЕР, 2009. - 125 с.
  6. Карибжанова Ж.С. «Приватизация» //Учебное пособие // Т.2, Т.3 2007 г.
  7. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: экономическое учебное пособие// М.: Омега-Л, 2006. – 296 с.
  8. Медведев Р.А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М. : ИМПЭТО, 1997. – 215 с.
  9. Радыгин А., Сидоров И.Российская корпоративная экономика: 100 лет одиночества // ВЭ.2000. №5
  10. Рывкина Р.В., Социальные последствия экономических реформ // Социологический журнал, 1995. №3.
  11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 635 с.
  12. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.; Питер, 2006. 384 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
  13. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие./Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 3-е, стереотипное. - М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999. - 432 с.
  14. Федеральный закон: Выпуск 43(369) О приватизации государственного и муниципального имущества. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 62 с.
  15. Шупыро В.М. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества- основа экономических реформ в России. // Вестник  МГУ. Серия 6. Экономика. 1998. № 6.
  16. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 437 с.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация