Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:21, контрольная работа
Усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международной глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях. В то же время очевидным становится и нарастание дисбалансов в развитии мировой экономики и ее региональных сегментов, усиление нестабильности и неустойчивости мировой экономический конъюнктуры, постоянное изменение конфигурации и активности экономических пространств, объединенных в интеграционные образования или формирующих условия для их создания. Для ослабления неизбежных в этой связи противоречий требуются постоянный поиск и институционализация совпадающих национальных, региональных и общемировых интересов.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Южная Америка: анализ предпосылок к образованию интеграционных объединений стран региона……………………………………………….. 5
1.1. Географическое положение и границы…………………………………... 5
1.2. Экономические интересы…………………………………………………. 7
1.3. Историко-этнические связи……………………………………………….. 10
2. Краткий экономико-географический анализ каждого из интеграционных объединений Южной Америки………………………... 14
3. Анализ эффективности интеграционных процессов в Южной Америке 22
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список литературы…
Развитие капиталистических отношений, крестьянские и городские восстания 18 в. (крестьянская война в Перу 1780-83, восстание в Новой Гранаде 1781 и др.) расшатали колониальную систему и способствовали пробуждению национального самосознания местного населения. Война за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-83 и Великая французская революция ускорили этот процесс. Война за независимость испанских колоний в Америке 1810-26 завершилась уничтожением колониального режима. Почти все испанские колонии завоевали политическую независимость.
Образование государств явилось важнейшей предпосылкой для ускорения развития капиталистических отношений. Сохранение крупного помещичьего землевладения и привилегий церкви тормозило этот процесс. В середине 19 в. начался новый подъём революционного движения, выразившийся в гражданских войнах в Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Уругвае, Гватемале и заставивший провести важные социальные реформы в Перу, Гондурасе, Бразилии. Были отменены подушная подать с индейцев и рабство негров (без наделения землёй), уничтожены дворянские титулы. В 1889 была ликвидирована монархия и провозглашена республика в Бразилии. После прихода сюда социализма и его крушения (кроме Кубы) пошёл активный процесс развития капитализма.
Этнический состав Южной Америки весьма пёстр, его условно можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют индейские племена, которые представляют собой коренных жителей (в настоящее время – 15% населения). Больше всего индейцев сосредоточено в Боливии (63%). Вторая группа – это европейские переселенцы, прежде всего испанцы и португальцы (креолы), ведь именно эти 2 морские державы раньше остальных стали собирать экспедиции для исследования и освоения бескрайних морских просторов. В числе участников испанских и португальских экспедиций были Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи и другие известные мореплаватели. Третью группу сформировали негры, которых сюда привозили в качестве рабов для работы на плантациях.
Представителей любой из этих групп осталось очень мало. Больше половины жителей Южной Америки – метисы (потомки от браков белых и индейцев) и мулаты (потомки от браков белых и негров). Самыми однородными в этническом отношении являются такие переселенческие страны, как Уругвай, Чили, Аргентина (это страны поздней колонизации, их массовое заселение началось во второй половине XIX века, в них больше всего европейских иммигрантов). От бывших испанских и португальских колоний отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцы).
Южная Америка – это также место смешения культур множества рас, народов, этносов и переплетения традиций и обычаев разных цивилизаций. В связи с этим ущемлялись права некоторых народов, в частности, индейцев, людей смешанных кровей, и др., со стороны европейцев. Это было серьёзной проблемой до 15 февраля 1819 г. Именно тогда состоялся Ангостурский конгресс по инициативе Боливара, на котором был принят документ, провозглашавший равенство всех жителей бывших колоний. С тех пор в Южной Америке царит терпимость ко всем народам и религиям.
Несмотря на пёстрый национально-этнический состав, религиозный состав Южной Америки единообразен. Здесь долгое время насаждался католицизм и считался единственной официальной религией, другие религии и вероисповедания преследовались инквизицией, поэтому большинство латиноамериканцев и в наше время исповедуют католицизм.
Как видно из описания истории и этнических связей материк является достаточно однородным. Государства Южной Америки являлись за малым исключением колониями Испании и Португалии, и как следствие, основные государственные языки португальский и испанский, а доминирующая религия – католицизм. В этническом плане не всё так однозначно, но здесь имеются свои особенности. Большой процент населения составляют метисы, мулаты и самбо, т. е. представители смешанных браков.
Все эти предпосылки положительно влияют на развитие интеграции с участием всех стран региона.
2. Краткий экономико-географический анализ
каждого из интеграционных объединений
Южной Америки
Южная
Америка раньше других регионов мира
вступила на путь интеграции. С 1960 г. здесь
стали действовать торгово-
Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полушария имеет МЕРКОСУР (рис. 1). Именно это объединение за полтора десятилетия добилось внушительных экономических успехов, хотя его страны-члены в девяностые и в начале нынешнего столетия испытали экономические спады и кризисы. В 1995 г. в нём были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник торговый союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г. соглашения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили.
МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:
• отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;
• свободное движение капитала и рабочей силы;
• введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;
• координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;
•
унифицированные правила
• единый порядок определения происхождения товаров.
Основными
административными органами объединения
являются Совет общего рынка, Группа
общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная
парламентская комиссия, Социально-экономический
консультативный форум и
С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).
Другим важнейшим региональным торгово-экономическим блоком в Южной Америке является Андское сообщество (группа, пакт; «Andean Group» или «Andean Common Market») создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора (рис. 1). С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; её совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является её президентом. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.
Совет
министров иностранных дел –
орган политического
Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.
Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:
выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.
В рамках Андской группы созданы:
Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия;
Андский резервный фонд (АРФ) — распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платёжных балансов и согласования финансовой и валютной политики;
Ассоциация телекоммуникационных комиссий — используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.
В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию её отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.
Таможенный союз в рамках Андской группы полностью сформирован к 1999 г., а до этого времени таможенные пошлины составляли не более 5—10%. В мае 1994 г. государства Андской группы согласились создать зону свободной торговли к 1 января 1995 года.
Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран — попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нём задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение «Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям», призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится. Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.
Информация о работе Развитие интеграционных группировок в Южной Америке