Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:21, контрольная работа
Усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международной глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях. В то же время очевидным становится и нарастание дисбалансов в развитии мировой экономики и ее региональных сегментов, усиление нестабильности и неустойчивости мировой экономический конъюнктуры, постоянное изменение конфигурации и активности экономических пространств, объединенных в интеграционные образования или формирующих условия для их создания. Для ослабления неизбежных в этой связи противоречий требуются постоянный поиск и институционализация совпадающих национальных, региональных и общемировых интересов.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Южная Америка: анализ предпосылок к образованию интеграционных объединений стран региона……………………………………………….. 5
1.1. Географическое положение и границы…………………………………... 5
1.2. Экономические интересы…………………………………………………. 7
1.3. Историко-этнические связи……………………………………………….. 10
2. Краткий экономико-географический анализ каждого из интеграционных объединений Южной Америки………………………... 14
3. Анализ эффективности интеграционных процессов в Южной Америке 22
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список литературы…
Страны
карибского региона по примеру центральноамериканских
соседей также начали осуществлять
процесс интеграции, исходя из своего
малозначительного
Карибское сообщество включает в себя 13 англоязычных стран этой зоны с общим объемом внешней торговли 11 млрд. долларов. Это - малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, СентЛюсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья), а также материковые Белиз, Гайана и Суринам (принят в 1995 г.). Ассоциированные члены КАРИКОМ - Виргинские Острова, острова Терке и Кайкос. Из всех этих стран только Суринам и Гайана находятся в Южной Америке. Договор, действующий и поныне, провозглашал образование Карибского сообщества, а в его рамках - Карибского общего рынка. Население стран КАРИКОМ составляет всего 6 млн. человек. В работе КАРИКОМ в качестве наблюдателей участвуют 12 латиноамериканских стран, среди которых наибольшую активность проявляют Мексика, Венесуэла и Колумбия. Высший орган объединения - конференция глав государств, исполнительные органы - Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы. Штаб-квартира находится в г. Джорджтаун (Гайана). В июле-августе 1990 г. на встрече глав государств и правительств КАРИКОМ были приняты решения об ускорении интеграции. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, т.е. создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций. С января 1991 г. единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ. В октябре 1992 г. на специальной встрече глав правительств был утвержден график поэтапного снижения ЕВТ, начиная с января 1993 г. Предполагалось, что к 1998 г. максимальная ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, одежду, готовые промышленные изделия, потребность в которых может быть удовлетворена за счет внутреннего производства, составит 20% по сравнению с 45% в 1992 г. (к декабрю 1995 г. верхняя граница ЕВТ была снижена до 30%). Минимальная ставка ЕВТ - 5% (0-5% для наименее развитых стран).
Бразилия является лидером и осью интеграционных процессов в регионе, она в 1993 г. выдвинула идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Бразилия стремиться на принципиально отличной основе от США создать Зону свободной торговли Америки. В качестве шага на этом пути в 2004 г. было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), в которую вошли члены МЕРКОСУР, Андского сообщества наций, некоторые члены Карибского сообщества (Гайана и Суринам), а также Чили, как ассоциированный член МЕРКОСУР.
9 декабря 2004 года было создано Южноамериканское сообщество (другое название - Декларация Куско). Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. Гайана и Суринам подписали декларацию, но отложили своё вступление в Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН) на неопределённый срок.
Наибольшую активность при создании сообщества проявили президент Перу Алехандро Толедо и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.
Ожидается, что именно Бразилия будет играть в новом союзе лидирующую роль.
В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза - в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.
Планируется, что первое время Южноамериканское сообщество будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общеамериканские институты - совет министров, южноамериканский парламент и суд правосудия.
Место подписания исторической декларации - город Куско в перуанских Андах - по легенде, был основан мифическим правителем инков Манко Капаком и впоследствии стал столицей обширного государства инков - Тауантинсуйю, самого крупного государства в доколумбовой Америке.
Подписание декларации было приурочено к 180-й годовщине разгрома (9 декабря 1824 года) испанских конкистадоров латиноамериканской армией под предводительством Симона Боливара в битве при Аякучо (Перу).
Что же касается Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), то, судя по всему, эта организация исчерпала свой потенциал. В состав этой организации по-прежнему входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. В самом начале своего существования организация ставила в качестве основной задачи создание к 1973 г. Зоны свободной торговли. Однако уже к концу 60-х гг. выявились несовершенства в механизме ЛАСТ. В 1980 г. взамен ЛАСТ была создана Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), целью которой является содействие развитию внутрирегиональной торговли и регионального экономического сотрудничества.
США пытаются подчинить страны Западного полушария своему влиянию через НАФТА, создать под своей эгидой ФТАА. В качестве шага на этом пути США в 2005 г. подписали соглашение о свободной торговли с Колумбией, Панамой и Чили и с такой группой как ЦАОР. Однако подписание договор о создании ФТАА, планирующиеся на конец 2005 г. не состоялось и было отложено на неопределённый срок (против выступили в основном страны МЕРКОСУР). Таким образом, в регионе наблюдается двухполюсная интеграционная тенденция.
В геополитическом плане Южная Америка остаётся зоной безусловного влияния США, однако возникают и некоторые новые явления. Ещё в 1948 г. большинство стран Южной Америки вошло в Организацию американских государств (ОАГ), созданную по инициативе и в интересах США. Однако в восьмидесятых ряд акций США изменил «однозначную» обстановку внутри ОАГ. Во время фолкленского кризиса (Великобритания – Аргентина, 1982 г.) США открыто поддерживали своего союзника по НАТО, а не члена ОАГ, затем последовала агрессия в Гренаде (1983 г.) и Панаме (1989 г.). Растёт желание стран ОАГ без США, но с Кубой (бойкотирующейся этой организацией долгие годы) найти новые формы экономического сотрудничества. В 1995 г. Бразилия, Мексика, Боливия выступили за безусловное возвращение Кубы в состав ОАГ, действенные меры против наркобизнеса, терроризма и нищеты в Латинской Америки. В 1998 г. на Генеральной ассамблее ОАГ вновь обсуждался вопрос о возвращении Кубы в эту организацию.
3. Анализ эффективности интеграционных
процессов в Южной Америке
Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
• статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
• динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.
Эффект создания торговли
В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.
Создание
торговли — переориентация местных
потребителей с менее эффективного внутреннего
источника поставки товара на более эффективный
внешний источник (импорт), ставшая возможной
в результате устранения импортных пошлин
в рамках таможенного союза.
Эффект отклонения торговли
Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от неё общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно низшим ценам.
Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих в нем стран однозначно ухудшится, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем это могло бы быть в условиях свободы торговли. С другой стороны, благосостояние стран-участниц может либо ухудшиться, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. Существующие расчеты показывают, что в большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли, в результате чего интеграция в целом ведет к росту благосостояния.
Теория «второго лучшего»
До возникновения теории таможенного союза считалось, что свобода торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение совокупного благосостояния всех стран мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может перевесить положительный эффект. Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году.
Теория «второго лучшего» — помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
Информация о работе Развитие интеграционных группировок в Южной Америке