Развитие крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы - Раскрыть сущность и отразить проблемы современного российского крупного бизнеса.
Критерий отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу – ее способность оказывать существенное влияние на экономическое пространство вокруг себя, т.е. изменять экономические институты в сфере ее деятельности. Это может быть либо пространство всей национальной экономики, либо сектора, либо отдельной отрасли. В России такое влияние способны оказывать субъекты бизнеса с объемом продаж в промышленности, строительстве, связи или сельском хозяйстве не менее 500 млн. долл. в год. По данным в России насчитывается не менее 50 структур, относящихся к крупному бизнесу. В их число входят не только представители сырьевых отраслей, но и работающие в обрабатывающем секторе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ» (ГОУ  ВПО «СГГА»)

Кафедра экономики и менеджмента
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине        МАКРОЭКОНОМИКА

На тему Развитие крупного бизнеса в России 
 

Студентки 1-го курса               

КРЫСИНОЙ  КСЕНИИ

Группа  – БЭ-12 
 

Руководитель  к.э.н.

НИТЯГО  ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Оценка  после защиты _________________

Дата  защиты ________________________ 
 
 

НОВОСИБИРСК, 2011

Введение 

Бизнес — (англ., business — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Бизнес в небольших масштабах на малых фирмах называют малым.

В одном  из английских учебников по бизнесу  даётся и такое определение: «Бизнес-это  деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для  извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары или деньги, ведущая  к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».

В большинстве  определений подчёркивается, что  бизнес-это деятельность  частных  лиц и организаций, то есть бизнес основан на частной, негосударственной  собственности на факторы производства. При этом всё же  не стоит отрицать наличие государственного бизнеса.

Проблематика  крупного отечественного бизнеса, его  формирования и места в экономике  страны вызывает большой общественный интерес. Некоторые ее аспекты –  финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и построения, «олигархические» связи бизнеса и власти – достаточно подробно исследуются российскими  и зарубежными специалистами.

Цель написания данной курсовой работы - Раскрыть сущность и отразить проблемы современного российского крупного бизнеса.

Критерий  отнесения той или иной структуры  к крупному бизнесу – ее способность  оказывать существенное влияние  на экономическое пространство вокруг себя, т.е. изменять экономические институты  в сфере ее деятельности. Это может  быть либо пространство всей национальной экономики, либо сектора, либо отдельной  отрасли. В России такое влияние  способны оказывать субъекты бизнеса  с объемом продаж в промышленности, строительстве, связи или сельском хозяйстве не менее 500 млн. долл. в  год. По данным в России насчитывается не менее 50 структур, относящихся к крупному бизнесу. В их число входят не только представители сырьевых отраслей, но и работающие в обрабатывающем секторе.

Предметом исследования являются экономические процессы, возникающие в развитии крупного бизнеса. При написании курсовой работы были поставлены задачи:

-Понять становление крупного бизнеса в России

- Увидеть роль крупного бизнеса в России

- Рассмотреть российский крупный бизнес на сегодняшний день

- Узнать эффективные модели организации и управления крупным бизнесом

- Изучить специфику крупного предпринимательства

Анализируемый период 2008 – 2010 гг.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных учёных таких как: Балдин К.В. , Даниелс Джон, Радеба Л. и Фатхутдинов Р.А. и других.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретическое обоснование бизнеса 

1.1 Сущность, цели и  функции бизнеса 

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически  всеми экономическими благами, определяющими  условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального  досуга. Бизнес модифицируется, принимает  различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых  людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как  человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее  время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать  себя бизнесменом, не каждый процесс  в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен  обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере  бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который  может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного  человека или общества, так и в  не желательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

Сущность  бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и  информационных ресурсов в целях  производства товаров, предназначенных  для продажи другим экономическим  агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может  быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью  спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация  или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие. Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Один  и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно  во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать  ареной функционирования различных  бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может  быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).

Роль  бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как  наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы –  эти понятия употребляются в  книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия –  служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения  занятости. Сторонники комплексного подхода  отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия  в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Виды бизнеса и их характеристика

Несмотря на некоторые общие признаки, на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано  с тем, что в отдельных видах  бизнеса возникают различные  конкурентные преимущества и риски, реализация первых и преодоление  вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Существуют особенности и в  механизмах правового регулирования  и правового обеспечения предпринимательской  деятельности в разных видах бизнеса. Для изучения этих особенностей мы существующие виды бизнеса разделим на виды.

Любой бизнес, так или иначе, связан с такими фазами воспроизводственного цикла - производство продукции или услуг, обменом  и распределением, их потреблением. Поэтому, в зависимости от того к  какой стадии воспроизводственного преимущественно принадлежит бизнес выделяют следующие виды пред-принимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и услуги.

Производственное  предпринимательство - это ведущий вид предпринимательства. Его основная функция - организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Сильные стороны производственного  предпринимательства:

-Производственное предпринимательство имеет наибольшее общественное значение.

-Пользуется значительной государственной поддержкой.

Слабые  стороны производственного  предпринимательства:

-Очень зависит от уровня развития рыночной экономики и инфраструктуры.

-Подвергается значительному государственному регулированию.

-Наиболее высоко-рискованный и сложный бизнес.

Коммерческий  бизнес - в этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые торговцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т.д. Коммерческий бизнес высокорентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше.

Сильные стороны коммерческого  предпринимательства:

-Высокая рентабельность.

-Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала.

-Относительная простота самих операций.

-Незначительная государственная регламентация.

Слабые стороны коммерческого предпринимательства:

-Очень зависит  от уровня развития производства.

-Относительно невысокий риск.

-Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала.

Финансовое  предпринимательство - выступает в таких формах как банковская деятельность, страховой и венчурный бизнес. Оно распространяется на такой круг операций как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере относятся услуги разнообразных финансовых посредников: брокеров, дилеров и т.д. Прибыль предпринимателя возникает в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов.

Сильные стороны финансового  предпринимательства:

-Гибкость и мобильность.

-Способность быстро аккумулировать ресурсы.

-Относительная простота самих финансовых операций.

Слабые  стороны финансового  предпринимательства:

-Высокие риски.

-Сильно зависит от политических рисков и международных финансовых рынков.

-Значительное государственное регулирование.

-Современные эффективные формы финансового предпринимательства сильно зависят от качества персонала.

-Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности.

Бизнес  в сфере услуг - В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.

Информация о работе Развитие крупного бизнеса в России