Развитие крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы - Раскрыть сущность и отразить проблемы современного российского крупного бизнеса.
Критерий отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу – ее способность оказывать существенное влияние на экономическое пространство вокруг себя, т.е. изменять экономические институты в сфере ее деятельности. Это может быть либо пространство всей национальной экономики, либо сектора, либо отдельной отрасли. В России такое влияние способны оказывать субъекты бизнеса с объемом продаж в промышленности, строительстве, связи или сельском хозяйстве не менее 500 млн. долл. в год. По данным в России насчитывается не менее 50 структур, относящихся к крупному бизнесу. В их число входят не только представители сырьевых отраслей, но и работающие в обрабатывающем секторе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

Сильные стороны предпринимательства  в сфере услуг:

-Гибкость и мобильность.

-Способность быстро аккумулировать ресурсы.

-Относительная простота деловых операций.

Слабые  стороны предпринимательства  в сфере услуг:

-Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг.

-Значительное государственное регулирование.

-Зависимость от качества персонала.

Все перечисленные  виды предпринимательства тесно  связаны между собой. Очень часто  в одном предпринимателе сочетается и производственник, и    финансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимателю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски. Однако не всегда произвольное сочетание видов бизнеса ведет к успеху.

Сразу после  начала крупномасштабной приватизации в России в начале 90-х годов многие предприниматели, занятые в сфере финансового бизнеса и сосредоточившие в своих руках значительные финансовые средства кинулись за бесценок скупать различные производственные предприятия. Однако отсутствие серьезной оценки рисков и то, что не были учтены серьезные различия бизнес процессов в разных видах бизнеса, привели к неповоротливости и неэффективности возникших бизнес структур 

Глава 2. Бизнес в России

2.1 Роль крупного бизнеса в России 

За  более чем пятнадцатилетний этап своего существования благодаря  накопленным ресурсам отечественный  частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как  страны в целом, так и многих субъектов  Российской Федерации. Трансформация  территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом  влияет на социально-экономическое  развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме  того, вложения в социальную сферу  со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием  таких вложений не получают дополнительных преимуществ.

Современная стадия функционирования бизнес - групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес - групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.

Большинство промышленных предприятий в стране было построено еще в советские  времена, роль новых построенных  мощностей пока сравнительно невелика, однако она стала заметно возрастать в годы экономического роста. Вхождение  отдельно взятого промышленного  предприятия в крупную бизнес-группу свидетельствует о потенциальном  притоке инвестиций в это предприятие, о его технологических связях и других особенностях развития.

Влияние крупного бизнеса  проявляется в  следующих аспектах:

Во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей. Более того, уже сейчас ряд бизнес - групп осуществляет инвестиции в те сектора экономики, которые сейчас "лежат", и которые никогда не поднялись бы самостоятельно.

Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.

В-третьих, российская экономика все более становится зависимой от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.

В-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли. Но уже есть примеры.

В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии.

Однако  роль крупного бизнеса в российской экономике варьирует от субъекта РФ к субъекту РФ. Как правило, чем  более масштабно и диверсифицировано  присутствие крупного бизнеса, тем  больше его роль в экономике субъекта РФ. При этом кроме основных отраслей промышленности, на которых специализируются крупные компании и бизнес - группы, на территориях присутствия компаний и бизнес - групп в их состав часто входят и объекты здравоохранения, туризма, сельского хозяйства. Это еще больше увеличивает значимость крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплачиваемых налогов, производства продукции и услуг.

Влияние крупного бизнеса на экономическую  ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет  крупный бизнес. Чем большее число  производств входит в состав крупных  компаний и бизнес - групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес - групп на территории, чем размер самих предприятий.

Крупный бизнес невозможно не учитывать в  текущей работе органов власти различных  уровней, а также при разработке стратегий и программ будущего развития РФ. В настоящее время существующие федеральные программы социально-экономического развития страны недостаточно ориентированы на учет крупных компаний и бизнес групп.

Бизнес - группы сыграли существенную роль при адаптации к рыночной экономики крупной промышленности. Очевидно, что в рамках централизованной системы крупное предприятие было чисто технологической, производственной единицей, потому что все финансовые, экономические проблемы решались во внешней среде. Предприятия, которые включены в интегрированные бизнес - группы, легче преодолевают трансформационные шоки, поскольку получают новую среду в виде инвестиционного и маркетингового партнера, а также услуги по стратегическому планированию, по отношениям с общественностью, по подбору, обучению и подготовке персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Современное состояние и развитие крупного бизнеса 

В современной  России крупный бизнес существует в  трех основных формах.

Первая  форма – интегрированная бизнес группа (ИБГ). Это объединение предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и даже секторах экономики и связанных единством экономических интересов. Его обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров, технологического единства в интегрированной бизнес - группе нет. Фактически им присущи свойства, характерные для конгломератов.

Вторая  форма – компания. Это объединение предприятий, имеющее объективный (технологический или воспроизводственный) экономический смысл и выстроенное либо вокруг некоторой товарной группы – диверсифицированная компания, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально интегрированная компания.

Чем принципиально  интегрированная бизнес-группа отличается от компании как экономический субъект? Тем, что ее нельзя продать целиком. Ценность группы знают только те, кто  ее создавали. Компания, напротив, имеет, как правило, объективную рыночную оценку.

Третья  форма – отдельное крупное предприятие. Основная часть производства и экономической деятельности в этом случае осуществляется на одной локализованной промышленной площадке. Такое предприятие как правило не одно юридическое лицо, поскольку служба безопасности, служба маркетинга, торговый дом и др. часто наделяются юридической самостоятельностью. Тем не менее, такое предприятие – единый и неделимый объект бизнеса.

Российский  крупный бизнес имеет ряд специфических  черт. Вот коротко о некоторых из них:

1.  Относительно  стабильное положение дел лишь  у тех предприятий, чей сбыт  напрямую зависит от спроса  населения: пищевая и табачная  промышленность.

2.  Относительно  быстрый рост имеют те организации,  кто сумел воспользоваться благоприятной  ценовой конъюнктурой на мировых  рынках. Прежде всего это нефтяная (рост экспорта более чем на 7,5% при увеличении внутреннего  потребления на 3%) и газовая (3,5% и 1,7%) промышленности. Сходная ситуация  сложилась в черной металлургии.  Вследствие смягчения условий  поставки продукции отрасли в  США и ряд других стран-импортеров, а также из-за роста цен на нее как на внешнем, так и на внутреннем рынке, выручка компаний отрасли существенно увеличилась. 

3.  Прибыльность  крупного бизнеса снижается второй  год подряд, причем ускоряющимися  темпами. В этом году суммарный  объем балансовой прибыли компаний  составил 764,7 млрд. рублей. Снижение  по сравнению с прошлым годом  — 10,8% (4,7% годом ранее). Но если  в 2006 году основным фактором  снижения прибыли стало падение  мировых цен на энергоносители  и продукцию металлургии, то  сейчас причины не столь однозначны. На результатах крупных нефтегазовых  компаний сказалось в основном  усиление налоговой нагрузки  вследствие введения налога на  добычу полезных ископаемых и  рост транспортных расходов. В  итоге они потеряли 4,3% прибыли  относительно прошлого года. И  это на фоне благоприятной  ценовой конъюнктуры. В цветной  же металлургии снижение массы  прибыли более чем на 63% обусловлено  в первую очередь именно снижением  мировых цен на продукцию отрасли.  В электроэнергетическом секторе  балансовая прибыль сократилась  почти на две трети, а в  угольной — практически вдвое.  Единственной отраслью сырьевого  сектора, увеличившей объем прибыли,  по результатам рейтинга стала  черная металлургия (рост на 36,8%).

4.  Несмотря  на снижение абсолютных показателей,  крупная промышленность более  рентабельна, чем средний бизнес. Средняя рентабельность (исчислялась  как отношение прибыли после  налогообложения к объему реализации) компаний составила 12,9% против 7,2% в среднем по промышленности (то  есть в 1,8 раза больше). Более  того, на общем фоне снижения  рентабельности крупный бизнес  теряет эффективность почти в  полтора раза медленнее, чем  промышленность в целом. Выигрыш  в рентабельности крупных компаний  перед средними наблюдается практически  во всех отраслях, однако особенно  он заметен в химической промышленности (более чем вдвое) и машиностроении (в 1,9 раза). Наиболее рентабельными  среди участников рейтинга остаются  нефтегазовые предприятия.

5.  Производительность  труда в крупном бизнесе быстро  растет. В среднем она достигла 1205 тыс. рублей (38,4 тыс. долларов) на одного работника, увеличившись  по сравнению с прошлым годом  на 17,5% в рублевом и на 9,1% —  в долларовом исчислении, а рост  наблюдался в подавляющем большинстве  отраслей. Среди двадцати наиболее  производительных компаний традиционно  доминируют табачные и пищевые.  
 
 
 
 
 

2.3 Российский крупный бизнес на примере омских предприятий

Характеристика  крупного бизнеса  в Омской области 
 

Омская область  является одним из самых привлекательных  регионов России для вложения капитала с целью развития бизнеса. Омский рынок представлен , прежде всего мелким и средним бизнесом. Однако это не означает, что крупный бизнес отсутствует вовсе. На территории Омской области работают такие производственные гиганты, как «Манрос М», «Омский бекон», корпорация «Омсквинпром», ФГУП ПО «Полет», нефтяная компания «Сибнефть» и другие. Среди них только корпорация «Омсквинпром» является истинно «омской», так как ее руководство отклонило предложение о продаже компании московским предпринимателям, тем самым, сохраняя «омскую» историю происхождения фирмы. Остальные же являются филиалами (подразделениями) московских крупных компаний.

Компания «Манрос  М» была создана в 1998 году на базе Омского  молочного комбината «Солнечный», который более 30 лет обеспечивал  город молочной продукцией. За короткий период своей деятельности «Манрос  М» стала лидером молочной промышленности в Западносибирском регионе, а ее продукция – одной из самых популярных и потребляемых. В 2008 году производственное предприятие было продано крупнейшему производителю продуктов питания «Вимм-Билль-Данн». В настоящее время компания «Манрос М» выпускает продукцию под различными торговыми марками, осваивается новое для компании направление - производство детского кисломолочного питания под ТМ «Агуша». На данный момент времени компания «Вимм-Билль-Данн» по данным исследования рейтингового агентства «Эксперт» по объему реализации продукции занимает 28 место (из 200), с общей численностью персонала более 20 тысяч человек.

Информация о работе Развитие крупного бизнеса в России