Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы - Раскрыть сущность и отразить проблемы современного российского крупного бизнеса.
Критерий отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу – ее способность оказывать существенное влияние на экономическое пространство вокруг себя, т.е. изменять экономические институты в сфере ее деятельности. Это может быть либо пространство всей национальной экономики, либо сектора, либо отдельной отрасли. В России такое влияние способны оказывать субъекты бизнеса с объемом продаж в промышленности, строительстве, связи или сельском хозяйстве не менее 500 млн. долл. в год. По данным в России насчитывается не менее 50 структур, относящихся к крупному бизнесу. В их число входят не только представители сырьевых отраслей, но и работающие в обрабатывающем секторе.
Сильные стороны предпринимательства в сфере услуг:
-Гибкость и мобильность.
-Способность быстро аккумулировать ресурсы.
-Относительная простота деловых операций.
Слабые стороны предпринимательства в сфере услуг:
-Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг.
-Значительное государственное регулирование.
-Зависимость от качества персонала.
Все перечисленные
виды предпринимательства тесно
связаны между собой. Очень часто
в одном предпринимателе
Сразу после
начала крупномасштабной приватизации
в России в начале 90-х годов многие предприниматели,
занятые в сфере финансового бизнеса и
сосредоточившие в своих руках значительные
финансовые средства кинулись за бесценок
скупать различные производственные предприятия.
Однако отсутствие серьезной оценки рисков
и то, что не были учтены серьезные различия
бизнес процессов в разных видах бизнеса,
привели к неповоротливости и неэффективности
возникших бизнес структур
Глава 2. Бизнес в России
2.1
Роль крупного бизнеса
в России
За
более чем пятнадцатилетний этап
своего существования благодаря
накопленным ресурсам отечественный
частный крупный бизнес постепенно
превратился в значимый институт
социально-экономического развития как
страны в целом, так и многих субъектов
Российской Федерации. Трансформация
территориальной структуры
Современная стадия функционирования бизнес - групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес - групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.
Большинство
промышленных предприятий в стране
было построено еще в советские
времена, роль новых построенных
мощностей пока сравнительно невелика,
однако она стала заметно возрастать
в годы экономического роста. Вхождение
отдельно взятого промышленного
предприятия в крупную бизнес-
Влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах:
Во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей. Более того, уже сейчас ряд бизнес - групп осуществляет инвестиции в те сектора экономики, которые сейчас "лежат", и которые никогда не поднялись бы самостоятельно.
Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.
В-третьих, российская экономика все более становится зависимой от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.
В-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли. Но уже есть примеры.
В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии.
Однако
роль крупного бизнеса в российской
экономике варьирует от субъекта
РФ к субъекту РФ. Как правило, чем
более масштабно и
Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес - групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес - групп на территории, чем размер самих предприятий.
Крупный
бизнес невозможно не учитывать в
текущей работе органов власти различных
уровней, а также при разработке
стратегий и программ будущего развития
РФ. В настоящее время существующие
федеральные программы
Бизнес
- группы сыграли существенную роль при
адаптации к рыночной экономики крупной
промышленности. Очевидно, что в рамках
централизованной системы крупное предприятие
было чисто технологической, производственной
единицей, потому что все финансовые, экономические
проблемы решались во внешней среде. Предприятия,
которые включены в интегрированные бизнес
- группы, легче преодолевают трансформационные
шоки, поскольку получают новую среду
в виде инвестиционного и маркетингового
партнера, а также услуги по стратегическому
планированию, по отношениям с общественностью,
по подбору, обучению и подготовке персонала.
2.2
Современное состояние
и развитие крупного
бизнеса
В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах.
Первая форма – интегрированная бизнес группа (ИБГ). Это объединение предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и даже секторах экономики и связанных единством экономических интересов. Его обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров, технологического единства в интегрированной бизнес - группе нет. Фактически им присущи свойства, характерные для конгломератов.
Вторая форма – компания. Это объединение предприятий, имеющее объективный (технологический или воспроизводственный) экономический смысл и выстроенное либо вокруг некоторой товарной группы – диверсифицированная компания, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально интегрированная компания.
Чем принципиально интегрированная бизнес-группа отличается от компании как экономический субъект? Тем, что ее нельзя продать целиком. Ценность группы знают только те, кто ее создавали. Компания, напротив, имеет, как правило, объективную рыночную оценку.
Третья форма – отдельное крупное предприятие. Основная часть производства и экономической деятельности в этом случае осуществляется на одной локализованной промышленной площадке. Такое предприятие как правило не одно юридическое лицо, поскольку служба безопасности, служба маркетинга, торговый дом и др. часто наделяются юридической самостоятельностью. Тем не менее, такое предприятие – единый и неделимый объект бизнеса.
Российский крупный бизнес имеет ряд специфических черт. Вот коротко о некоторых из них:
1. Относительно стабильное положение дел лишь у тех предприятий, чей сбыт напрямую зависит от спроса населения: пищевая и табачная промышленность.
2. Относительно
быстрый рост имеют те
3. Прибыльность
крупного бизнеса снижается
4. Несмотря
на снижение абсолютных
5. Производительность
труда в крупном бизнесе
2.3 Российский крупный бизнес на примере омских предприятий
Характеристика
крупного бизнеса
в Омской области
Омская область является одним из самых привлекательных регионов России для вложения капитала с целью развития бизнеса. Омский рынок представлен , прежде всего мелким и средним бизнесом. Однако это не означает, что крупный бизнес отсутствует вовсе. На территории Омской области работают такие производственные гиганты, как «Манрос М», «Омский бекон», корпорация «Омсквинпром», ФГУП ПО «Полет», нефтяная компания «Сибнефть» и другие. Среди них только корпорация «Омсквинпром» является истинно «омской», так как ее руководство отклонило предложение о продаже компании московским предпринимателям, тем самым, сохраняя «омскую» историю происхождения фирмы. Остальные же являются филиалами (подразделениями) московских крупных компаний.
Компания «Манрос
М» была создана в 1998 году на базе Омского
молочного комбината «