Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность малого предпринимательства
1.1 Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2 Отличительные особенности малой фирмы
1.3 Значение малого бизнеса в экономике
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность малого предпринимательства

1.1 Сущность и  основные черты малого бизнеса

1.2 Отличительные  особенности малой фирмы

1.3 Значение малого  бизнеса в экономике

Глава 2. Развитие малого бизнеса в России

2.1 Государственная  поддержка малого бизнеса (мировая практика)

2.2 Мероприятия  по государственной поддержке  малого предпринимательства в  России

2.3 Развитие малого  бизнеса в России

Заключение

Список литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Как мы знаем, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

     Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Сущность малого предпринимательства

  1.1 Сущность и основные  черты малого бизнеса

  Малый бизнес (МБ), или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

     Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес ― сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с  тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

      Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, так как именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Данное производство эффективно за счет экономии на объеме выпуска (масштабах производства), в противном случае крупная компания по возможности не берется за выпуск неприбыльных товаров, что может вызвать глубокие пропорции.

  Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска но осуществляют свою деятельность только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

  Сектор  МБ образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

 Как уже было отмечено, в мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого бизнеса. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой объем (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности; ее независимость; управление фирмой ее владельцами. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения МБ не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей. Конкретные данные по отдельным странам и их сопоставление приведены в приложении 1.

  В России ключевым является определение малых предприятий, которое дается в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы ― крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики. 
 
 
 

  1.2 Отличительные особенности  малой фирмы (МФ)

     МФ ― вполне самостоятельная и наиболее типичная форма оргаизации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями.  Достоинства МФ:    

  1. быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка;
  2. непосредственная взаимосвязь с потребителем;
  3. узкая специализация при производстве товаров и услуг; 
  4. возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом.

 Все эти черты МФ являются его достоинствами, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие:

а) быстрое реагирование МФ на изменения условий функционирования делает его зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий;

б) относительно небольшой капитал ограничивает рамки производства и, соответственно, возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.);

в) небольшие  масштабы производства и количество занятых обусловливают простоту управления предприятием, однако характерное  для МФ совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

  Тем не менее  в развитых странах есть много  успешно работающих МФ. Многие из них умирают, но количественно их «рождаемость» превышает «смертность». Следует учесть, что в экономике есть ситуации, когда мелкая фирма имеет явные преимущества перед крупной.  Некоторых такие ситуации.

  1.  Некоторые  люди хотят приобрести одежду, обувь, драгоценности, соответствующие их индивидуальности. А рынок особой модели или стиля всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства.

  2.  Ремонтные  работы ― это еще один вид  услуг, который не может быть стандартным; каждый вид работы ― особый. Поэтому существует много мелких фирм по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов.

  3.   МФ оказывают личные услуги, потому  что люди предпочитают иметь  дело с одним человеком. Семейный  доктор, семейный адвокат, местный парикмахер и специализированные розничные магазины служат примерами таких услуг, когда людям необходим индивидуальный подход.

  4.  Географические  факторы ограничивают объем рынка.  Например, маленькому поселению  не требуется содержать такие  розничные предприятия, как универмаги и супермаркеты.

  5.    Есть небольшие рынки очень  дорогих товаров, таких, как  роскошные яхты, дорогие лимузины  и высококачественные спортивные  автомобили. Эти товары могут  приобретать люди только с  очень высокими доходами.

  Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Прежде всего следует отметить гибкость ― это самое большое преимущество МФ над крупной организацией. Она может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей. У правительства есть ряд программ, направленных на оказание помощи МФ. В министерстве торговли и промышленности существует отдел по обслуживанию мелких фирм, который предлагает им поддержку и консультации. Он также готов оказывать финансовую помощь различным местным организациям, которые содействуют тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие.

  В современной  развитой экономике отмечается новое  явление ― это симбиоз с  крупной корпорацией.

  В последнее  время в западной экономике появились  фирмы-генеретики ― небольшие компании, которые занимаются копированием продуктов ведущих фирм. Особенно широко они распространены в фармацевтической, электронной и других отраслях.

  В чем  выигрывают фирмы-генеретики? Во-первых, копируя уже известные продукты, они не несут огромных расходов на научные исследования, а потому их издержки по производству синонимичных товаров (нередко выпускаемых под другими названиями) значительно ниже. Во-вторых, крупные монополии нередко завышают цены, МФ этого не делают.

  Таким образом, предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые преприятия способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам вытеснить их со значительной части рынка.

     Расширение конкурентных позиций МФ связано с тенденцией, называемой «снижение глубины переработки продукта». Суть ее в том, что крупные современные концерны носят не редко межотраслевой характер. Им присуще стремление произвести сложное изделие, не обращаясь «на сторону», от начала до конца. Это предполагает существование в рамках такого концерна мелкого производства, не отличающегося высокой производительностью труда. Если корпорация закроет такие участки и станет покупать более дешевые и качественные комплектующие малых фирм (работающих по заказам крупных корпораций), валовые издержки фирмы снизятся, а конкурентные позиции усилятся. МФ в данном случае послужили инструментом, ликвидирующим малопроизводительные подразделения концернов усиливая позиции последних в конкурентной борьбе.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России