Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность малого предпринимательства
1.1 Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2 Отличительные особенности малой фирмы
1.3 Значение малого бизнеса в экономике
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

  Численность занятых на малых предприятиях РФ к началу по данным МНС России, составила 11,8 млн человек. Это составляет составляет 16% экономически активного населения, что в 2-3 раза меньше по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель достигает 40―50%.

   Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.

  По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства  между российскими регионами, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики регионов задействован неравномерно.

  Особенностью  российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

  Наблюдаемые в 1999―2000 гг. рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и т. д.), а с другой ― компенсационным эффектом после сокращения 1998г. При этом рост носит преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий сокращается, а число занятых увеличивается незначительно.

  Несмотря  на рост производства продукции, работ  и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых  предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2000 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%.

  Малое предпринимательство  в России в современных условиях сопряжено с большим риском. Малые предприятия в силу своих особенностей в большей степени, чем крупные или средние, подвержены неблагоприятному воздействию внешней среды. Изменение рыночной конъюнктуры (неплатежи контрагента, нарушение графика поставок) или выведение из строя даже одного из производственных активов способно из-за ограниченности ресурсов малого предприятия привести к невозможности выполнения им своих обязательств. Таким образом, даже незначительное неблагоприятное событие может вызвать остановку производства, срыв поставок, а вследствие этого — банкротства предприятия.

  Российский  малый бизнес обладает некоторыми отличающими  его от МБ большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

     ♦   совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

   ♦  стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т. п.;

   ♦   общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

   ♦   высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

   ♦  низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и  культуры рыночных отношений;

   ♦  неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МБ.

     Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро- и макроуровне. Современная макроэкономическая ситуация в России весьма противоречива и далека от реального стимулирования долгосрочных ивестиций в развитие производства, что, естественно, и сдерживает реальное эффективное использование антимонопольных мер, диверсификацию производства, инновационное и венчурное предпринимательство. Между тем последнее и является питательной средой развития малого предпринимательства. К негативным явлениям следует добавить то, что предприятия страны получили в наследство от административно-командной системы традиции специфических условий нерыночного поведения предприятий. Сложное положение предприятий в современных условиях усугубляется особенностями формирования рынка, которые характеризуются, во-первых, высокой степенью специализации для многих передовых технологических отраслей промышленности, во-вторых, закрепленностью отдельных производителей за определенными регионами, в-третьих, локализацией хозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов. С другой стороны, в современной экономической жизни России осуществляются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию и вообще господству олигархии. Все еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий.

Важнейшие факторы  влияющие на развитие малого бизнеса:

- политическая  обстановка в обществе;

- состояние  экономики страны;

- политика государства  в области экономики;

- меры поддержки  малого бизнеса;

- правовое обеспечение  малого бизнеса;

- налоговая  политика;

- цивилизованность  предпринимательства.

     В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

 
 
 
 
 
 

Заключение

     Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

1) развитие МП  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

2) занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

3) объективно  неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

4) сектор МП  способен создавать новые рабочие  места, а следовательно, может  обеспечить снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  стране.

     Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

       Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

  Приложения

  Схема 1. Критери и показатели малого предпринимательства в РФ   

По  цели     деятельности Только коммерческие организации, т. е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли
По  составу  учредителей Не превышает 25% доля участия в уставном капитале:

― Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), общественных и иных фондов;

― принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства

По  средней численности работников за отчетный период В промышленности, строительстве и на транспорте ―  до 100 человек

в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере ―  до 60 человек

В оптовой торговле ― до 50 человек

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения ― до

30 человек

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности ― до 50 человек

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Носова С.С.  Экономическая теория — М. : КНОРУС, 2007г.

2. Лапуста М.Г.  Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство — М. : ИНФРА-М, 2004 г.

3. Сергеев И.В.  Экономика предприятия, 2001г.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России