Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Сущность малого предпринимательства
1.1 Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2 Отличительные особенности малой фирмы
1.3 Значение малого бизнеса в экономике
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы
Численность занятых на малых предприятиях РФ к началу по данным МНС России, составила 11,8 млн человек. Это составляет составляет 16% экономически активного населения, что в 2-3 раза меньше по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель достигает 40―50%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.
По-прежнему
сохраняется высокая
Особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.
Наблюдаемые в 1999―2000 гг. рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и т. д.), а с другой ― компенсационным эффектом после сокращения 1998г. При этом рост носит преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий сокращается, а число занятых увеличивается незначительно.
Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2000 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%.
Малое предпринимательство в России в современных условиях сопряжено с большим риском. Малые предприятия в силу своих особенностей в большей степени, чем крупные или средние, подвержены неблагоприятному воздействию внешней среды. Изменение рыночной конъюнктуры (неплатежи контрагента, нарушение графика поставок) или выведение из строя даже одного из производственных активов способно из-за ограниченности ресурсов малого предприятия привести к невозможности выполнения им своих обязательств. Таким образом, даже незначительное неблагоприятное событие может вызвать остановку производства, срыв поставок, а вследствие этого — банкротства предприятия.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МБ большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
♦ совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
♦ стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т. п.;
♦ общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
♦ высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
♦ низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
♦ неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МБ.
Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро- и макроуровне. Современная макроэкономическая ситуация в России весьма противоречива и далека от реального стимулирования долгосрочных ивестиций в развитие производства, что, естественно, и сдерживает реальное эффективное использование антимонопольных мер, диверсификацию производства, инновационное и венчурное предпринимательство. Между тем последнее и является питательной средой развития малого предпринимательства. К негативным явлениям следует добавить то, что предприятия страны получили в наследство от административно-командной системы традиции специфических условий нерыночного поведения предприятий. Сложное положение предприятий в современных условиях усугубляется особенностями формирования рынка, которые характеризуются, во-первых, высокой степенью специализации для многих передовых технологических отраслей промышленности, во-вторых, закрепленностью отдельных производителей за определенными регионами, в-третьих, локализацией хозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов. С другой стороны, в современной экономической жизни России осуществляются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию и вообще господству олигархии. Все еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий.
Важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса:
- политическая обстановка в обществе;
Заключение
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
1) развитие МП
способствует постепенному
2) занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
3) объективно
неизбежная реструктуризация
4) сектор МП
способен создавать новые
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Приложения
Схема 1. Критери
и показатели малого предпринимательства
в РФ
По цели деятельности | Только коммерческие организации, т. е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли |
По составу учредителей | Не превышает
25% доля участия в уставном капитале:
― Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), общественных и иных фондов; ― принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства |
По средней численности работников за отчетный период | В промышленности,
строительстве и на транспорте ―
до 100 человек
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере ― до 60 человек В оптовой торговле ― до 50 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения ― до 30 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности ― до 50 человек |
Список литературы
1. Носова С.С. Экономическая теория — М. : КНОРУС, 2007г.
2. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство — М. : ИНФРА-М, 2004 г.
3. Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2001г.