Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность малого предпринимательства
1.1 Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2 Отличительные особенности малой фирмы
1.3 Значение малого бизнеса в экономике
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Но малые фирмы  не только конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности, как единый сектор экономики способны составить достаточно серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствуют не только их многочисленность, но и быстрое обновление малого предпринимательства. Ежегодно возникает огромное число МФ, столь же велико и число ликвидируемых. Но лишь малая часть их разоряется, подавляющее число МФ выходят из дела без крупных финансовых потерь и готовы к формированию нового бизнеса. Поэтому число МФ, как правило, не только не сокращается, но даже возрастает. 

  1.3 Значение малого  бизнеса (МБ) в  экономике

  Социальная  значимость МБ определяется массовостью  группы мелких собственников ― владельцев малых предприятий и наемных  работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  ♦ развитие МБ способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса);

  ♦  занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

  ♦  объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

  ♦  сектор МБ способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

  Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

  Сектор  МБ наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т. п. Важнейшими особенностями МБ являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

  Присущие  МБ гибкость и высокая приспосабливаемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору МБ свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МБ вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Что касается жизнеспособности МБ, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через три года ― 7―8% и, наконец, через пять лет остается не более 3%. Мировой опыт подтверждает: малый бизнес ― важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях ― этот сектор по своей сути являетсг имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. 
 
 
 

                                                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие малого бизнеса  в России

  2.1 Государственная  поддержка малого  бизнеса (мировая  практика)

  Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в  отношении МБ является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран (например, в Европейском юге).

  Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства  включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов  сообщества, на основании которых  определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.

  Другие  страны придерживаются того мнения, что  разработка целевых программ и более  совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.

  Исследование  организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:

  1)   наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;

  2)  разработка  и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;

  3)   сочетание прямых и косвенных  мер поддержки МБ;

  4)   выделение ассигнований на реализацию  программ поддержки МБ из бюджетов  различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;

  5)   наличие развитой системы специализированных  правительственных учреждений и организаций с государственным, или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.);

  6)  рациональное  распределение функций между  центральными, региональными и местными  органами государственна: власти  с делегированием широких полномочий  на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами      общих   координационных функций;

  7)   взаимодействие органов государственной  власти различных уровней с  союзами и объединениями, выражающими  интересы предпринимателей, с целью  обеспечения учета их позиций при принятии решений. 

  2.2  Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России

  В соответствии с Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» государственная  поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  ♦  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

  ♦ создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

  ♦ установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

  ♦  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

  ♦ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

  Государственная финансовая поддержка МБ может осу  ществляться как путем направления  бюджетных средств не поредственно в сферу малого бизнеса, так и косвенно, путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Уже завершился этап безвозмездного финансирования и непосредственного кредитования субъектов малого бизнеса. В ближайшее время планируется перейти от практики прямого кредитования к созданию государственных гарантий.

  Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансов ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности.

       В соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ от 19 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. В определенной степени переход на упрощенную систему налогообложения — это вынужденная мера. Общепринятая система более объективно учитывает доходы и расходы предпринимателей и устанавливает их взаимоотношения с бюджетом. Однако широкое распространение мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей и невозможность их контролирования делает применение упрощенной системы налогообложения целесообразной.

  На данном этапе и в России осознается значимость малого предпринимательства при  структурных преобразованиях экономики, но конкретные направления еще недостаточно проработаны. Реализация государственной  поддержки малого предпринимательства позволила снизить социальную напряженность на рынке труда через увеличение количества рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях, привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в российскую экономику, повысить уровень доходов семей, наполняемость бюджетов, особенно местных, создать систему инфраструктуры, обеспечивающую малые предприятия необходимой им информацией и т. п.

  Важнейшие задачи государственной поддержки  МП заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов появления самостоятельности и предприимчивости. Представляется, что в условиях переходного периода для государственной поддержки предпочтительнее стимулировать развитие жизнеспособных предприятий и отраслей, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.

  Исходя  из мирового опыта малый бизнес в  России может существовать и развиваться  по двум основным направлениям: либо в  сфере обслуживания, либо сотрудничая  с крупными структурами и выполняя при этом определенные функции. В этих сферах возможно наиболее рациональное и благоприятное использование потенциала, заложенного в этом сегменте экономики, для решения основных задач российской экономики. Именно на эти предприятия, в первую очередь, и нацелена государственная поддержка на всех уровнях. 

2.3 Развитие малого  бизнеса в России

     В1978 г. в Советском Союзе был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», регулирующий индивидуальное предпринимательство. По существу, это было началом развития малого предпринимательства в нашей стране. С июня 1988 г. вступил в действие Закон «О коммерции в СССР». К этому времени 200 тыс. человек начали заниматься предпринимательством под вывеской индивидуального предпринимательства. Кооперативы создавались в основном при государственных предприятиях и использовали государственную собственность. Новый импульс развитие малого бизнеса получило в 1990 г., когда было издано постановление Правительства Российской Федерации о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению льгот для них.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России