Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Сущность малого предпринимательства
1.1 Сущность и основные черты малого бизнеса
1.2 Отличительные особенности малой фирмы
1.3 Значение малого бизнеса в экономике
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы
Но малые фирмы
не только конкурируют с малоэффективными
подразделениями крупных корпораций.
Они в совокупности, как единый сектор
экономики способны составить достаточно
серьезную конкуренцию самым мощным компаниям.
Этому способствуют не только их многочисленность,
но и быстрое обновление малого предпринимательства.
Ежегодно возникает огромное число МФ,
столь же велико и число ликвидируемых.
Но лишь малая часть их разоряется, подавляющее
число МФ выходят из дела без крупных финансовых
потерь и готовы к формированию нового
бизнеса. Поэтому число МФ, как правило,
не только не сокращается, но даже возрастает.
1.3 Значение малого бизнеса (МБ) в экономике
Социальная значимость МБ определяется массовостью группы мелких собственников ― владельцев малых предприятий и наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
♦ развитие МБ способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса);
♦ занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
♦ объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
♦ сектор МБ способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.
Сектор МБ наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т. п. Важнейшими особенностями МБ являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие
МБ гибкость и высокая приспосабливаемость
к изменчивости рыночной конъюнктуры
способствуют стабилизации макроэкономических
процессов в стране. Однако сектору МБ
свойственны относительно низкая доходность,
высокая интенсивность труда, сложности
с внедрением новых технологий, ограниченность
собственных ресурсов и повышенный риск
в острой конкурентной борьбе. Это приводит
к постоянному обновлению в секторе МБ
вследствие массовых банкротств, переспециализации
деятельности или деградации. Что касается
жизнеспособности МБ, то, по данным Всемирного
банка, из вновь организуемых малых предприятий
через год их существования в ряду действующих
остается примерно 50%, через три года ―
7―8% и, наконец, через пять лет остается
не более 3%. Мировой опыт подтверждает:
малый бизнес ― важный элемент рыночной
экономики, без которого она не может гармонично
развиваться. Он во многом определяет
темпы экономического роста, структуру
и качество ВНП. Но дело не только в количественных
показателях ― этот сектор по своей сути
являетсг имманентным элементом рыночной
инфраструктуры. Высокий
уровень развития малого предпринимательства
выступает необходимым слагаемым современной
модели рыночно-конкурентного хозяйства.
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МБ является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран (например, в Европейском юге).
Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.
Другие
страны придерживаются того мнения, что
разработка целевых программ и более
совершенные схемы
Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:
1) наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
2) разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;
3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ;
4)
выделение ассигнований на
5)
наличие развитой системы
6) рациональное
распределение функций между
центральными, региональными и местными
органами государственна: власти
с делегированием широких
7)
взаимодействие органов
2.2 Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в России
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
♦ формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
♦ создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
♦ установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
♦ поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
♦ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Государственная
финансовая поддержка МБ может осу
ществляться как путем
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансов ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности.
В соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ от 19 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. В определенной степени переход на упрощенную систему налогообложения — это вынужденная мера. Общепринятая система более объективно учитывает доходы и расходы предпринимателей и устанавливает их взаимоотношения с бюджетом. Однако широкое распространение мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей и невозможность их контролирования делает применение упрощенной системы налогообложения целесообразной.
На данном
этапе и в России осознается значимость
малого предпринимательства при
структурных преобразованиях
Важнейшие задачи государственной поддержки МП заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов появления самостоятельности и предприимчивости. Представляется, что в условиях переходного периода для государственной поддержки предпочтительнее стимулировать развитие жизнеспособных предприятий и отраслей, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.
Исходя
из мирового опыта малый бизнес в
России может существовать и развиваться
по двум основным направлениям: либо в
сфере обслуживания, либо сотрудничая
с крупными структурами и выполняя
при этом определенные функции. В этих
сферах возможно наиболее рациональное
и благоприятное использование потенциала,
заложенного в этом сегменте экономики,
для решения основных задач российской
экономики. Именно на эти предприятия,
в первую очередь, и нацелена государственная
поддержка на всех уровнях.
2.3 Развитие малого бизнеса в России
В1978 г. в Советском Союзе был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», регулирующий индивидуальное предпринимательство. По существу, это было началом развития малого предпринимательства в нашей стране. С июня 1988 г. вступил в действие Закон «О коммерции в СССР». К этому времени 200 тыс. человек начали заниматься предпринимательством под вывеской индивидуального предпринимательства. Кооперативы создавались в основном при государственных предприятиях и использовали государственную собственность. Новый импульс развитие малого бизнеса получило в 1990 г., когда было издано постановление Правительства Российской Федерации о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению льгот для них.