Развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Описание

Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Задачи и средства развития персонала ………………….................................4
2. Процесс профессионального обучения ………………………………………7
2.1. Определение потребностей в профессиональном обучении…………….. 7
2.2. Бюджет профессионального обучения…………………………………….. 8
2.3. Цели профессионального обучения………………………………………... 8
2.4. Оценка эффективности профессионального обучения…………………… 9
2.5. Разработка и реализация программ профессионального обучения……...12
3. Методы профессионального обучения ……………………………………...14
3.1. Методы обучения на рабочем месте ………………………………………14
3.2. Обучение вне рабочего места……………………………………………... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………………. 20

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 42.84 Кб (Скачать документ)

.Можно выделить следующие  характеристики основного капитала:

·        цена приобретения;

·        восстановительная стоимость;

·        балансовая стоимость.

Цена приобретения — это  сумма расходов на набор рабочей  силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.

Восстановительная стоимость  устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость  набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

В балансе показывается общая  сумма вложений в трудовые ресурсы  на начало планового периода (затраты  на выбор и обучение), указывается  объем произведенных в течение  отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.

Другой подход оценки эффективности  обучения связан с выделением результатов  обучения для разных субъектов и оценкой их качества.

Говоря об эффективности обучения выделяют три основных субъекта данного процесса:

- Преподаватель, ведущий курса, который часто является и разработчиком программы обучения;

- Клиент, участник программы обучения, направленный на курсы вышестоящим руководителем;

- Заказчик, оплачивающий программу обучения и заинтересованный в быстром включении полученных слушателем знаний и навыков в трудовой репертуар.

У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:

Преподаватель – как правило оценивает результат по овладению знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения.

Участник программы, клиент – как правило ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме. Наличию или отсутствую сформированного конкретного представления о технологии работы. Для оценки используется опрос, обратная связь по результатам обучения, анкеты.

Заказчик, вышестоящий руководитель оценивает качество обучения по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены в практическую деятельность. Для оценки используется аттестация работников через определенный промежуток времени, интервью с руководителем по анализу проблем деятельности.

Оценка эффективности  программ обучения является центральным  моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются  как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности  деятельности организации. Так, многие экономические организации ожидают  от профессионального  обучения дополнительной прибыли.

Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность  может оцениваться по степени  достижения стоявших перед программой целей.

Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных  профессиональных навыков, а для  формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников  организации). Эффективность такой  программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведение и  сознанием людей, которые не поддаются  точной оценке.

В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом  профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в отдел человеческих ресурсов, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения. Очень полезным является проведение повторной оценки эффективности обучения путем анализа изменений в результатах работы прошедших его сотрудников через определенный период времени (полгода или год), что дает возможность оценить долгосрочный эффект программы.

2.5. Разработка и реализация  программ профессионального обучения

Определив потребности в  профессиональном обучении, получив  в свое распоряжение бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым с различными методами обучения, отдел  профессиональной подготовки организации  может приступить к разработке самих  программ. Разработка   программы  предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального  обучения. Содержание программы определяется, в первую очередь, стоящими перед  ней целями, отражающими потребности  в профессиональном обучении конкретной организации. Программа обучения маркетингу для руководителей инженерной компании будет во многом отличной от курса  с тем же названием для руководителей  фармацевтического предприятия. При  определении содержания программы  также необходимо учитывать характеристики потенциальных обучающихся.

При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться  эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо  учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:

- Актуальность. То, о чем говорится во время обучения. Должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы.

- Участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и   непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения.

- Повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.

·        Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при  этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оценки могут оказать демотивирующее действие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие средства обратной связи как подведение итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т.п. В обратной связи взрослые ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, "быть услышанными".

Как показывают исследования, успех программы профессионального  обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности  обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к "оплачиваемым каникулам" или как к "наказанию". Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:

·        Стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;

·        Желание  получить повышение или занять новую должность;

·        Заинтересованность в повышении заработной платы;

·        Интерес  к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;

·        Желание  установить контакты с другими участниками программы.

Понимание того, как профессиональное обучение может заинтересовать сотрудника, позволяет соответствующим образом  преподнести ему информацию о  предстоящей программе. В данном случае решающую роль должен сыграть  руководитель подразделения, в котором  работает отправляемый на обучение сотрудник. Как правило, руководитель лучше  других понимает его мотивацию и  обладает возможностью увязать его интересы с предстоящим курсом.

Также важно определить способность  сотрудника участвовать в конкретном курсе профессионального обучения, т.е. степень его подготовленности. Косвенными индикаторами этого являются уровень образования, профессиональный опыт, результаты аттестации. Довольно часто используется и предварительное  тестирование кандидатов на участие  в курсе обучения. Присутствие  в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участник может значительно снизить эффективность всего курса.

Специалисты в области  обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения – каждый имеет свои достоинства  и недостатки. Поэтому большинство  современных программ профессионального  обучения представляют собой сочетание  различных приемов подачи материала  – лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д.

Программы могут быть разработаны  и реализованы самой организацией или же она может прибегнуть к  помощи внешних консультантов. Сегодня  многие крупные корпорации обладают мощными образовательными структурами, однако, они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному  обучению. Выбор метода организации  обучения зависит от таких факторов,  как наличие необходимых ресурсов (инструкторов, материалов, помещений) внутри организации, уровень подготовленности инструкторов и т.д. Как и в  любом случае, когда организация  должна принять решение типа "производить  или закупать на стороне", решающим фактором является анализ преимуществ и издержек.

3. Методы профессионального обучения

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут  быть разделены на две большие  группы – обучение непосредственно  на рабочем месте и обучение вне рабочего места.

3.1. Методы обучения на рабочем месте

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно  на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, потому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

Ротация представляет собой  метод самостоятельного обучения, при  котором  сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется  предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто  обучающего эффекта ротация оказывает  положительное влияние на мотивацию  сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.

Вместе с названными достоинствами  ротация обладает одним серьезным  недостатком, который необходимо учитывать  при планировании профессионального  обучения – высокими издержками, связанными с потерей производительности при  перемещении с одной должности на другую.

Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального  обучения ремесленников – с древних  времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен  и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в  подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.

Однако обучение на рабочем месте обычно бывает узко - специальным, не дает возможность работнику абстрагироваться от сегодняшней ситуации  и выйти за рамки обычного поведения, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков. Для этих целей более эффективными являются программы обучения вне рабочего места.

 

3.2. Обучение вне рабочего  места

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано  с дополнительными финансовыми  затратами и отвлечением работника  от его служебных обязанностей. При  этом сознательно меняется среда,  работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий  тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

     Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего – лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Информация о работе Развитие персонала