Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:35, курсовая работа
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела
1.2 Роль эффективной таможенной политики для государства
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В 18 - НАЧАЛО 20 ВЕКА
2.1 Становление таможенной службы России
2.2 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века
2.3 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 19 века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таможенные объездчики
принимались на службу советником казенной
палаты (губернского коллегиального
органа Министерства финансов по департаменту
государственного казначейства) по делам
таможенным "добровольно по контракту
с надлежащими свидетельствами
от тех мест, где они службу отправляли
или жительство имели, об их добром
поведении и с поручительством
надежны". Если объездчик не в
состоянии был сам задержать
контрабандистов, он должен был преследовать
их до ближайшего селения и там
обращаться за помощью к местным
властям. Таможенный надзиратель наблюдал
за действиями объездчиков. Под его
непосредственным началом находились
два особых таможенных объездчика.
Установление
таможенно-пограничпых знаков на границах
Российской империи связано с мерами по
их упорядочению во второй воловине XVIII
века в царствование императрицы Екатерину
II, а также с деятельностью по созданию
погранично-таможенной стражи на западной
границе России. Об этом свидетельствует
указ 1782 г. "Об учреждении особой таможенной
пограничной цепи и стражи для отвращения
потайного провоза товаров". Предположительно,
знаки устанавливались в местах пересечения
границы при въезде на таможенные заставы
на постаментах в виде обелиска или усеченной
пирамиды как указатели мест сбора пошлин
для проезжающих. Таможенно-пограничные
знаки были двухсторонними и отливались
из чугуна. Изображение государственного
герба Российской империи с надписью титула
императрицы Екатерины II на латинском
языке было доращено в сторону сопредельной
страны. Оборотная сторона знака с вензелем
Екатерины и с текстом титула императрицы
на русском языке, видимо, была обращена
в сторону России. Мощные львиные лапы,
на которых монтировался знак, символизировали
величие, могущество и незыблемость России.
2.3 Исследование
таможенной политики и
Таможенная политика
России в первой половине XIX в. формировалась
под воздействием политических факторов.
Новый взгляд на торговую и таможенную
политику высказал первый министр торговли
России граф Н.П. Румянцев, занимавший
этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе
развития внешней торговли была идея
ввести Россию в сферу международных
торговых отношений сделать посредником
в транзитной торговле с Китаем,
Центральной Азией, Индией. Оренбург
и Астрахань должны были стать
важными этапными пунктами на торговом
пути в Хиву и Бухару. Высочайшим
Указом 1804 г. была регламентирована транзитная
торговля через Одессу.
Вводилась система
вознаграждения для задержавших контрабанду.
В соответствии с Высочайшим указом Александра
I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду
и реализованной стоимости конфискатов
предназначалось в награду, 20% зачислялось
в накопление пенсионного фонда таможенных
чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось
задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику
таможенного округа, управляющим и членам
таможни. В этот период развивается законодательство
о контрабанде. После разгрома армии Наполеона
Россия восстановила нормальные внешнеторговые
связи с европейскими государствами. В
1812 г. был заключен мирный договор с Англией,
включавший положение о взаимном благоприятствовании
в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти
всех иностранных товаров через сухопут-
ную границу и в значительной степени
через морские границы. Это был самый умеренный
тариф в России.
Порто-франко в
Одессе учрежден указом Александра I в
1817 г. Он начал функционировать с
1819 г., когда были завершены все
подготовительные работы, выделена экономическая
зона, обведенная рвом. Были организованы
две таможни -Херсонская и Тираспольская
для пропуска через черту порто-франко
оплаченных пошлиной товаров. При оформлении
грузов сопроводительные документы скреплялись
печатью Одесской таможни. Порто-франко
в Одессе существовал до апреля 1859 г. 12
марта 1822 г. Россия ввела новый таможенный
тариф, в котором был изложен основной
замысел протекционизма. Таким образом,
объективный ход развития российского
государства показал, что таможенная политика
тесно связана с внутренней и внешней
политикой государства. Охранительная
таможенная политика способствовала развитию
торговли, покровительствовала развитию
промышленного производства. Почти на
30 лет (1822-1850) торгово-промышленный курс,
в сущности, порывал с фритредерскими
(либеральными) тенденциями в интересах
отечественного народного хозяйства.
От пошлины освобождались лишь сырье и
продукты питания, не производимые в стране.
Высокие экспортные пошлины и запретительный
тариф на импортные товары снижали спрос
на русское сырье, повышали цены на товар
и способствовали росту контрабанды. При
задержании контрабанды не обходилось
и без вооруженных стычек. Контрабандисты,
как правило, были хорошо вооружены.
5 августа 1827
г. была учреждена новая
В начале 30-х гг.
XIX в. на границах с Пруссией и Польшей
усилилась контрабанда.
Через границу
прорывались большие группы (до ста
и более) вооруженных контрабандистов.
Они нападали на чинов пограничной стражи.
В связи с этим в 1831 г. был принят пакет
мер по активизации борьбы с контрабандой.
Устанавливались шлагбаумы, специальные
будки для часовых, пограничные и дорожные
столбы. В соответствии с Карантинным
уставом 1832 г. Таможенная пограничная
стража была переименована и получила
название Пограничной стражи. Переименование
было подтверждено Высочайшим указом
1835 г., в котором говорилось, что всю стражу,
независимо от того, возложена на нее охрана
границы в карантинном отношении или нет,
следует именовать Пограничной стражей.
Главной задачей Пограничной стражи была
борьба с 5 контрабандой.
В связи с
дальнейшим развитием морской торговли
и увеличением товарооборота
через Санкт-Петербургский
При этом для
чинов разных классов, начиная с
V (начальники таможенных округов) и
до IX (экзекуторы, корабельные смотрители,
пакгаузные надзиратели) предусматривались
отличия в деталях золоченого
шитья (или в полном его отсутствии),
в использовании разных материалов
(бархата или сукна) на обшлагах и
воротниках мундиров и т.п. Иные знаки
различия не предусматривались.
Принятый в 1819
году по распоряжению царя Александра
1новый Таможенный устав уточнил
понятие контрабанды. С этого
времени под контрабандой понимали
не только сам факт тайного перемещения
товаров через границу, но и попытку
их сокрытия при декларировании на
таможне.
Промышленность
не могла удовлетворить требований
населения, что приводило к значительному
увеличению цен на товары. В результате
развилась промыслово-
После ухода
Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов
в 1844 г. в таможенной политике начала преобладать
тенденция к смягчению протекционизма.
Это нашло свое выражение в проекте "О
мерах к распространению внешней торговли
России", подготовленном коммерции
советником В.А.Поповым. В этом документе
трудности сбыта русских товаров объяснялись
высокими таможенными пошлинами на вывозные
товары и запретительным тарифом на привозные.
К пересмотру таможенной политики вынуждал
начавшийся американский зерновой экспорт,
обостривший конкуренцию на мировом рынке
сельхоз продуктов. Пример Англии, начавшей
на практике осуществлять свободу торговли
и отменившей пошлины на ввозимые товары,
становился притягательным для других
стран, в том числе и для России. Срочно
начал готовиться новый тариф. За отмену
высоких таможенных пошлин выступали
не только российские деятели, но и иностранцы.
В 1844 г. английский посол в Санкт-Петербурге
высказался за отмену вывозных пошлин
и облегчение ввоза английских товаров.
Высочайше утвержденным мнением Государственного
совета от 14 июня 1846 г. были отменены многие
вывозные пошлины и уменьшены пошлины
на ввозимое в страну сырье для индустрии.
13 октября 1850 г. состоялось утверждение
нового таможенного тарифа для Империи
и Царства Польского, который был введен
в действие с 1851 г.
Разрешив ввоз
64 из 89 товаров, запрещенных тарифом
1841 г., он пробил первую брешь в запретительной
системе внешней торговли, которая
господствовала с 1822 г., положил начало
умеренно протекционистскому этапу
таможенной политики, продолжавшемуся
по 1877 г. Была снята условная таможенная
линия между Империей и Царством
Польским с переводом таможенных
переходных пунктов и Пограничной
стражи на внешнюю границу Польши.
В последующие годы правительство, озабоченное
поисками путей увеличения таможенного
дохода, продолжало курс на смягчение
запретительной системы. К этому его побуждали
неутешительные итоги Крымской войны
1853 - 1856 гг., а также начавшиеся буржуазные
реформы, приведшие четверть века спустя
к коренному обновлению социально-экономической
основы российского общества. В августе
1856 г. было принято решение о пересмотре
тарифа 1850 г. В 1857г. был утвержден и новый
Таможенный устав, согласно которому все
таможни в зависимости от объема совершаемых
ими операций подразделялись на три класса.
К первому классу были отнесены Петербургская,
Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская,
Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская,
Таганрогская таможни. Некоторые из них
имели передовые филиалы. Так, Петербургская
таможня имела своим форпостом Кронштадтскую
таможню, через которую привозимые товары
переправлялись в столицу для досмотра
и оформления. Передовые посты других
таможен назывались таможенными заставами.
Существовали также переходные таможенные
пункты, местоположение которых определялось
соответствующими межправительственными
соглашениями. Устав 1857 г. предъявлял особые
требования к таможенным служащим.
Начальниками
таможенных округов, управляющими и
членами таможен могли назначаться
только те лица, которые уже имели выслугу
лет по таможенной части, соответствующий
опыт, а также были "в верности испытанны
и доверия достойны". Резкоепонижение
дохода в 1864 - 1868 гг. (35,82 млн. руб.) было обусловлено
значительным падением курса бумажных
денег, снижением народного потребления
в связи с крестьянской реформой 1861 г.
В период с 1857 -1868 гг. проводилась таможенная
политика постепенного снижения тарифа
(за исключением фискальных надбавок в
5% в 1858 г. и в 1861 г.). Были понижены ввозные
пошлины на чугун и железо - сырье для развивающейся
русской промышленности, а в 1863 г. освобожден
от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в
Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования,
кофе. В целях борьбы с контрабандой и
увеличения таможенного дохода в 1861 г.
был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну
китайского чая из Европы. Вывозился в
основном хлеб. 26 октября 1864 г. высочайше
было утверждено мнение Государственного
совета - Департамент внешней торговли
был преобразован в Департамент таможенных
сборов. Его первым директором был назначен
тайный советник, статс-секретарь князь
Д.А. Оболенский. На этом посту он проработал
до 4 1870 г. С октября 1870 г. Департамент возглавил
тайный советник Н.А. Качалов, который
находился на этой должности до 1882 г. Кроме
директора имелись два вице -директора
и четыре таможенных ревизора.
Создание структуры
таможенного ведомства в
Первый таможенный
флаг был утвержден в 1827 году. Его
прообразом стал военно-морской (андреевский)
флаг. Изменен был только и винтовки со
штыком. Из-за необходимости выразить
многоступенчатую подчиненность Пограничной
стражи на флаге образовалась довольно
сложная композиция, включавшая изображение
российского коммерческого флага, государственную
символику в виде герба и собственно эмблему
Пограничной стражи.
На брейд-вымпеле
Шефа Пограничной стражи (министра
финансов) была помещена также символика
таможенного ведомства - два перекрещенных
кадуцея (обвитых змеями магических
жезла), отличного от флага таможни.
При разработке флага Пограничной
стражи учитывалось, что это - военизированное
подразделение. Это нашло отражение
в эмблеме Пограничной стражи,
которая включала в себя изображение
перекрещенных сабли и винтовки
со штыком. Из-за необходимости выразить
многоступенчатую подчиненность Пограничной
стражи на флаге образовалась довольно
сложная композиция, включавшая изображение
российского коммерческого