Каждая
сделка оформляется соответствующим
контрактом, или договором, или соглашением.
Некоторые внешнеторговые сделки заключаются
сначала в устной форме, например,
во время аукционных торгов или на
биржевой сессии, но впоследствии также
оформляются в письменном виде.
Лица,
фирмы и организации, от имени
которых заключаются договоры, являются
контрагентами, или деловыми партнерами.
Контрагенты
несут материальную ответственность
за выполнение обязательств по заключенным
договорам.
Финансирование
сделок может осуществляться как контрагентами,
так и другими лицами, фирмами и организациями,
за счет которых они выступают на рынке.
1.3.
Государственное
нормативно-правовое
регулирование
Государственное
регулирование внешнеэкономической
деятельности — это регулирование внешнеторговой,
инвестиционной и иной деятельности, в
области международного обмена товарами,
информацией, работами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности8.
Регулирование
внешнеторговой деятельности посредством
торговой политики осуществляется государством
в целях обеспечения благоприятных условий
для внешнеторговой деятельности, а также
защиты его экономических и политических
интересов. Торговая политика Российской
Федерации является составной частью
экономической политики, она направлена
на создание благоприятных условий для
российских экспортеров, импортеров, производителей
и потребителей товаров и услуг. Текущая
информация о внешнеэкономической и торговой
политике России предоставляется Министерством
экономического развития и торговли.
Основными
принципами государственного регулирования
внешнеторговой деятельности являются:
- защита государством
прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также
прав и законных интересов российских
производителей и потребителей товаров
и услуг;
- равенство
и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено
федеральным законом;
- единство
таможенной территории РФ;
- взаимность
в отношении другого государства; обеспечение
выполнения обязательств РФ по международным
договорам РФ и осуществление возникающих
из этих договоров прав РФ; выбор мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,
являющихся не более обременительными
для участников внешнеторговой деятельности,
чем необходимо для обеспечения эффективного
достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
гласность в разработке, принятии и применении
мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности; обоснованность и объективность
применения мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности; исключение
неоправданного вмешательства государства
или его органов во внешнеторговую деятельность
и нанесения ущерба участникам внешнеторговой
деятельности и экономике РФ; обеспечение
обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение
права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных
действий (бездействия) государственных
органов и их должностных лиц, а также
права на оспаривание нормативных правовых
актов РФ, ущемляющих право участника
внешнеторговой деятельности на осуществление
внешнеторговой деятельности;
- единство
системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности; единство
применения методов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
на всей территории РФ.9
Любые
российские лица и иностранные лица
обладают правом осуществления внешнеторговой
деятельности. Это право может
быть ограничено в случаях, предусмотренных
международными договорами РФ, ФЗ «Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности». Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
осуществляется посредством: таможенно-тарифного
регулирования, нетарифного регулирования,
запретов и ограничений внешней торговли
услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного
характера, способствующих развитию внешнеторговой
деятельности.
Торговая
политика Российской Федерации строится
на основе соблюдения общепризнанных
принципов и норм международного права,
а также обязательств, вытекающих из международных
договоров Российской Федерации. Она сформулирована
в следующих федеральных законах:
1.
Федеральный закон Российской
Федерации «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ,
АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ
ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» № 165-ФЗ от 8 декабря
2003 г. направлен на защиту экономических
интересов российских производителей
товаров в связи с возросшим импортом,
демпинговым импортом или субсидируемым
импортом на таможенную территорию Российской
Федерации. Он устанавливает порядок введения
и применения специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер при импорте товаров.
Применяется к правоотношениям, возникающим
в связи с расследованиями, которые предшествуют
введению специальных защитных, антидемпинговых
или компенсационных мер при импорте товаров.
Закон не регулирует отношения, связанные
с оказанием услуг, выполнением работ,
передачей исключительных прав на объекты
интеллектуальной собственности или предоставлением
права на использование объектов интеллектуальной
собственности, осуществлением инвестиций
и валютного контроля.
2.
Федеральный закон Российской
Федерации «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №61-ФЗ
от 28 мая 2003 г. составляет основу
таможенного законодательства, направленного
на регулирование отношений в области
таможенного дела, в том числе отношений
по установлению порядка перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу, отношений, возникающих
в процессе таможенного оформления и таможенного
контроля, обжалования актов, действий
(бездействия) таможенных органов и их
должностных лиц, а также отношений по
установлению и применению таможенных
режимов, установлению, введению и взиманию
таможенных платежей.
3.
Федеральный закон Российской Федерации
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» № 164-ФЗ
от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,
полномочия Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в области внешнеторговой
деятельности в целях обеспечения благоприятных
условий для внешнеторговой деятельности,
а также защиты экономических и политических
интересов Российской Федерации.
4.
Федеральный закон Российской
Федерации «ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ»
№183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы
осуществления государственной политики,
правовые основы деятельности органов
государственной власти Российской Федерации
в области экспортного контроля, а также
определяет права, обязанности и ответственность
участников внешнеэкономической деятельности.
Он регулирует отношения органов государственной
власти Российской Федерации и российских
участников внешнеэкономической деятельности
при осуществлении экспортного контроля.
Его действие распространяется на внешнеэкономическую
деятельность в отношении товаров, информации,
работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения,
средств его доставки, иных видов вооружения
и военной техники, в части осуществления
экспортного контроля.
5.
Федеральный закон Российской
Федерации «О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ
СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ»
№ 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает
принципы государственной политики
в области военно-технического сотрудничества
России с иностранными государствами.
Военно-техническое сотрудничество —
это деятельность в области международных
отношений, связанная с вывозом и ввозом,
в том числе с поставкой или закупкой,
продукции военного назначения, а также
с разработкой и производством продукции
военного назначения. В законе сформулированы
правовые и организационные основы деятельности
органов государственной власти, государственного
регулирования и финансирования работ
в области военно-технического сотрудничества,
установлен порядок участия в осуществлении
военно-технического сотрудничества разработчиков,
производителей продукции военного назначения
и других субъектов военно-технического
сотрудничества и определены их права
в этой области.
6.
Федеральный закон Российской
Федерации «О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ» №
63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает
меры по защите экономических
интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами,
порядок введения и применения таких мер.
Это специальные защитные меры, антидемпинговые
меры, компенсационные меры, ограничение
импорта товаров в целях выполнения целевых
федеральных программ развития, в связи
с выпуском новых видов товаров, в целях
защиты претерпевающих структурную перестройку
отраслей российской экономики и при проведении
мероприятий по ограничению производства
сельскохозяйственных товаров.
7.
Федеральный закон Российской
Федерации «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» был принят в 1993 г. № 5003-I от
21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок
и методы определения таможенной стоимости
товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации, устанавливает
размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные
изменения были внесены федеральным законом
№ 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации «О таможенном
тарифе».
Привлечение
иностранных инвестиций в российскую
экономику и инвестиционная деятельность
регулируется следующими федеральными
законами:
8.
Федеральный закон Российской
Федерации «ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗОНАХ» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.
регулирует отношения, связанные
с созданием, функционированием
и ликвидацией свободных экономических
зон на территории Российской Федерации,
инвестициями и предпринимательской деятельностью
в свободных экономических зонах. Свободная
экономическая зона представляет собой
ограниченный участок территории Росси,
в пределах которого устанавливается
особый режим хозяйственной, в том числе
внешнеторговой, деятельности для субъектов
предпринимательской деятельности. К
свободным экономическим зонам на территории
Российской Федерации относятся зоны
экспортного производства и свободные
таможенные зоны производственного и
торгового типов.
9.
Федеральный закон Российской
Федерации «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №
160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет
основные гарантии прав иностранных
инвесторов на инвестиции и
получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории
России. Он направлен на привлечение и
эффективное использование в российской
экономике иностранных материальных и
финансовых ресурсов, передовой техники
и технологии, управленческого опыта,
обеспечение стабильности условий деятельности
иностранных инвесторов и соблюдение
соответствия правового режима иностранных
инвестиций нормам международного права
и международной практике инвестиционного
сотрудничества. Закон регулирует отношения,
связанные с государственными гарантиями
прав иностранных инвесторов при осуществлении
ими инвестиций на территории Российской
Федерации. Он не распространяется на
отношения, связанные с вложениями иностранного
капитала в банки и иные кредитные организации,
в страховые организации, на отношения,
связанные с вложением иностранного капитала
в некоммерческие организации, которые
регулируются соответственно законодательством
Российской Федерации о банках и банковской
деятельности, о страховании и законодательством
о некоммерческих организациях.
10.
Федеральный закон Российской
Федерации «О СОГЛАШЕНИЯХ О
РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ» № 225-ФЗ
от 30 декабря 1995 г. принят в
развитие законодательства Российской
Федерации в области недропользования
и инвестиционной деятельности. Он
устанавливает правовые основы отношений,
возникающих в процессе осуществления
российских и иностранных инвестиций
в поиски, разведку и добычу минерального
сырья на территории Российской Федерации,
а также на континентальном шельфе и (или)
в пределах исключительной экономической
зоны Российской Федерации на условиях
соглашений о разделе продукции. Некоторые
изменения в закон были внесены в июне
2001 г. (Федеральный закон № 75-ФЗ от 18 июня
2001 г.).
Регулирование
внешнеэкономической деятельности
российских и иностранных лиц на территории
Российской Федерации устанавливается
и в других законодательных актах, например:
11.
Федеральный закон Российской
Федерации «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 146-ФЗ
от 1 июля 1998 г. устанавливает систему
налогов и сборов, взимаемых в федеральный
бюджет, а также общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации, в том
числе: виды налогов и сборов, основания
возникновения (изменения, прекращения)
и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов; принципы установления,
введения в действие и прекращения действия
ранее введенных налогов и сборов субъектов
Российской Федерации и местных налогов
и сборов; права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах; формы и методы налогового
контроля; ответственность за совершение
налоговых правонарушений; порядок обжалования
актов налоговых органов и действий (бездействия)
и их должностных лиц. В вопросах внешнеэкономической
деятельности Налоговый кодекс регулирует
устранение двойного налогообложения
по отношению к физическим лицам (Ст. 232)
и организациям (Ст. 311), налоговые ставки
(Ст. 284), особенности налогообложения иностранных
организаций (Ст. 306-309).
12.
Федеральный закон Российской
Федерации «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» № 3615-1
от 9 октября 1992 г. определяет принципы
осуществления валютных операций
в Российской Федерации, полномочия
и функции органов валютного
регулирования и валютного контроля, права
и обязанности юридических и физических
лиц в отношении владения, пользования
и распоряжения валютными ценностями,
ответственность за нарушение валютного
законодательства.