Развитие внешнеторговой деятельности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Данная тема разработана во многих литературных источниках. В качестве научной базы были использованы книги таких авторов как Муравьев А.И., Воловик Л.А., Журин О.Л., Иванова Н.А., Сберегаев Н.А.
Целью курсовой работы является изучить особенности экспорта и импорта в России.
Объектом исследования в курсовой работе является Россия.
Предметом исследования определена внешнеторговая деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. Основные понятия и способы внешней торговли 5
1.2. Формы и классификация внешнеторговых операций по направлениям торговли 8
1.3. Государственное нормативно-правовое регулирование 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 19
2.1. Россия и ВТО 19
2.2. Россия и ЕС 32
2.3. Анализ экспорта и импорта в России за 2007-2008 гг. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Мария_курсовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

      По  результатам указанных мероприятий  удалось подготовить и выпустить 19 августа 2008 г. очередную версию Доклада  Рабочей группы по присоединению  России к ВТО. В ходе консультаций Председателя РГ  18 сентября 2008 года была предварительного согласована дата многостороннего обсуждения новой версии проекта Доклада РГ - 3 ноября   2008 г.

      Вопросы присоединения России к ВТО постоянно  находятся в поле зрения федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

      В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

      Основным элементом работы внутри страны в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

      С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден

      План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие  которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.

      К настоящему моменту указанный план мероприятий в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ),  «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

      Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Гражданский и Таможенный кодексы.

      Российская  делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике  ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне  глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.

      Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

      В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке  экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

      На  сегодняшний момент российскими  учеными и экспертами реализовано  значительное число коллективных работ, представляющих анализ последствий  присоединения России к ВТО. Некоторые  из них, подготавлены независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.  Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета совместно с РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к  ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.

      Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, зачастую не выше значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику в гораздо большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки в сфере регулирования внешней торговли.

        Для российского предприятия вступление в ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны. Преимущества связаны с возможностью использовать ресурсы мирового хозяйства и осуществить:

      -расширение рынка сбыта своей продукции и использование покупательной способности других стран;

      -привлечение иностранных инвестиций;

      -привлечение зарубежных прогрессивных технологий посредством создания совместных предприятий11.

      Для этого предприятие должно укреплять  свою конкурентоспособность: внедрять инновации, осуществляя разработку новых продуктов и новых технологий, улучшать качество продукции и качество менеджмента. Управление предприятием должно быть нацелено на использование ресурсов мирового хозяйства, оно не должно ограничиваться отечественными рынками.

      Вступление  в ВТО заметно снизит значимость национальных границ и ослабит барьеры  в торговле, этим необходимо воспользоваться и попытаться «встроить» свое предприятие в систему мирохозяйственных связей, чтобы наиболее полно использовать все доступные ресурсы. Для этого предприятие должно быть конкурентоспособным на товарных рынках и привлекательным для партнеров и инвесторов.

      Решающим фактором конкурентоспособности предприятия на товарных рынках является качество его продукции. Менеджмент качества — это современный метод управления, который направлен на то, чтобы обеспечить соответствие качества продукта предприятия международным стандартам и его постоянное и систематическое улучшение, гарантируя его привлекательность для потребителя.

      Первый  вариант универсальных стандартов по организации систем управления качеством, названный ISO 9000/87 был принят Международной  организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) в 1987 г.

      При его разработке в качестве основы были взяты стандарты, которые использовались министерством обороны США, чтобы  оценивать поставщиков продукции  для оборонной отрасли с точки  зрения обеспечения надлежащего уровня качества продукции.

      Концептуальной  основой международных стандартов ИСО 9000 является комплексный подход к управлению качеством (Total Quality Management). Они получили широкое распространение  во всех странах мира и принимаются деловыми партнерами как гарантия того, что они сотрудничают со стабильно работающей организацией, которая располагает соответствующей материально — технической базой, высококвалифицированными специалистами и с надежной системой управления качеством. Многие предприятия и организации требуют наличия сертифицированных систем качества у своих поставщиков, они дают больше уверенность в партнерах12.

      Наличие сертификата ИСО 9000 сегодня практически  везде является обязательным условием для начала отношений между деловыми партнерами, так как он является свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному деловому миру, сертификация системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что система управления на данном предприятии разработана и организована с учетом объективных требований и эффективно функционирует, что обеспечивает высокое и стабильное качество его продукции.

      Вступление  России в ВТО сделает ее экономику  более привлекательной для инвесторов. Решающим фактором привлекательности предприятия для иностранных партнеров и инвесторов является открытость предприятия и прозрачность информации о его хозяйственно-финансовой деятельности. В этих целях предприятия осуществляют аудит.

      Аудит — это проверка квалифицированным  аудитором финансовой отчетности компании, а также лежащей в ее основе бухгалтерской документации с тем, чтобы установить, дают ли эти финансовые отчеты верное и полное представление о компании и отвечают ли соответствующим законодательным нормам.

      Аудиторское заключение является важным источником информации для деловых партнеров, особенно для инвесторов, о состоянии предприятия, методах управления и ведения бизнеса, необходимой для принятия решения о сотрудничестве. Кроме того, рекомендации аудиторов позволяют устранить недостатки в работе предприятия13.

      Привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику будет способствовать внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Они направлены на то, чтобы объективно оценивать  материальные и нематериальные активы предприятия, давать объективную информацию инвесторам о его текущем состоянии и потенциальных возможностях.

        Многие российские предприятия,  осуществляющие активную инвестиционную  политику, уже используют эти  стандарты. 

2.2. Россия и ЕС

 

      На  сегодняшний день в мире практически не осталось стран, которые бы не были так или иначе вовлечены в международные отношения, так как для развития просто необходимо интегрироваться в мировое сообщество.

      Для России развитие ЕС и его расширение играет огромную роль, так как ЕС является крупнейшим экономическим партнером, доля которого в 2003 г. составила 36,1% в товарообороте России, а в 2005 – около 55%, что связано в основном с расширением ЕС до 25 стран. Страны-члены ЕС являются традиционными рынками реализации основных российских экспортных товаров, а также закупки современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, продовольствия, медикаментов и др. Страны ЕС также осуществляют значительные инвестиции в российскую экономику, ежегодно наращивая их объёмы. Торгово-экономические отношения России со странами ЕС регулируются не только двусторонними межгосударственными соглашениями и договорами.

      Важнейшей задачей России в процессе европейской  экономической интеграции является максимальное использование экономико-георафических и торгово-политических преимуществ ВЭС со странами Европы как средства осуществления структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, а также сектора услуг и повышения их эффективности14.

      Чтобы эффективно взаимодействовать со странами-членами ЕС, необходимо изучить право Европейского Союза, и особенно актуальным это стало после заявления России и ЕС о дальнейшем сближении законодательства между сторонами. Возникновение и развитие права ЕС как самостоятельной правовой системы связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. С 1 мая 2004 г. нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 25 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз, а также частично на территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии – государствах-участниках Европейского экономического пространства и Шенгенского пространства. Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена также потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, работающих в компаниях, ориентированных на рынки ЕС. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно назвать такие отрасли и институты права Союза, как право общего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), право Шенгенских соглашений, энергетическое право ЕС и др. Кроме того, СПС содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств и предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС. В апреле 2004 г. Россия и ЕС сделали совместное заявление о том, что они подтверждают обязательство создавать четыре общих пространства, о которых договорились на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года15.

Информация о работе Развитие внешнеторговой деятельности в современной России