Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
Данная тема разработана во многих литературных источниках. В качестве научной базы были использованы книги таких авторов как Муравьев А.И., Воловик Л.А., Журин О.Л., Иванова Н.А., Сберегаев Н.А.
Целью курсовой работы является изучить особенности экспорта и импорта в России.
Объектом исследования в курсовой работе является Россия.
Предметом исследования определена внешнеторговая деятельность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. Основные понятия и способы внешней торговли 5
1.2. Формы и классификация внешнеторговых операций по направлениям торговли 8
1.3. Государственное нормативно-правовое регулирование 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 19
2.1. Россия и ВТО 19
2.2. Россия и ЕС 32
2.3. Анализ экспорта и импорта в России за 2007-2008 гг. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
По
результатам указанных
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В
августе 1997 г. была образована Комиссия
Правительства Российской Федерации
по вопросам ВТО, которая в июле 2004
года была преобразована в
Основным элементом работы внутри страны в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден
План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Гражданский и Таможенный кодексы.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами реализовано значительное число коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавлены независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета совместно с РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.
Общие
выводы независимых экспертов
Для российского предприятия вступление в ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны. Преимущества связаны с возможностью использовать ресурсы мирового хозяйства и осуществить:
-расширение рынка сбыта своей продукции и использование покупательной способности других стран;
-привлечение иностранных инвестиций;
-привлечение зарубежных прогрессивных технологий посредством создания совместных предприятий11.
Для
этого предприятие должно укреплять
свою конкурентоспособность: внедрять
инновации, осуществляя разработку
новых продуктов и новых
Вступление в ВТО заметно снизит значимость национальных границ и ослабит барьеры в торговле, этим необходимо воспользоваться и попытаться «встроить» свое предприятие в систему мирохозяйственных связей, чтобы наиболее полно использовать все доступные ресурсы. Для этого предприятие должно быть конкурентоспособным на товарных рынках и привлекательным для партнеров и инвесторов.
Решающим фактором конкурентоспособности предприятия на товарных рынках является качество его продукции. Менеджмент качества — это современный метод управления, который направлен на то, чтобы обеспечить соответствие качества продукта предприятия международным стандартам и его постоянное и систематическое улучшение, гарантируя его привлекательность для потребителя.
Первый
вариант универсальных
При
его разработке в качестве основы
были взяты стандарты, которые использовались
министерством обороны США, чтобы
оценивать поставщиков
Концептуальной
основой международных
Наличие сертификата ИСО 9000 сегодня практически везде является обязательным условием для начала отношений между деловыми партнерами, так как он является свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному деловому миру, сертификация системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что система управления на данном предприятии разработана и организована с учетом объективных требований и эффективно функционирует, что обеспечивает высокое и стабильное качество его продукции.
Вступление
России в ВТО сделает ее экономику
более привлекательной для
Аудит — это проверка квалифицированным аудитором финансовой отчетности компании, а также лежащей в ее основе бухгалтерской документации с тем, чтобы установить, дают ли эти финансовые отчеты верное и полное представление о компании и отвечают ли соответствующим законодательным нормам.
Аудиторское заключение является важным источником информации для деловых партнеров, особенно для инвесторов, о состоянии предприятия, методах управления и ведения бизнеса, необходимой для принятия решения о сотрудничестве. Кроме того, рекомендации аудиторов позволяют устранить недостатки в работе предприятия13.
Привлечению
иностранных инвестиций в российскую
экономику будет способствовать
внедрение Международных
Многие российские предприятия,
На сегодняшний день в мире практически не осталось стран, которые бы не были так или иначе вовлечены в международные отношения, так как для развития просто необходимо интегрироваться в мировое сообщество.
Для России развитие ЕС и его расширение играет огромную роль, так как ЕС является крупнейшим экономическим партнером, доля которого в 2003 г. составила 36,1% в товарообороте России, а в 2005 – около 55%, что связано в основном с расширением ЕС до 25 стран. Страны-члены ЕС являются традиционными рынками реализации основных российских экспортных товаров, а также закупки современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, продовольствия, медикаментов и др. Страны ЕС также осуществляют значительные инвестиции в российскую экономику, ежегодно наращивая их объёмы. Торгово-экономические отношения России со странами ЕС регулируются не только двусторонними межгосударственными соглашениями и договорами.
Важнейшей задачей России в процессе европейской экономической интеграции является максимальное использование экономико-георафических и торгово-политических преимуществ ВЭС со странами Европы как средства осуществления структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, а также сектора услуг и повышения их эффективности14.
Чтобы эффективно взаимодействовать со странами-членами ЕС, необходимо изучить право Европейского Союза, и особенно актуальным это стало после заявления России и ЕС о дальнейшем сближении законодательства между сторонами. Возникновение и развитие права ЕС как самостоятельной правовой системы связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. С 1 мая 2004 г. нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 25 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз, а также частично на территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии – государствах-участниках Европейского экономического пространства и Шенгенского пространства. Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена также потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, работающих в компаниях, ориентированных на рынки ЕС. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно назвать такие отрасли и институты права Союза, как право общего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), право Шенгенских соглашений, энергетическое право ЕС и др. Кроме того, СПС содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств и предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС. В апреле 2004 г. Россия и ЕС сделали совместное заявление о том, что они подтверждают обязательство создавать четыре общих пространства, о которых договорились на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года15.
Информация о работе Развитие внешнеторговой деятельности в современной России