Развитие внешнеторговой деятельности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Данная тема разработана во многих литературных источниках. В качестве научной базы были использованы книги таких авторов как Муравьев А.И., Воловик Л.А., Журин О.Л., Иванова Н.А., Сберегаев Н.А.
Целью курсовой работы является изучить особенности экспорта и импорта в России.
Объектом исследования в курсовой работе является Россия.
Предметом исследования определена внешнеторговая деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. Основные понятия и способы внешней торговли 5
1.2. Формы и классификация внешнеторговых операций по направлениям торговли 8
1.3. Государственное нормативно-правовое регулирование 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 19
2.1. Россия и ВТО 19
2.2. Россия и ЕС 32
2.3. Анализ экспорта и импорта в России за 2007-2008 гг. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Мария_курсовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

      Для укрепления отношений между Россией  и ЕС государству необходимо создать  благоприятные условия для субъектов  внешнеторговой деятельности. В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164 от 08.12.2003 г. дано следующее определение: «внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».

      Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка  сырья или каких-либо товаров  за рубежом по той причине, что  нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах. Участие фирмы в международной торговле требует понимания дополнительных трудностей, которые связаны с этой деятельностью. По сравнению с организацией бизнеса внутри страны, ведение бизнеса на внешних рынках порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для продавца, это такие риски как: риск времени и расстояния, валютный риск, законодательный риск.

      Ниже  представлена статистика по экспорту и импорту с ЕС за последние года.

      Таблица 1

Торговля  России с основными партнерами (2007)

Основные  партнеры по импорту   Основные  партнеры по экспорту
Место Партнер Млн. евро % Место Партнер Млн. евро %
  Мир в целом 77 900 100,0   Мир в целом 191 173 100,0
1 ЕС 34 904 44,8 1 ЕС 107 494 56,2
2 Украина 6 250 8,0 2 Китай 10 489 5,5
3 Китай 5 819 7,5 3 Украина 9 949 5,2
4 Япония 4 695 6,0 4 Турция 8 729 4,6
5 Беларусь 3 709 4,8 5 Швейцария 8 410 4,4
 

Таблица 2

Торговля  России с основными партнерами (2007)

Основные  партнеры по импорту   Основные  партнеры по экспорту
Место Партнер Млн. евро % Место Партнер Млн. евро %
  Мир в целом 1 348 317 100,0   Мир в целом 1 164 719 100,0
1 Китай 191 342 14,2 1 США 267 672 23,0
2 США 175 813 13,0 2 Швейцария 86 392 7,4
3 Россия 136 847 10,1 3 Россия 71 791 6,2
4 Норвегия 79 019 5,9 4 Китай 63 248 5,4
5 Япония 75 631 5,6 5 Япония 46 350 4,0
 
 
 
 

Таблица 3

Импорт  ЕС из России (в млн. евро)

Группы  товаров по Международной стандартной торговой классификации (SITC Rev.3) 2003 % 2005 % 2007 %   Доля  в общем объеме 
импорта ЕС
ВСЕГО 61,999   80,722   136,847   10,15
Сырьевые  товары 44,752 72,2 57,895 71,7 101,298 74,0 21,20
Из  них:  
Продукция с/х 2,538 4,1 2,215 2,7 2,697 2,0 3,10
Энергоносители 37,302 60,2 48,749 60,4 89,534 65,4 28,34
Промышленные  товары 7,114 11,5 9,131 11,3 11,173 8,2 1,73
 

Таблица 4

Экспорт ЕС в Россию (в  млн. евро)

Группы  товаров по Международной  стандартной торговой классификации (SITC Rev.3) 2003 % 2005 % 2007 %   Доля  в общем объеме 
экспорта ЕС
ВСЕГО 34,279   45,832   71,791   6,16
Сырьевые  товары 4,862 14,2 5,312 11,6 7,671 10,7 5,22
Продукция с/х 4,222 12,3 4,571 10,0 6,318 8,8 9,20
Энергоносители 182 0,5 247 0,5 461 0,6 0,98
Промышленные  товары 28,781 84,0 38,820 84,7 51,359 71,5 6,44
Из  них:  
Машинное  оборудование 10,920 31,9 16,341 35,7 17,024 23,7 7,45
Транспортное  оборудование 3,693 10,8 4,970 10,8 8,087 11,3 5,53
Химикаты 4,659 13,6 6,341 13,8 10,688 14,9 5,88
 

      Развитие  внешнеторговой деятельности на уровне предприятий означает новые возможности  использования преимуществ международной  производственной кооперации и увеличения степени экономической свободы  в выборе наиболее эффективных путей  для решения важных производственных задач. Существует несколько факторов, обосновывающих необходимость выхода российских компаний на внешние рынки. Это такие факторы как:

      1) необходимость в расширении рынков  сбыта произведенной продукции.  В настоящее время не на­ходит  сбыта на внутреннем рынке большое количество грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов и др. сельхозмашин, многих видов станочного оборудования по многим причинам - сокращение платежеспособного спроса, низкий технический уровень и качество выпускаемой про­дукции и др.

      2) возможность получения дополнительной  прибыли за счет разницы между  национальной и интернациональной  стоимостями продукции, т.е. разницы  между экспортной ценой продукции  и фактическими затратами на  ее производство, транспортировку  и реализацию, выраженных, естественно, в едином валютном исчислении;

      3) возможность получения через  контакты с зарубежными партнерами  и конкурентами научно-технической,  организационной и другой информации  о современном состоянии и  тенденциях развития соответствующей отрасли производства;

      4) возможность получения информации  о современной организации производства, менеджмента и сбыта произведенной  продукции;

      5) возможность изучения международного  рынка соответствующей продукции;

      6) расширение объема и дифференциация форм финансирования производства и НИОКР;

      7) организация научно-технических  и промышленных кооперативных  связей с иностранными партнерами - производителями продукции аналогичного  или сходного профиля: организация  научно-технических и промышленных  кооперативных связей;

      8) возможность технического перевооружения  производства через следующие  каналы: прямая закупка оборудования, технологий, лицензий и ноу-хау,  создание совместного производства;

      9) возможность обучения персонала  современным методам управления производством и организации труда;

      10) получение информации об организации  социальной жизни коллектива  предприятия на современном уровне16.

      Финансовое  положение экспортоориентированных  предприятий и фирм более стабильно, поскольку, как показывает статистика, они на 10% реже становятся банкротами, чем фирмы, работающие только на внутренний рынок.

        Компаниям для эффективного осуществления внешнеторговой деятельности на рынки стран-членов ЕС необходимо знать организационно-правовую базу в РФ. Помимо рассмотренных выше соглашений между РФ и ЕС существуют также система внутреннего регулирования внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. 

2.3. Анализ Экспорта и импорта в России за 2007-2008 гг.

 

      По  данным статистики в 2008 году внешнеторговый  оборот России составил 552,2 млрд.долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 25,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 469,8 млрд.долларов США (рост на 25,5%), со странами СНГ – 82,4 млрд.долларов США (рост на 27,4%). 

      Рис.1. Внешнеторговый оборот 

      Сальдо  торгового баланса в 2008 году сохранило высокий уровень – 152,8 млрд.долларов США (163,4 млрд. долларов США в 2007 году). Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 130,0 млрд.долларов США (143,5 млрд.долларов США в 2007 году).

      Снижение  сальдо торгового баланса на 10,6 млрд. долл. США в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло за счет опережающего темпа роста импорта над экспортом по странам дальнего зарубежья. 

      По  итогам 2008 года рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2007 года. Наибольших показателей экспорт достиг в IV квартале 2008 года и по сравнению с IV кварталом 2007 года его стоимостное значение выше на 37,2%.

Информация о работе Развитие внешнеторговой деятельности в современной России