Развитие внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:33, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является рассмотрение самой сущности политики протекционизма и фритредерства. Так же я попробую раскрыть такие понятия, как демпинг и рассмотрю тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма………………...5
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг…………10
3. Тесты………………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 47.13 Кб (Скачать документ)

     Сервисные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих  различные виды финансовых и нефинансовых услуг.

     Комплексные зону отличаются специфическим преференциальным режимом экономической деятельности. Примеров служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная  Земля» (Аргентина), пять специальных  зон в Китае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Тарифные и нетарифные  методы внешнеторговой  политики. Демпинг

     В современных условиях протекционизм  существует в различных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней  торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонними, когда при выработке  торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными  протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

     Таможенная  пошлина – это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт  и импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

     Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке  поднимается выше мировой, так как  к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных  производителей, занятых в импортозамещающих  отраслях, но отечественные потребители  проигрывают. Этот факт становится очевидным  при сравнении внутренних и мировых  цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной  торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.

     При таком положении у отечественных  производителей есть возможность расширять  производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного  дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска  товаров, который является оптимальным.

     В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет  отечественный потребитель. Этот отрицательный  эффект ощущается еще сильнее  в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением  дополнительных таможенных ограничений.

     Механизм  тарифов на экспорт – зеркальное отражение механизма тарифов на импорт.

     В этом случае отечественная цена оказывается  ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное  производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

     Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный  выигрыш отечественных потребителей перекрывает его.

     Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в  монопольное положение на мировом  рынке и заставляет импортирующие  страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная  прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются  одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными  процессами. Примером протекционистской  политики может служить Общий  внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

     Основным  элементом механизма тарифного  регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный  перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины.

     Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

     • Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с мировым рынком;

     • Свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;

     • Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или  ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие  таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

     В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое  специфическое, как электроэнергия.

     Таможенный  тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин,используемые для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

     Таможенная  пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

     Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

     • Фискальную, которая относится и  к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной  из статей доходной части государственного бюджета;

     • Протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает  местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

     • Балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам, установленным  с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых

     Классификация таможенных пошлин.

     По  способу взимания:

     • Адвалорные – начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

     • Специфические – начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10долл. За 1 т);

     • Комбинированные – сочетают оба  названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10долл. За 1т).

     По  объекту обложения:

     • Импортные – пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

     • Экспортные – пошлины, которые накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко  отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

     • Транзитные – пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречается  крайне редко и используется преимущественно как средство торговой войны.

     По  характеру:

     • Сезонные – пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

     • Антидемпинговые – пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

     • Компенсационные – пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

     По  происхождению:

     • Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений  органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается  в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим  ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

     • Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

     • Преференциальные – пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенном тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 г. Существует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

     По  типам ставок:

     • Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и  не могут изменяться в зависимости  от обстоятельств. Подавляющее большинство  стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

     • Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных  органами государственной власти в  случаях (при изменении уровня мировых  или внутренних цен, уровня государственных  субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

     По  способу вычисления:

     • Номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они  могут дать только самое общее  представление об уровне таможенного  обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

     • Эффективные – реальный уровень  таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

     Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.

     Импортно-экспортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение  в количественном или стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной  к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

     В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции  или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

     Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции  на внутренние цены. И наконец, импортные  квоты изолируют внутренний рынок  от проникновения новый и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным  методом протекционистской политики.

     Квотирование  осуществляется путем выдачи лицензии, которые, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов.

     В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного  ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это  разновидность экспортной квоты.

     Для страны-импортера при введении ДЭО  цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения  цен компенсируется снижение объемов экспорта.

Информация о работе Развитие внешнеторговой политики государства