Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера - отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 35.17 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Реферат

по Экономики Росии

на тему

«Реформа  жилищно-коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Хайруллина Регина

Студентка 3 курса

Группы 31 УП

 

 

 

 

Оренбург-2013

 

1. Сущность, состав и структура жилищной сферы

Одним из важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране является реформирование и  развитие жилищной сферы, создающей  необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В  соответствии с Законом РФ «Об  основах федеральной жилищной политики»  жилищная сфера - отрасль народного  хозяйства, включающая строительство  и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы  города составляет жилищный фонд: жилые  дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты  для ветеранов и т.д.), жилые  служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

    • частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
    • государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
    • муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
    • общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
    • коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного  времени жилищная сфера городов  находилась в составе государственного сектора экономики, получив в  советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке  очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора  на рубеже ХIХ - ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов в  советском государстве был осуществлен  переход к новой экономической  политике (нэпу), суть которого заключалась  в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных  хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое  оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия  для возрождения крупных городов  и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения  хозяйственных вопросов в составе  НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального  хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в  городах. Допускались различные  формы собственности на жилье  и коммунальные объекты, восстановлена  квартплата за пользование жилищно-коммунальными  услугами.

В 1926 - 1928 гг. были приняты  важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и  качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы  коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов  началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой  командно-административной системы, в  рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные  уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной  формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и  в жилищной сфере.

Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам  власти и местным Советам в  лице соответствующих исполкомов городов  и районов. Важнейшие ресурсы  и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось  ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения приведена на рис.1. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.

Совет Министров СССР 

Совет Министров республики 

Министерство ЖКХ республики 

Управление ЖКХ города 

Управление ЖКХ ведомства (союзного, республиканского) 

Ведомственные предприятия  ЖКХ 

Исполком области (края) 

Исполком города 

Предприятия ЖКХ местных  советов 

Управление ЖКХ региона (области, края)

Рис. 1. Схема управления ЖКХ  в советский период

Дееспособность данной системы  основывалась на праве директивного централизованного распределения  ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы  развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств  на строительство зданий или системы  очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка  городской улицы. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое  значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных дотаций.

В то же время советская  система остро нуждалась в  крупных промышленных центрах городского типа, и потому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной  войны 1941-1945 гг. и восстановлением  разрушенного хозяйства, в том числе  жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального  и бытового обслуживания населения  оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям горожан.

В 50-е годы начался самый  длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который  по неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования советского государства.

Наиболее характерной  чертой в данной области была тенденция  урбанизации, которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась  вплоть до начала 90-х годов, когда  бурные процессы перестройки затормозили  урбанистические процессы. Так, если в 1859 г. удельный вес численности  городского населения в общей  численности страны составил 5,7%, в 1897 г. - 13, в 1940 г. - 33, то в 1990 г. - 66%, т.е. две  трети населения страны стало  проживать в городах, а городской  образ жизни стал преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов  было начато строительство добротных  зданий, которые возводились в  первую очередь в Москве, Ленинграде и столищах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого  жилья были незначительны и не решали жилищную проблему, которая  заметно обострилась в середине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбирать себе место жительства, ринулись в крупные города.

После принятия в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству  в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись  действующие, активно сооружались  объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая  производство строительных деталей  и конструкций в заводских  условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная  технология и громадный объем  привлеченных ресурсов позволили существенно  нарастить объемы строительного  производства и довести среднюю  обеспеченность жильем в городах  страны до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.

Постоянный дефицит ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических  взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями  в жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление, бесхозяйственность, неоправданные  потери ресурсов и другие аспекты  свидетельствовали о неблагополучном  положении в жилищной сфере. Осознавая  такую ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в строительстве  и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались неудачными, так как затрагивали лишь отдельные  элементы хозяйственного механизма  в данной сфере, не меняя его по существу.

В самом начале 90-х годов  наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные  черты:

    • разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;
    • существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;
    • частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;
    • усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;
    • изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

Но проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.

Таким образом, положение  к концу ХХ в. в жилищной сфере  можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями  к ухудшению. Сократились объемы жилищного строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.

Даже неполный перечень рассмотренных  проблем свидетельствует о наличии  глубинных причин неудовлетворительного  положения в жилищной сфере, а  также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние  годы, отметим, что целесообразно  все причины разбить на две  группы: объективные и субъективные. К первой группе можно отнести  остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.

2. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях

С внедрением рыночных отношений  произошли существенный изменения. Так, начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.

Информация о работе Реформа жилищно-коммунального хозяйства