Реформы в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ, проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в мировом хозяйстве, а также модернизации, итогов проведенных реформ и перспектив дальнейшего развития стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.
1.1. Национальные экономические программы………………………..………..4-5

1.2. Особые аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-8

1.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17

ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и
Перспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-18

2.1. Факторы роста………………………………………………………….…..18-23

2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой……….……….24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29

Работа состоит из  1 файл

курсачочек.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной  экономикой.

1.1. Национальные  экономические программы………………………..………..4-5

1.2. Особые  аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-8

1.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17

ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и

Перспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-18

2.1. Факторы  роста………………………………………………………….…..18-23 

2.2. Перспективы  развития стран с переходной экономикой……….……….24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

   Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ, проводимых в  ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в мировом хозяйстве, а также  модернизации, итогов проведенных реформ и перспектив дальнейшего развития стран.

   В первой главе объясняется необходимость  в составлении и реализации  национальных экономических программ, так как они являются одним из наиболее действенных способов реформирования экономики той или иной страны. Также приводятся примеры использования и применения соответствующих программ в странах с переходной экономикой, где основная масса национальных экономических программ сводится к изменениям налогового, социального, банковского законодательства. В большинстве развивающихся стран составление национальных программ обычно связано с попытками создать условия для устойчивого экономического роста после очередного экономического кризиса или перехода от авторитарного режима к демократии в данной стране. Они обычно предполагают попытку решить несколько крупных экономических проблем в обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприятной политической ситуации (“окно возможностей”). Пакет реформ, проводимый в таких случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации, несколько структурных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций (приватизация).

   В этом же разделе данной курсовой работы рассматриваются особые аспекты пенсионных реформ в странах с переходной экономикой.  Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что наряду с другими радикальными экономическими реформами в рассматриваемых странах существуют одновременно и неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями. К тому же одна из целей пенсионной реформы состоит именно в том, чтобы положить начало появлению отечественных инвесторов и развитию рынков, что является задачей первой необходимости для стран с переходной экономикой.

   Банковская  система выполняет важнейшие  макроэкономические функции, связанные с трансформацией сбережений в инвестиции и обеспечением бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве. Именно поэтому заключительная часть первой главы курсовой работы представлена анализом проводимых банковских реформ.   

   Во  второй главе освящаются итоги проведенных  реформ и перспективы дальнейшего  развития стран с переходной экономикой. Одним из наиболее значительных итогов признается результат умеренного роста ВВП, улучшения показателей производительности, эффективности, издержек и соотношения качества и цен. Для наиболее подробного рассмотрения динамики и последовательности проходимых изменений в работе представлены статистические данные в таблицах и графиках. 

На основе вводимых соответствующих национальных экономических программ, их частичной  и полной реализации, реформирования и модернизации отдельных секторов экономики необходимо рассмотреть  ближайшие перспективы  экономического развития стран. Одной из перспектив является предстоящее вступление определенных стран с переходной экономикой в ЕС. Это, безусловно, принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС. Если вступающие в ЕС страны попытаются очень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будут проводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения, что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный момент трудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримут провозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.  

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной  экономикой.

1.1. Национальные экономические  программы. 

   Составление и реализация национальной экономической  программы является одним из наиболее действенных способов реформирования экономики той или иной страны.

   Национальные  экономические программы распадаются  на три группы по их целям и содержанию в зависимости от исторических условий  и типа стран их принимающих.

   Национальные программы в большинстве стран с переходной экономикой обычно связаны с попытками создать условия для устойчивого экономического роста после очередного экономического кризиса или перехода от авторитарного режима к демократии в данной стране. Они обычно предполагают попытку решить несколько крупных экономических проблем в обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприятной политической ситуации (“окно возможностей”). Пакет реформ, проводимый в таких случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации, несколько структурных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций (приватизация). В 80–90-х годах такие программы обычно сопровождались поддержкой международных финансовых организаций. Как правило, они требуют существенных изменений в законодательстве и иногда – даже изменений в конституции (сокращение социальных обязательств государства, допуск иностранцев в те или иные сектора экономики, бюджетные ограничения и др.).

   Программы национального возрождения или  радикальной модернизации страны были типичны для популистских лидеров; ситуации послевоенного восстановления или обретения независимости. “Харизматические” программы обычно направлены не столько на решение некоторого конечного набора проблем, сколько на создание атмосферы единства нации вокруг лидера и необходимости решения крупных национальных проблем (восстановление, развитие и проч.), формулирования интересов и целей страны. К этому типу программ в общем можно причислить и первые трансформационные программы стран Восточной и Центральной Европы 90-х годов, базировавшиеся на идеях трансформации экономики и общества. Такие программы не могут ограничиваться экономическими рамками и реформами. Они идут дальше, и успех таких трансформационных программ определялся национальной спецификой истории, религии, реальной политической ситуации.

   В этой классификации будущие российские программы выполняют двоякую  роль. Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых  геополитических условиях, возрождение  страны на основе политической консолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматических программ постсоциалистической трансформации. С другой стороны – это неизбежно будет новая программа типичных для развивающейся страны структурных реформ.

1.2. Особые аспекты пенсионных реформ.

   В странах с переходной экономикой существуют одновременно и неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями, и возможность осуществить  изменения наряду с другими радикальными реформами. Проще получить политическую поддержку реформам, так как отсутствуют группы, преследующие частные интересы (размер пенсий в старой системе мал).

   Страны  с переходной экономикой открыты  иностранным консультантам, таким, как специалисты Всемирного Банка, которые имеют опыт в отношении  пенсионной реформы.

   В странах с переходной экономикой начало пенсионной реформы приходится на период, когда рынки капитала еще отсутствуют. Ликвидность на внутренних рынках низка, набор инструментов скуден, квалификация и опыт отечественных  управляющих ограничены. Органы регулирования и надзора не совсем готовы к выполнению своих функций.

   Привлекательный момент: благодаря рыночной эффективности, частные пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого необходима "благоприятная  цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения, принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки капитала в неблагоприятные периоды.

   Одна  из целей пенсионной реформы состоит  именно в этом: положить начало появлению отечественных инвесторов и развитию рынков. Но также существует опасность создания "порочного круга": вложения в основном носят краткосрочный характер (из-за мер регулирования или других ограничений), фонды избирают консервативную стратегию, и их подходы начинают напоминать друг друга. Таким образом, отдача в долгосрочной перспективе оказывается ниже оптимальной, и отечественные институциональные инвесторы играют менее значительную роль, чем та, что от них требуется.

   Переход неизменно связан с наличием долга - как его финансировать. Если государство (органы регулирования) желают продать фондам слишком большой объем государственного долга, то такой шаг может стать простым решением в краткосрочной перспективе, однако он не обеспечивает эффективности фондов в долгосрочной.

   Требуется смотреть за четырехлетний горизонт, которым оперирует большинство  политиков, чтобы понять, что хорошо диверсифицированный портфель отвечает только целям частных фондов: получению  более высокого дохода в долгосрочной перспективе. Что понимается под риском с точки зрения пенсионного фонда? Соответствует ли это традиционному определению нестабильности? Являются ли акции более рискованными, чем облигации?

   Реальное  определение риска в том, что  фонд может не достичь своей цели в долгосрочной перспективе (достаточно высокого размера пенсий по сравнению с государственными пенсиями, или с обещанными уровнями при плане УВ). Важно, чтобы и фонды, и органы регулирования быстро уяснили концепцию сопоставления с "ориентиром". Сигналом к смене управления фондом является постоянная более низкая доходность по сравнению со сбалансированным "ориентиром". Если доходность такого портфеля оказывается ниже доходности государственных облигаций в течение года-двух, то это не обязательно должно стать причиной для паники. Ежегодная "требуемая" доходность привязана к индексу государственных облигаций. Методика привязки к "ориентиру" пока не слишком распространена, инвестиционные стратегии не доводятся до общественности. Наблюдается конкуренция среди абсолютных ставок доходности, что приводит к чрезмерной осторожности и "стадному поведению". А инвестиции за рубежом еще больше затрудняют финансирование долга перехода. Вложения за рубежом обеспечивают необходимую диверсификацию для небольшой страны.

   В условиях неразвитого рынка годовой  доход может быть очень нестабильным, так как на него могут влиять глобальные тенденции и представления инвесторов, причем это влияние практически  не зависит от внутренних аспектов. Возможно, вложение всех пенсионных сбережений там, где уже присутствуют все прочие типы риска, может оказаться слишком рискованным: уровень жизни, стабильность работы и т.д. зависят от экономической ситуации в собственной стране.

   С другой стороны, экономическая реформа  и рост могут привести к развитию внутренних рынков: почему бы не инвестировать только в них?

   Установлено ограничение на инвестиции за рубежом: 20-30%. Для фондов второго уровня предусмотрен постепенный подход (0% в первые два  года, до 30% в течение пяти лет). Такой компромисс был необходим, чтобы идея получила поддержку. Основное препятствие - жесткое ограничение на инвестиционные фонды.

   "Молодым"  пенсионным фондам особенно рекомендуется  осуществлять инвестиции за рубежом  через инвестиционные фонды. С  точки зрения соотношения риска и отдачи, желательно как можно скорее отменить ограничения на классы активов, инвестиции за рубежом, лицензии иностранным компаниям на право управления фондами, и т.п. Из-за недостаточного развития рынков и квалификации управляющих (а также - недостаточных знаний у членов их фондов) в первые несколько лет могут потребоваться некоторые ограничения. Эти ограничения должны быть максимально разумными, не иметь политической направленности и не носить разового характера. Если эти положения не будут соблюдены, то вся система - включая инвестиции - не будет оптимальной. В странах континентальной Европы либерализация жестких инвестиционных норм идет медленно. Ограничения на инвестиции за рубежом тоже не исчезают стремительно (здесь помогает введение евро). Идея предоставления иностранным компаниям свободы в управлении фондами также редко оказывается популярной.

Информация о работе Реформы в странах с переходной экономикой