Реформы в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ, проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в мировом хозяйстве, а также модернизации, итогов проведенных реформ и перспектив дальнейшего развития стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.
1.1. Национальные экономические программы………………………..………..4-5

1.2. Особые аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-8

1.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17

ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и
Перспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-18

2.1. Факторы роста………………………………………………………….…..18-23

2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой……….……….24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29

Работа состоит из  1 файл

курсачочек.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

  В депозитной базе коммерческих банков на начальном этапе переходного периода возросла роль вкладов предприятий, поскольку склонность населения к сбережению значительно уменьшилась (из-за существенного сокращения реальных доходов), и к тому же сбережения все чаще осуществлялись в  

8Эндогенное создание денег происходит внутри экономической системы и осуществляется коммерческими банками в отличие от экзогенного создания денег центральным банком. 

неорганизованных  формах. Общая норма сбережения (% от доходов), составлявшая 29.5% в 1991 г., сократилась до 14.6% в 1994 г. При этом склонность к сбережению в рублевых вкладах сначала резко снизилась - с 19.3% в 1991 г. до 4.7% в 1992 г., а затем выросла до 6,8 % в 1994 г.9

  С одной стороны, население не доверяло банковской системе после инфляционного обесценения вкладов в Сбербанке, с другой - высокая инфляция повысила долю наличных денег в структуре денежной массы. Сказывалось стремление держать запас ликвидных средств в условиях быстро меняющихся относительных цен, чтобы иметь возможность приобрести тот или иной товар, пока он сравнительно дешев.

  Подрыв  доверия населения к банковской системе в России был связан с крахом так называемых финансовых пирамид в середине 1994 г. Он оказал крайне негативное воздействие на дальнейшее развитие финансовой системы - население перешло к неорганизованным формам сбережений и стало отрицательно относиться к различным формам финансовых инноваций.

  Еще в 1994—1996 гг. в Москве вкладчики недобросовестных финансовых организаций потеряли около 200 млн. долл.

  Кризис  доверия, возникший в результате краха финансовых пирамид, вызвал изменения в структуре вкладов населения - увеличилась доля Сбербанка, усилив монополистические тенденции. Высокий уровень монополизма на этом сегменте рынка, особенно на начальном этапе трансформации, свойствен практически всем странам с переходной экономикой. Так, в Венгрии индекс Герфинделя для банковских услуг сектору домохозяйств равнялся в 1994 г. 7 тыс. (максимальное значение индекса для ситуации чистой монополии -10 тыс.), а в 2000 г. - около 2 тыс. Высокое значение для 1994 г. объяснялось доминированием Национального сберегательного банка. В 1993 г. в Польше банк «Польска каса ощченднощци» сосредоточивал около 85% сбережений граждан в злотых, а в Румынии Сберегательный банк аккумулировал почти 95% депозитов частных лиц.

9См.: Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции 1990-х годов // Вопросы экономики. 2002. № 10.

  Монополизм  на рынке вкладов, в первую очередь срочных, без должного регулирования со стороны государства ведет к занижению процентных ставок по депозитам и, как следствие, к возможности установления более высокой разницы с процентными ставками по кредитам. Складывается ситуация, сдерживающая одновременно и депозитную, и кредитную активность банков. Возникает еще одно ограничение для нормального эндогенного создания денег банковской системой.

  К середине 1995 г. банковская система России исчерпала возможности развития в условиях высокой инфляции. Тем не менее, ей удалось пройти этот рубеж без серьезного кризиса. Кризис на межбанковском рынке в августе 1995 г. был достаточно быстро преодолен путем предоставления коммерческим банкам дополнительной ликвидности со стороны Банка России. Подобного сценария развития, отличного от свойственного странам ЦВЕ, удалось добиться благодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, появился рынок государственных ценных бумаг с высокой доходностью. Во-вторых, банки относительно меньше (по сравнению со странами ЦВЕ) участвовали в финансировании убыточных предприятий, поскольку уже был запущен механизм эндогенного создания своеобразных «квазиденег» - неплатежей, минуя банковскую систему. В-третьих, увеличился приток иностранного капитала, начиная с 1995 г. и особенно в 1996 и 1997 гг.

   В результате развития банковской системы  в России возник высокий уровень сегментированности. Сбербанк фактически обладал монопольным положением на рынке вкладов населения. Создание предприятиями "карманных" банков сделало их в значительной степени зависимыми от финансового положения ограниченного круга клиентов. Кроме того, к ним, а также к бывшим спецбанкам, входившим в систему Промстройбанка и Агропромбанка, зачастую предъявлялись требования создавать эндогенные необеспеченные деньги путем выдачи заведомо невозвратных кредитов. В ряде регионов складывались замкнутые финансовые потоки, которые, как правило, обслуживались одним банком.

  К концу 1996 г. сформировалась следующая  конфигурация потоков движения средств. Сбербанк привлекал наиболее долгосрочные пассивы в форме вкладов населения и размещал средства в наиболее ликвидные активы (государственные ценные бумаги). Таким образом, он обслуживал кругооборот "сбережения населения - финансирование дефицита государственного бюджета'' Большое  количество "корпоративных" банков обслуживало другой кругооборот: "средства реального сектора - его кредитование"10. Потенциально эти банки были менее устойчивы, поскольку их пассивы состояли в основном из депозитов до востребования, а активы - из низколиквидных и рискованных кредитов.

  Такая система движения средств была нестабильна и приносила потери реальному сектору. Но стимулом для ее сохранения стал приток иностранного капитала, выступивший в качестве дополнительного источника финансирования предприятий и государственного бюджета. 

ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и перспективы дальнейшего развития.

• Основным источником экономического оживления  в странах ЦВЕ  выступала промышленность, а двигателем –  внешняя торговля. 
• Нынешнее оживление характеризуется появлением новой структурной модели. 
    
В результате проведения последних экономических реформ экономическая ситуация, так же как и краткосрочный прогноз практически для всех стран с переходной экономикой в настоящее время лучше, чем когда-либо на протяжении прошедшего десятилетия. Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны Западной Европы переживают экспортный бум, который питает рост их ВВП.

   Экономические реформы первой половины 2002 года внесли значительные изменения в хозяйственную систему развивающихся стран. Здесь можно

   

10См.: Солнцев О. Российская банковская система: модели развития // Проблемы прогнозирования. 2001. № 2.

выделить  реформирование Румынии, Болгарии, Хорватии и Украины. Определенные результаты основаны на практике предшествующих лет – тогда проявилась определенная корреляция темпов роста в большинстве стран с переходной экономикой.

   Неожиданным оказался некоторый скачок, произошедший во второй половине 2002 г. в большинстве  стран с переходной экономикой при отсутствии сильного ускорения в ЕС. С этого момента рост промышленного производства и экспорта в рассматриваемых государствах в целом усилился, хотя в некоторых из них усиление было лишь временным.

   Изменения экономической политики, вероятно, ограничили последствия тех явлений, которые имели место в течение прошедшего года. Так, только в Венгрии и Словакии бюджетно-налоговые стимулы содействовали подъему деловой активности. Отметим, что в названных странах в 2002 г. прошли парламентские выборы, которые послужили поводом для демонстрации предвыборной щедрости. Во второй половине 2002 г. некоторое ослабление денежно-кредитной политики осуществила также Польша, что выразилось в более решительном снижении процентных ставок и понижении валютного курса. Однако указанные меры пока не смогли оказать какого-либо воздействия на ускорение развития производства, поскольку для этого требуется более длительный период.

2.1. Факторы роста.

   Основным  фактором экономического роста в  государствах ЦВЕ в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления. В то же время капиталовложения в целом находились на низком уровне (табл. 1).

   Представляет  интерес тот факт, что в прошлом  году можно было наблюдать более  высокие темпы роста капиталовложений в прежде отстававших Румынии, Болгарии, Хорватии и Украине. Сравнительно низкими они были в России. Серьезный спад в этой сфере продолжался в Польше. Предполагается, что относительно высокие темпы в Венгрии не отражают динамику производственных капиталовложений: в корпоративном секторе инвестиции значительно сократились.

Таблица 1

Темпы роста валовых  инвестиций в основной капитал, %

  2000 г. 2001 г. 2002 г.
Чешская Республика 5,4 5,5 0,6
Венгрия 7,7 3,1 6
Польша 2,7 – 8,8 – 7,2
Словакия 1,2 9,6 – 0,9
Словения 0,2 – 1,9 3,5
Болгария 15,4 19,9 7,4
Румыния 4,6 6,6 8,3
Хорватия – 3,8 9,7 10
Македония – 3,2    
Сербия  и Черногория 13,3    
Россия 17,7 8,7 2,6
Украина 14,4 20,8 6,2

   Вклад внешней торговли в увеличение ВВП  в 2002 г. в регионе в целом оказался позитивным, за исключением некоторых стран, возникших после распада Югославии (табл. 2).                                                                      Таблица 2

Торговый  баланс, млн евро
  2000 г. 2001 г. 2002 г.
Чешская Республика – 3393 – 3 424 – 2 416
Венгрия – 4312 – 3 572 – 3 416
Польша – 18 739 – 15 848 – 14 907
Словакия – 980 – 2 372 – 2 263
Словения –1 491 – 997 – 608
Болгария – 1 832 –2 414 – 2 364
Румыния –2 909 – 4 652 – 4 220
Хорватия – 3 770 – 5 022 – 6 134
Македония – 835 – 595 – 899
Сербия  и Черногория – 2 084 – 3 291 – 4 253
Россия 65 120 53 423 49 123
Украина 667 547 1 037

Несмотря  на незначительные импульсы роста в  ЕС, экспорт государств, собирающихся вступить в него (а также Украины), характеризуется хорошими результатами. В частности, они увеличили поставки продукции в Евросоюз (табл. 3). Это является чрезвычайно важным достижением, поскольку импорт ЕС из других регионов в 2002 г. сократился почти на 5%. Странам с переходной экономикой явно удалось выиграть конкуренцию с неевропейскими государствами и повысить свою долю на данном рынке.                       

Информация о работе Реформы в странах с переходной экономикой