Региональная и муниципальная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание

Приоритетные направления развития региональной и муниципальной статистики в 2005 году определялись информационными потребностями органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Особенности и значение региональной статистики Российской Федерации 4
1.1. Понятие и значение региональной статистики 4
1.2. Принципы и показатели региональной статистики 7
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
Федерации 11
2.1. Понятие и значение муниципальной статистики 11
2.2. Принципы и показатели муниципальной статистики 14
Заключение 22
Библиографический список 23

Работа состоит из  1 файл

Региональная и муниципальная статистика.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)


23

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3
1. Особенности и значение региональной статистики Российской Федерации    4

    1.1. Понятие и значение региональной статистики              4

    1.2. Принципы и показатели региональной статистики              7

2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской

    Федерации                  11

    2.1. Понятие и значение муниципальной статистики              11

    2.2. Принципы и показатели муниципальной статистики              14

Заключение               22

Библиографический список              23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Приоритетные направления развития региональной и муниципальной статистики в 2005 году определялись информационными потребностями органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Региональная система показателей основывалась на результатах государственных федеральных, региональных и ведомственных статистических наблюдений, используемых для получения данных в разрезе муниципальных образований, административно-территориальные границы которых совпадают с границами городов и районов. Организация и проведение региональных государственных статистических наблюдений обеспечено нормативными правовыми актами Правительства.

Необходимость создания муниципальной статистики была обусловлена многократным увеличением количества хозяйствующих субъектов, существенным сокращением количества работников государственной статистики, переходом государственной статистики на выборочные обследования, внедрением методик досчета результатов выборочных обследований, предполагающих получение итогов лишь на региональном уровне, принципиальной невозможностью проведения статистических работ на районном уровне (например, разработки баланса денежных доходов и расходов населения).

        Целью реферативной  работы является  теоретически с использованием литературных источников и статистических сборников рассмотреть региональную и муниципальную статистику Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть понятие, показатели, задачи и особенности региональной статистики;

2.      Оценить особенности, значение муниципальной статистики. 

         Для решения поставленных задач были изучены: статистические сборники, материалы учебных пособий и журнальных статей, методические рекомендации и т.д.

1. Особенности и значение региональной статистики

Российской Федерации

 

1.1. Понятие и значение региональной статистики

 

У российской региональной статистики можно отметить географические, методические и конъюнктурные особенности. Отдельно выделим особенности статистики, собираемой и публикуемой регионами (в т.ч. в внутрирегиональном разрезе).

Российская региональная статистика имеет ряд особенностей по сравнению с территориальной статистикой в других странах. В наибольшей степени эти особенности вызваны причудливым характером административно-территориального и федеративного устройства России.

Во-первых, в России существуют регионы разного типа — области, края, республики, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения. Согласно Конституции, все они обладают равными правами, но вместе с тем одни регионы (они именуются сложными субъектами федерации) могут включать другие, то есть реально существует иерархия.

Так, некоторые области и края включают в себя автономные округа. Как правило, административные границы «первичных» субъектов федерации существенно не менялись в последнее время, но включенность одних регионов в состав других претерпела определенные изменения, в основном в начале 90-х годов.[1]

К примеру, республика Хакасия отделилась от Красноярского края, куда она «ассоциировано» входила, то же самое произошло с Чукотским автономным округом, Еврейской автономной областью и т.п. По многим из только что перечисленных регионов отдельная статистика в советское время не собиралась, так что временные ряды можно построить только для 90-х годов.

Соответственно, значения показателей для сложных субъектов федерации в длинных динамических рядах (если они и существуют) не вполне сопоставимы, поскольку в разные периоды времени эти сложные регионы включали в себя разное число первичных субъектов федерации.

Во-вторых, де юре равноправные субъекты федерации в реальности имели и имеют разный вес в системе административно-территориального и федеративного устройства страны. Это обстоятельство помимо правовых аспектов имеет и ряд вполне очевидных последствий для государственной статистики. В иерархии регионов автономные округа являются «младшими братьями» и статистика по ним по сравнению с областями и краями собиралась и собирается в усеченном виде (в последние годы наметилось некоторое улучшение). В итоге ряд статистических показателей по автономным образованиям отсутствует, что крайне затрудняет процедуру сбора и обработки статистической информации по всем субъектам федерации. Соответственно, страдает и система принятия государственных решений, поскольку официально декларируемое равенство субъектов федерации сосуществует с реальной невозможностью иметь сопоставимую информацию по всем из них.

Наиболее явное противоречие существует между системой принятия решений для целей бюджетного федерализма и усеченным характером региональной статистической информации. Объектом изучения бюджетного федерализма является совокупность 89 субъектов федерации, но полную статистическую информацию по всем регионам получить невозможно. Особенно важно отметить, что по автономным образованиям нет ряда особенно значимых и фундаментальных показателей - валового регионального продукта, структуры занятости и экономической активности, реальной (то есть посчитанная по методике МОТ, а не официальной) безработицы и т.д.

Уровнем выше субъектов федерации находятся 12 экономических районов. Большая часть статистики на уровне субъектов федерации агрегируется до уровня экономических районов, однако в некоторых случаях Госкомстат почему-то этого не делает, и соответствующие данные приходится рассчитывать самостоятельно. Одной из наиболее характерных особенностей российской региональной статистики является несовпадение методики расчета статистического показателя для России в целом и регионов.

Данная особенность — использование разных методик расчета средне/общероссийского показателя и показателей для регионов — начала проявляться в статистике Госкомстата в последнее время. Одной из наиболее типичных форм различия в методике является учет в общероссийском показателе деятельности малых, совместных и иностранных предприятий (пример — объем и физическая динамика промышленного производства), учет неформальной экономики и теневого сектора (пример — розничный товарооборот, где в общероссийской цифре учитывается оценка оборота на продовольственных, вещевых и смешанных рынках). В итоге, в случае статических показателей сумма по России получается завышенная, то есть больше, чем сумма регионов, а в случае динамических показателей — более оптимистичные цифры по России в целом, чем по совокупности входящих в нее регионов (так как неформальный сектор, малые и совместные предприятия часто функционировали лучше, чем крупные и/или государственные).

Еще совсем недавно для России приводились две цифры — по кругу крупных и средних предприятий, и по кругу всех предприятий, так что была возможность сопоставления регионов и России в целом. В настоящее время Госкомстат публикует столь методологически (и идеологически) разные цифры непосредственно друг под другом, упомянув различие в методологии расчета лишь мелким шрифтом в самом конце таблицы. Таким образом, как минимум нужно подходить осторожно к некоторым публикуемым цифрам, и в худшем случае делать их перерасчет.

В отношении тенденций разработки статистических показателей можно выделить несколько типичных ситуаций:

прекращение разработки (и/или публикации) статистического показателя (прибыль по экономике, структура занятости и величина заработной платы в разрезе регионов, отраслей народного хозяйства и для последних лет);

разработка (и/или публикация) нового статистического показателя (объем валюто-обменных операций физическими лицами);

изменение методики расчета статистического показателя;

изменение методики расчета статистического показателя для отдельных регионов и групп регионов (физический объем промышленного производства, розничного товарооборота).

 

1.2. Принципы и показатели региональной статистики

 

Площадь территории — абсолютный показатель. За крайне редкими исключениями, мало меняется со временем, особенно в последнее время. Служит базой для расчета другого важного показателя — плотности населения. Также можно использовать для расчета плотности экономического потенциала, капиталовложений на единицу территории и т.п.

Плотность населения — относительный показатель. Поскольку оба базовых показателя, которые служат для его расчета (численность населения и площадь территории) мало меняются со временем, строить динамические ряды для этого показателя не имеет смысла.

Доля городского населения — относительный показатель. Хотя города в России характеризуются своеобразной динамикой населения, различия в подвижках в населении в целом и в городском населении в общем совпадают, поэтому строить динамические ряды не имеет смысла, если не стоит задача отслеживать внутрирегиональные сдвиги в размещении населения.

Социально-демографические показатели

Демографические показатели являются важным источником для анализа социальной ситуации в регионе. Их достоинствами являются относительная простота сбора и расчета, низкая фальсифицируемость, слабая зависимость от экономики и идеологии (показатели собираются по всему миру и в любые периоды истории), возможность перерасчета (так как в большинстве случаев относительные показатели рассчитываются на основе открыто публикуемых абсолютных цифр).

Социальные показатели

Особенностью социальных показателей является то, что они в большинстве звучат как “обеспеченность населения ...”. В случае, если физическая инфраструктура сохраняется, а население сокращается, подобные показатели могут в ряде случаев сильно увеличиваться (так произошло, например, на Чукотке, откуда уехало более трети населения в начале 90-х годов). Поэтому динамику таких показателей надо интерпретировать осторожно.

Важно также иметь в виду, что сходные количественные показатели социального развития далеко не всегда характеризуют качество жизни населения. Дело в том, что помимо количества социальных благ и услуг важно также их качество, а оно в России варьирует не меньше, чем количество. К примеру, наличие большой жилой площади не характеризует обеспеченность этой жилой площади, к примеру, отоплением, горячим водоснабжением и т.п. Точно также, например, телевизор считается одинаково телевизором, если он черно-белый или цветной со спутниковой антенной и кабельным вещанием. Таким образом, надо всегда помнить, что лишь сам факт наличия и даже большое количество вовсе не гарантируют адекватное качество.

Показатели материального благополучия

Среднедушевой доход. Важный показатель, отражающий материальное благополучие общества. Предпочтителен по сравнению с заработной платой, так как включает в себя денежный эффект предпринимательской деятельности, пенсии и прочие выплаты. К сожалению, в российских условиях не отличается большой достоверностью, так как в России отсутствует система достоверного учета доходов граждан, например, обязательная подача налоговых деклараций. В настоящее время показатель имеет 10-кратную вариацию по регионам (не собирается по автономным образованиям).

Заработная плата. Преимущество этого показателя в системе индикаторов материального благополучия — его собираемость по всем регионам.

Величина пенсии. Важный показатель, характеризующий материальное положение пенсионеров, но довольно мало варьирует по регионам.

Прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины. Важные показатели, характеризующие стоимость жизни в регионах страны. Имеют примерно четырехкратную вариацию (что меньше, чем вариация доходов).

Социально-экономические и трудовые показатели

Уровень безработицы. Важный показатель, характеризующий ситуацию на рынке труда. В российских условиях существуют две его разновидности — уровень официальной безработицы, отражающий официальную регистрацию безработных на биржах, а также уровень общей безработицы (также именуется уровнем безработицы по методологии МОТ), который включает скрытую. Использование показателя общей безработицы предпочтительно, однако он публикуется реже и хуже, чем уровень официально регистрируемой безработицы. Также можно использовать структурные характеристики безработицы: доля молодежи среди безработных (показатель особенно велик в ряде небольших, северных и малодосягаемых регионах), доля женщин среди безработных, распределение безработных по уровню образования, возрасту, продолжительности и т.п.

Информация о работе Региональная и муниципальная статистика