Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, реферат
Приоритетные направления развития региональной и муниципальной статистики в 2005 году определялись информационными потребностями органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.
Введение 3
1. Особенности и значение региональной статистики Российской Федерации 4
1.1. Понятие и значение региональной статистики 4
1.2. Принципы и показатели региональной статистики 7
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
Федерации 11
2.1. Понятие и значение муниципальной статистики 11
2.2. Принципы и показатели муниципальной статистики 14
Заключение 22
Библиографический список 23
Экономические и финансовые показатели
Валовой внутренний (региональный) продукт. Наиболее фундаментальный показатель, характеризующий экономическую мощь региона, также рассчитывается на душу населения. Другое название этого показателя — валовая добавочная стоимость.
Объем промышленного производства. Важный экономический показатель, характеризующий производственную мощь экономики региона. В России имеет важное значение, так как страна является все еще индустриальной, а не постиндустриальной державой, и падение промышленного производства не компенсировалось соответствующим ростом активности в других секторах народного хозяйства.
Структурные экономические показатели
Анализ показателей, характеризующие структуру экономики региона, должен находиться в центре исследования ситуации в неблагополучных регионах (слаборазвитых, депрессивных, кризисных).
К сожалению, в России довольно нерегулярно и с большим опозданием публикуется показатель валового регионального продукта (ВРП), в то время как в развитых странах доступны не только эти цифры, но также и структура валового регионального продукта (валовой добавочной стоимости), как наиболее важный показатель, характеризующий структуру экономики. В нынешних российских условиях приходится довольствоваться такими показателями, как структура промышленного производства и структура занятости по отраслям народного хозяйства.
Показатели транспорта и связи
Плотность автодорог (в том числе с твердым покрытием). Важный показатель развитости инфраструктуры региона в российских условиях (огромная территория, слабая освоенность). Плотность автодорог также характеризует, отражает настоящие и будущие возможности развития бизнеса. Вариация достигает сотен раз и нет оснований для ее уменьшения в обозримом будущем.
Обеспеченность населения телефонными аппаратами. Показатель, характеризующий вовлеченность населения в информационный обмен. В некотором роде показатель характеризует уровень развития региона, так как высокая плотность телефонной сети свидетельствует о возможности тертиаризации экономики региона (по признанию ведущих экспертов, возможности развития бизнеса в России сдерживаются плохой развитостью телефонной сети).
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
Федерации
2.1. Понятие и значение муниципальной статистики
Проводимая с 1997 года структурная перестройка органов статистики предусматривала их техническое перевооружение, разработку и внедрение в практику нового технологического инструментария, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако средства, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, обеспечивали выполнение лишь Федеральной программы статистических работ. В результате органам субъектов Российской Федерации и местным органам власти пришлось изыскивать дополнительные средства для создания региональной и муниципальной статистики. [2]
Обеспечение муниципальных образований статистической информацией осуществляется на договорной основе между региональными комитетами статистики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В течение последних лет нарастают проблемы в работе со статистической информацией, которые значительно осложняют проведение анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Муниципальная статистика так и не стала полноценным источником информации для принятия управленческих решений органами местного самоуправления.
С одной стороны, это обусловлено объективными причинами: действующей технологией сбора информации органами статистики, отсутствием методик досчета на муниципальном уровне, отсутствием содержательной и взвешенной концепции функционирования органов муниципальной статистики. С другой стороны, отчетливо прослеживается отсутствие средств в муниципальных образованиях на техническое оснащение статистики, проведение дополнительных статистических наблюдений, разработку (доработку) методик досчета результатов выборочных наблюдений. Практика показывает, что в тех субъектах Российской Федерации, где службы муниципальной и государственной статистики проводят такие работы (например, Московская, Ростовская, Тамбовская области), они финансируются за счет местных и региональных бюджетов.
Существующая система сбора, систематизация и доведение до пользователей статистической информации не отвечает требованиям времени. Выбор, отслеживаемых региональными комитетами государственной статистики показателей, базируется на соблюдении определенных требований Госкомстата России, а не на потребностях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Сокращена система показателей в разрезе муниципальных образований. Первичная информация о предприятиях как для муниципалитетов, так и для региональных администраций недоступна. Статистическая информация в муниципалитеты поступает от региональных комитетов статистики, а статистические органы, расположенные на территориях муниципальных образований обеспечивают лишь сбор информации, что лишает систему оперативности.
Растет стоимость статистической продукции. Рыночная цена становится для органов местного самоуправления слишком высокой. В связи с ограниченными финансовыми возможностями администрации муниципальных образований ставят вопрос о снижении платы за информацию.
Сведения о результатах финансовой деятельности органы статистики получают от организаций - юридических лиц. При этом информация по месту нахождения обособленных подразделений предприятиями и организациями не предоставляется, что приводит к отсутствию у органов местного самоуправления полной и достоверной информации по своей территории.
Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований отрицательно сказывается на качестве экономических разработок. Так, отсутствует статистическая информация по городам и районам о состоянии малого предпринимательства.
По данным статистических сборников нельзя оценивать динамику производства той или иной продукции в отдельных муниципальных образованиях, т.к. информация дается госстатистикой только по крупным и средним предприятиям. Например, в пищевой промышленности наряду с крупными предприятиями действует большое количество малых предприятий, которые во многих муниципальных образованиях производят значительные объемы продукции, превышающие объемы производства крупными и средними предприятиями в несколько раз.
Существующая методика расчета (досчет) объемов производства в стоимостном выражении для полного круга предприятий несовершенна. По оценкам экономических служб муниципальных образований величины по многим позициям превышают реальные объемы на порядок. Вместе с тем по отдельным районам из учета выпадают целые предприятия. Таким образом, только сплошное наблюдение вместе с единой системой показателей обеспечат достоверность результатов на муниципальном уровне.
Сведений, представляемых органами государственной статистики администрациям муниципальных образований, недостаточно. Отсутствует целый ряд социально-экономических показателей, таких как: индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции; экономически активное население; численность безработных по методологии МОТ; численность занятых в частном секторе; занятых в домашнем хозяйстве; численность военнослужащих; численность бюджетников; численность трудовых ресурсов; денежные доходы, расходы и сбережения населения; величина прожиточного минимума (показатель отменен); продолжительность жизни населения; показатели, отражающие работу транспорта, выручка от реализации оказанных услуг; фонд заработной платы в материальном производстве и непроизводственной сфере; распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода и т.д.
Многие из перечисленных показателей региональные комитеты государственной статистики рассчитывают по отдельному запросу. В то же время имеют место отказы на запросы в предоставлении информации по статистическим показателям, ссылаясь на то, что такие показатели для муниципальных образований не рассчитываются, хотя в разрезе субъектов Российской Федерации они разрабатываются.
2.2. Принципы и показатели, и план развития муниципальной
статистики
Основными отраслями муниципальной экономики являются: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Именно в этих отраслях на протяжении последних лет расходуется около 70 % средств местных бюджетов.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру, искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 5 лет. [3]
На протяжении последних лет в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%. Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В сельском хозяйстве доля муниципальных предприятий в производстве отрасли составляет порядка 0,6-0,7 процентов. На сельскохозяйственных предприятиях муниципальной формы собственности проблемы, характерные для сельского хозяйства регионов в целом, усугубляются. Износ основных фондов в муниципальных сельскохозяйственных организациях составляет свыше 50%, процесс обновления идет медленно.
Доля инвестиций муниципального сектора в основной капитал в общем объеме инвестиций по субъектам Российской Федерации составляет стабильно 4 - 5%. Ожидается прирост объема инвестиций на 18% в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 14-18% в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения.
В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли «транспорт», по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.
Наилучшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа –1107,8 руб. на человека на 2004 год, 1228,8 руб. на человека на 2005 год. В Сибирском федеральном округе инвестиции составят –7044,1 руб. на человека в 2003 году, 7452 рублей на человека в 2004 году. Наихудшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Западного федерального округа –119,6 руб. на человека на 2004 год, - 140,9 руб. на человека на 2004 год.
Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности по ЖКХ и социальной сфере
| ЦФО | СЗФО | ЮФО | ПФО | УФО | СФО | ДФО |
| руб/чел | руб/чел | руб/чел | руб/чел | руб/чел | руб/чел | руб/чел |
жилищно-коммунальное хозяйство | |||||||
2004 год | 307,0 | 119,6 | 216,4 | 291 | 1107,8 | 183,4 | 280,2 |
2005 год | 371,8 | 140,9 | 240,4 | 319,4 | 1228,8 | 205,1 | 311,8 |
социальная сфера |
|
|
|
|
|
|
|
2004 год | 86,1 | 93,2 | 120,1 | 124,2 | 669,6 | 103,4 | 120,5 |
2005 год | 107,6 | 109,7 | 142,2 | 138,1 | 776,7 | 119,6 | 150,2 |