Региональная и муниципальная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание

Приоритетные направления развития региональной и муниципальной статистики в 2005 году определялись информационными потребностями органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Особенности и значение региональной статистики Российской Федерации 4
1.1. Понятие и значение региональной статистики 4
1.2. Принципы и показатели региональной статистики 7
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
Федерации 11
2.1. Понятие и значение муниципальной статистики 11
2.2. Принципы и показатели муниципальной статистики 14
Заключение 22
Библиографический список 23

Работа состоит из  1 файл

Региональная и муниципальная статистика.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Экономические и финансовые показатели

Валовой внутренний (региональный) продукт. Наиболее фундаментальный показатель, характеризующий экономическую мощь региона, также рассчитывается на душу населения. Другое название этого показателя — валовая добавочная стоимость.

Объем промышленного производства. Важный экономический показатель, характеризующий производственную мощь экономики региона. В России имеет важное значение, так как страна является все еще индустриальной, а не постиндустриальной державой, и падение промышленного производства не компенсировалось соответствующим ростом активности в других секторах народного хозяйства.

Структурные экономические показатели

Анализ показателей, характеризующие структуру экономики региона, должен находиться в центре исследования ситуации в неблагополучных регионах (слаборазвитых, депрессивных, кризисных).

К сожалению, в России довольно нерегулярно и с большим опозданием публикуется показатель валового регионального продукта (ВРП), в то время как в развитых странах доступны не только эти цифры, но также и структура валового регионального продукта (валовой добавочной стоимости), как наиболее важный показатель, характеризующий структуру экономики. В нынешних российских условиях приходится довольствоваться такими показателями, как структура промышленного производства и структура занятости по отраслям народного хозяйства.

Показатели транспорта и связи

Плотность автодорог (в том числе с твердым покрытием). Важный показатель развитости инфраструктуры региона в российских условиях (огромная территория, слабая освоенность). Плотность автодорог также характеризует, отражает настоящие и будущие возможности развития бизнеса. Вариация достигает сотен раз и нет оснований для ее уменьшения в обозримом будущем.

Обеспеченность населения телефонными аппаратами. Показатель, характеризующий вовлеченность населения в информационный обмен. В некотором роде показатель характеризует уровень развития региона, так как высокая плотность телефонной сети свидетельствует о возможности тертиаризации экономики региона (по признанию ведущих экспертов, возможности развития бизнеса в России сдерживаются плохой развитостью телефонной сети).

 

 

 

2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской

Федерации

 

2.1. Понятие и значение муниципальной статистики

 

Проводимая с 1997 года структурная перестройка органов статистики предусматривала их техническое перевооружение, разработку и внедрение в практику нового технологического инструментария, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако средства, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, обеспечивали выполнение лишь Федеральной программы статистических работ. В результате органам субъектов Российской Федерации и местным органам власти пришлось изыскивать дополнительные средства для создания региональной и муниципальной статистики. [2]

Обеспечение муниципальных образований статистической информацией осуществляется на договорной основе между региональными комитетами статистики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В течение последних лет нарастают проблемы в работе со статистической информацией, которые значительно осложняют проведение анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.

Муниципальная статистика так и не стала полноценным источником информации для принятия управленческих решений органами местного самоуправления.

С одной стороны, это обусловлено объективными причинами: действующей технологией сбора информации органами статистики, отсутствием методик досчета на муниципальном уровне, отсутствием содержательной и взвешенной концепции функционирования органов муниципальной статистики. С другой стороны, отчетливо прослеживается отсутствие средств в муниципальных образованиях на техническое оснащение статистики, проведение дополнительных статистических наблюдений, разработку (доработку) методик досчета результатов выборочных наблюдений. Практика показывает, что в тех субъектах Российской Федерации, где службы муниципальной и государственной статистики проводят такие работы (например, Московская, Ростовская, Тамбовская области), они финансируются за счет местных и региональных бюджетов.

Существующая система сбора, систематизация и доведение до пользователей статистической информации не отвечает требованиям времени. Выбор, отслеживаемых региональными комитетами государственной статистики показателей, базируется на соблюдении определенных требований Госкомстата России, а не на потребностях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Сокращена система показателей в разрезе муниципальных образований. Первичная информация о предприятиях как для муниципалитетов, так и для региональных администраций недоступна. Статистическая информация в муниципалитеты поступает от региональных комитетов статистики, а статистические органы, расположенные на территориях муниципальных образований обеспечивают лишь сбор информации, что лишает систему оперативности.

Растет стоимость статистической продукции. Рыночная цена становится для органов местного самоуправления слишком высокой. В связи с ограниченными финансовыми возможностями администрации муниципальных образований ставят вопрос о снижении платы за информацию.

Сведения о результатах финансовой деятельности органы статистики получают от организаций - юридических лиц. При этом информация по месту нахождения обособленных подразделений предприятиями и организациями не предоставляется, что приводит к отсутствию у органов местного самоуправления полной и достоверной информации по своей территории.

Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований отрицательно сказывается на качестве экономических разработок. Так, отсутствует статистическая информация по городам и районам о состоянии малого предпринимательства.

По данным статистических сборников нельзя оценивать динамику производства той или иной продукции в отдельных муниципальных образованиях, т.к. информация дается госстатистикой только по крупным и средним предприятиям. Например, в пищевой промышленности наряду с крупными предприятиями действует большое количество малых предприятий, которые во многих муниципальных образованиях производят значительные объемы продукции, превышающие объемы производства крупными и средними предприятиями в несколько раз.

Существующая методика расчета (досчет) объемов производства в стоимостном выражении для полного круга предприятий несовершенна. По оценкам экономических служб муниципальных образований величины по многим позициям превышают реальные объемы на порядок. Вместе с тем по отдельным районам из учета выпадают целые предприятия. Таким образом, только сплошное наблюдение вместе с единой системой показателей обеспечат достоверность результатов на муниципальном уровне.

Сведений, представляемых органами государственной статистики администрациям муниципальных образований, недостаточно. Отсутствует целый ряд социально-экономических показателей, таких как: индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции; экономически активное население; численность безработных по методологии МОТ; численность занятых в частном секторе; занятых в домашнем хозяйстве; численность военнослужащих; численность бюджетников; численность трудовых ресурсов; денежные доходы, расходы и сбережения населения; величина прожиточного минимума (показатель отменен); продолжительность жизни населения; показатели, отражающие работу транспорта, выручка от реализации оказанных услуг; фонд заработной платы в материальном производстве и непроизводственной сфере; распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода и т.д.

Многие из перечисленных показателей региональные комитеты государственной статистики рассчитывают по отдельному запросу. В то же время имеют место отказы на запросы в предоставлении информации по статистическим показателям, ссылаясь на то, что такие показатели для муниципальных образований не рассчитываются, хотя в разрезе субъектов Российской Федерации они разрабатываются.

 

2.2. Принципы и показатели, и план развития муниципальной

статистики

 

Основными отраслями муниципальной экономики являются: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Именно в этих отраслях на протяжении последних лет расходуется  около 70 % средств  местных бюджетов.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру,  искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 5 лет. [3]

На протяжении последних лет в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%. Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности  вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью  потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В сельском хозяйстве доля муниципальных предприятий в производстве отрасли составляет порядка 0,6-0,7 процентов. На сельскохозяйственных предприятиях муниципальной формы собственности проблемы, характерные для сельского хозяйства регионов в целом, усугубляются. Износ основных фондов в муниципальных сельскохозяйственных организациях составляет свыше 50%, процесс обновления идет медленно. 

Доля инвестиций муниципального сектора в основной капитал в общем объеме инвестиций по субъектам Российской Федерации составляет стабильно 4 - 5%. Ожидается прирост объема инвестиций на 18% в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 14-18% в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения.

В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли «транспорт», по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.


Наилучшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа –1107,8 руб. на человека на 2004 год, 1228,8 руб. на человека на 2005 год. В Сибирском федеральном округе инвестиции составят –7044,1 руб. на человека в 2003 году, 7452 рублей на человека в 2004 году. Наихудшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Западного федерального округа –119,6 руб. на человека на 2004 год, - 140,9 руб. на человека на 2004 год.

 

Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности по ЖКХ и социальной сфере

 

 

ЦФО

СЗФО

ЮФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

 

руб/чел

руб/чел

руб/чел

руб/чел

руб/чел

руб/чел

руб/чел

жилищно-коммунальное хозяйство

2004 год

307,0

119,6

216,4

291

1107,8

183,4

280,2

2005 год

371,8

140,9

240,4

319,4

1228,8

205,1

311,8

социальная сфера

 

 

 

 

 

 

 

2004 год

86,1

93,2

120,1

124,2

669,6

103,4

120,5

2005 год

107,6

109,7

142,2

138,1

776,7

119,6

150,2

Информация о работе Региональная и муниципальная статистика