Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа
Бюджетный федерализм представляет собой такое устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий
Бюджетная система любой страны является наиболее объемлющим средством государственного экономического регулирования. Как правило, бюджетная система имеет три уровня (центральный, региональный, местный), иными словами, каждый уровень власти имеет свой бюджет, поэтому совершенствование финансовых взаимоотношений между федерацией и регионами в настоящее время по-прежнему остается крайне актуальной задачей.
В-пятых, категории расходов, которые несут на себе элемент национальной или региональной специфики, должны финансироваться за счет бюджетов субъектов Федерации, а не федерального бюджета. К этой категории в первую очередь относится значительная часть расходов на культуру и искусство, а также отдельные категории расходов на образование6.
Таким образом, бюджетный федерализм представляет собой структурную политику государства в отношении его субъектов, направленную на грамотное управление и перераспределение финансов между регионами, с целью выполнением государством своих функций и полномочий.
Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти, органами государственной власти регионов и органами власти местного самоуправления в стране, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Рассмотрим особенности межбюджетных отношений в России и Швейцарии.
Прежде, необходимо проследить развитие межбюджетных отношений в РФ, поскольку Россия после распада СССР претерпела большое количество изменений.
1 этап - годы стихийной
децентрализации (1991 – 1993 гг.). Значительные
изменения законодательной
2 этап – экспериментальный
бюджетный федерализм (1994 – 1996 гг.).
На данном этапе были
3 этап – углубление
кризиса межбюджетных
4 этап - реформа становления
межбюджетных отношений (1999 –
2000 гг.). Главное внимание на этом
этапе уделялось
5 этап – развитие бюджетного
федерализма (2001 – 2005 гг.). В этот
период завершилось
6 этап – повышение
эффективности межбюджетных
Необходимо отметить, что
Выстроенная модель федеральных
отношений оказалась
Таким образом, исторический опыт построения бюджетного федерализма в России показывает, что каждому этапу развития экономики свойственны свои собственные пути и методы организации межбюджетного выравнивания требуют постоянного совершенствования9.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132)10 и Бюджетным кодексом РФ (ст.10)11 бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1 уровень – это федеральный
бюджет и бюджеты
2 уровень – бюджеты
субъектов РФ и бюджеты
3 уровень – местные бюджеты12.
Каждому из указанных выше
уровней бюджетной системы
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов13.
В основе процесса распределения
расходов и доходов между звеньями
бюджетной системы заложен
Таким образом, межбюджетные
отношения в России ещё не сформировались
до конца, ввиду того, что бюджетный
федерализм в стране существует не
так давно и постоянно
Что касается модели межбюджетных отношений в Швейцарии, то следует отметить, что бюджетный федерализм в этой стране имеет более долгую историю.
Основные принципы швейцарской конституции 1874 г. – федерализм и демократия. Статья 3-я конституции гарантирует 20 кантонам и 6 полукантонам, на которые разделена Швейцария, все права самоуправления, за исключением тех, которые являются прерогативой федерального правительства15.
Швейцарии идеи исполнительного
федерализма получили свое развитие
в начале 70-х гг. ХХ в., когда в
связи с неблагоприятной
В соответствии с Законом Швейцарской Конфедерации от 6 октября 1989 г. «О финансах Конфедерации», в основу бюджетного устройства и бюджетного процесса Швейцарии положены принципы законности, оперативности и эффективного использования фондов16. Действуя на основе этих принципов, государственные органы Швейцарской Конфедерации в настоящее время реализуют на практике концепцию «исполнительного федерализма»17.
В Швейцарии законодательно
закреплены три
В перспективе межбюджетных
отношений следует
Фиксируя ставки прямых
федеральных налогов, Конфедерация
должна учитывать соответствующий
уровень прямого
Сложившаяся в Швейцарии трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов трех уровней. Средства из бюджета Конфедерации направляются на содержание армии, на проведение внешней политики, на социальные нужды (и прежде всего государственные пенсионные выплаты), на строительство железных и автомобильных дорог. В бюджетах кантонов предусматриваются расходы на здравоохранение, образование (все университеты являются кантональными), полицию, общественный транспорт. На бюджеты общин приходятся социальные расходы, всевозможные расходы на инфраструктуру: строительство, коммунальное хозяйство, общественный транспорт, дороги. Основная часть средств поступает в кантональные бюджеты21.
Надо отметить, что в Швейцарии по бюджету не существует никаких законодательных актов. В отличие от других стран, например Германии, в Конституции Швейцарии не записано, как нужно составлять бюджет.
Хорошая налоговая система
предполагает отлаженную систему юридических
норм, регулирующих ее, надежные юридические
основы, на которых можно строить
экономическую политику Все это
в Швейцарии имеется. Но вместе с
тем налоговая система
Таким образом, межбюджетные
отношения в России и Швейцарии
значительно отличаются друг от друга.
В Швейцарии ярко выражена децентрализация
в межбюджетных отношениях, в России,
наоборот, наблюдается централизация.
Если в Швейцарии наблюдается
более широкое участие
Глава 2. Бюджетный федерализм: практическое применение в России и Швейцарии.
Для того чтобы углубить понимание сути бюджетного федерализма в России и Швейцарии, необходимо рассмотреть ситуацию с различным экономическим состоянием регионов, и в соответствии с этим политику регионального выравнивая, которая является составной частью бюджетного федерализма.
Кроме того, стоит обратить внимание на проблемы бюджетного федерализма и перспективы его развития в России и Швейцарии.
2.1. Политика регионального выравнивания в России и Швейцарии.
Проблема (2383) различий в
уровнях социально-
Информация о работе Региональная политика Швейцарии и России