Регулирование инфляционных процессов в России: современная антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблемы инфляции и антиинфляционную политику в России.
Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:
1. раскрыть сущность инфляции, формы ее проявления и виды;
2. охарактеризовать причины инфляции в России;
3. раскрыть антиинфляционные меры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность инфляции и необходимость борьбы с ней 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Экономическая природа инфляции: исторический аспект 8
1.3 Особенности и механизмы антиинфляционной политики 13
Глава 2. Регулирование инфляционных процессов в РФ 15
2.1 Причины и специфика инфляции в РФ 15
2.2 Динамика инфляции в РФ в период системных реформ 16
2.3 Современное экономическое состояние в РФ 22
2.4 Антиинфляционные меры 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инфляция.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

Долгие годы понятие сущности инфляции и причины ее возникновения неоднократно изменялись под влиянием различных факторов, но неизменным оставался тот факт, что при обесценении денежной единицы практически всегда происходил рост цен на товары и услуги. Отметим, что рост цен не всегда стоит связывать с показателем инфляции, повышение стоимости товара может быть вызвано улучшением качества товара, изменением вкусов потребителей, а также ухудшением условий производства сырья. Можно также отметить, что увеличение цены следует связывать не только с некоторыми характеристиками товара, но и с разнообразными экономическими обстоятельствами, такими как: изменения в динамике производительности труда; сезонные и циклические колебания; рыночная монополия; повышение ставок рефинансирования и процента налогов; ревальвация и девальвация денежной единицы; стихийные бедствия и многое другое. Чаще всего процессы инфляции возникают в связи с длительным неравновесием на рынках в пользу спроса. При этом цены возрастают далеко не на все товары общественного потребления (одни остаются неизменными, другие поднимаются незначительно, а третьи подскакивают «до небес»), в результате происходит очень неравномерная тенденция роста цен — это и есть слабое место инфляции. Рассматриваемые определения термина «инфляция» являются сложными и противоречивыми явлениями современной экономики государства, вследствие чего требуют к себе особого внимания и уточнения этого термина как социально-экономического понятия. При инфляции предприниматели не могут прогнозировать свои доходы и расходы на долгосрочную перспективу, в результате чего появляется спекуляция, государственное инвестирование в различные проекты становится рискованным, сбережения и все виды денежных поступлений государству и предприятиям обесцениваются. Защитными мерами от такого рода проблем являются рост ставки процента и высокая норма прибыли.

Следовательно, инфляция — это не одномоментное состояние экономики, ее нельзя характеризовать как единое понятие, она представляет собой процесс, который необходимо исследовать на разной стадии развития государства и давать ей не одно, а несколько определений. Таким образом, можно отметить, что инфляционный процесс неразрывно связан с общими закономерностями денежного обращения (с выполнением деньгами функций средства обращения и средства платежа). В настоящее время в обращении в большей степени фигурируют кредитно-бумажные деньги, вследствие чего сложился новый подход к определению денежной массы в обращении. Еще в работе И. Фишера «Количественная теория денег» этот вопрос получил свое развитие. Именно он вывел «уравнение обмена», из которого следует, что сумма денег, отданная за товары, равна количеству товаров, умноженному на общий уровень товарных цен. В современном мире это уравнение стало просто незаменимым и на его основе можно рассчитать количество денежной массы, необходимой для обращения товаров.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что при неизменном объеме производства и постоянной скорости обращения увеличение денежной массы обязательно приведет к не обеспеченному производством росту уровня цен, а, следовательно, изменение количества денег непосредственно «управляет» инфляцией. Именно так утверждали представители «количественной теории». Однако, если же все-таки объемы производства изменяются в результате неполного использования производственных мощностей и скорость оборота также варьируется вследствие развития новых форм платежных средств, то связь между инфляцией и количеством денег не будет такой очевидной.

Кроме этих суждений, американский экономист М. Фридман сформулировал «денежное правило», согласно которому долговременный и устойчивый темп роста количества денег должен иметь такой же темп роста, каким растет объем производства и меняется скорость обращения наличных денег.

В современной экономике государства можно выделить три основных направления в теории инфляции:

— теория чрезвычайных издержек;

— кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом;

— монетаристская количественная концепция. Кейнсианская теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса.

Правительство РФ и Банк России в 1990-е гг. пытались на практике применить монетаристскую концепцию, по утверждению которой можно было варьировать величину денежной массы в обращении, а цены под нее должны были подстраиваться сами. Однако не был учтен тот факт, что количество денежной массы должно подстраиваться под существующий уровень цен (такая взаимообусловленность ценовой политики и денежной массы в обращении рассматривалась как односторонняя связь, идущая от количества денег к ценам).

Количество денег в обращении, как правило, стремится к равновесию с суммой цен вынесенных на рынки товаров. Поэтому можно сказать, что с увеличением цен должна, при других равных условиях, возрастать и наличная денежная масса, с тем условием, что скорость ее расширения замедляется при увеличении числа оборотов денег, развитии системы безналичных расчетов и сжатии объемов предложения товаров.

 

    1. Особенности и механизмы антиинфляционной политики.

 

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определённые меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие её развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика- это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путём регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Её целью является ослабление негативных социально – экономические следствия инфляции.

Антиинфляционная стратегия – ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшению инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться путём разработки долговременной программы.

Антиинфляционная тактика – готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.

Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно – кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствия гиперинфляции могут использоваться денежные реформы.

Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Регулирование инфляционных процессов в РФ.

2.1. Причины и специфика инфляции в России

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. В России она имеет свои особенности.

90-е годы XX века характеризуются существенным замедлением темпов роста инфляции как в развитых, так и в развивающихся странах. Так, в период с 1992 (либерализация цен) до 2006 года удалось достичь уровня инфляции 9% в год. В 2007 г. она составила 11,9%, что в 1,5 раза превзошло запланированный уровень. По данным Росстата, индекс потребительских цен к ноябрю 2008 года (по сравнению с началом года) достиг 14,2%, что на 1,5% больше целевого уровня индекса потребительских цен.

 

В настоящее  время государство приняло пакет антикризисных мер, направленных на стабилизацию экономики. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает2:

ограничение денежной массы;

повышение учетной  ставки; повышение нормы обязательного  резервирования;

сокращение  государственных расходов;

совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Знание причин возникновения и механизмов развития инфляции позволяет судить о возможности  регулирования этого процесса и  выбора наиболее результативных мер.

На наш взгляд, наиболее действенными мерами могут быть управление монетарной и структурной инфляцией. В первом направлении государство должно поддерживать умеренную динамику денежного предложения и, соответственно, денежных агрегатов (не более 25% широкой денежной базы, 25% МО, 30-35% М2). Оно должно также обеспечить равномерное расходование бюджетных средств. Что касается структурной инфляции, то она сводится к регулированию рынков (интервенции); при этом стратегия - содействие предложению. Также государство в лице Правительства должно разработать лимиты по повышению тарифов ЖКХ.

По нашему мнению, от правильного выявления причин инфляции зависит эффективность антиинфляционной политики. Вклад монетарной инфляции в 2007 году лишь немногим выше половины - 6,2 процентных пункта из 11,9% общего роста цен. Основной же вклад в скачок инфляции вносят немонетарные факторы. В частности, речь идет о монополизации локальных рынков и импорте инфляции, связанном глобальными дисбалансами на товарных рынках - главным образом, на рынке продовольствия.

 

2.2. Динамика инфляции в РФ в период системных реформ.

 

Согласно  информации Федеральной службы государственной статистики, за шесть месяцев 2010 г. потребительские цены повысились на 4,4%, что меньше такого же показателя в предыдущем году на 3,0 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне по отношению к июню 2009 г. составил 5,8%, в первом полугодии по отношению к первому полугодию предыдущего года – 6,6%.

Замедление  инфляции в январе-июне 2010 г. произошло главным образом за счет базовой инфляции, которая составила 2,0% против 6,0% в январе-июне 2009 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 1,6 процентного пункта, или 37,2% уровня инфляции (в январе-июне 2009 г. – 4,8 процентного пункта, или 65,0%).

Цены  на продовольственные товары без плодоовощной продукции за первое полугодие 2010 г. повысились на 2,4% (за шесть месяцев 2009 г. – на 5,2%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 0,8 процентного пункта, или 19,0% уровня инфляции (за первое полугодие предыдущего года – оценочно 1,8 процентного пункта, или 24,1%).

Повышение цен и  тарифов на платные услуги населению  в первом полугодии 2010 г. превысило  общий прирост цен на товары на 2,7 процентного пункта (в аналогичный период 2009 г. – на 2,9 процентного пункта).

По информации Росстата, за первое полугодие 2010 г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен был меньше, чем за соответствующий период предыдущего года.

По оценкам, в январе-июне 2010 г. наблюдалось некоторое увеличение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В частности, за январь- июнь 2010 г. коэффициент региональных различий повысился до 42,5% против 42,3% по итогам сопоставимого периода предыдущего года.

По  итогам первого полугодия 2010 г. темпы удорожания платных услуг населению изменялись по федеральным округам в пределах 6,3-8,7% и были заметно ниже, чем в январе-июне предыдущего года.

В июне 2010 г. по отношению  к декабрю предыдущего года жилье на первичном рынке стало дороже на 0,1%, на вторичном рынке – на 1,4%. За январь-июнь 2009 г. жилье на первичном рынке подешевело на 4,5%, на вторичном рынке – на 7,4%.

Таким образом, в РФ инфляция - не только монетарное явление. Ее специфика в первую очередь определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Унаследованная от советской экономики ресурсе- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации экономики, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 1990-е гг. стали основными инфляционными факторами. Возникшие и сохраняющиеся по сей день ценовые диспропорции между отраслями энергосырьевого и остальных секторов экономики, а также низкая эффективность использования дорожающих ресурсов обусловливают значительный инфляционный потенциал российской экономики. Таким образом, стратегической задачей, стоящей перед правительством РФ является создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить ее можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевым направлениям:

• формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышения его роли в обеспечении динамичного развития российской экономики;

• проведение глубоких институциональных реформ в экономической и политической областях;

• последовательная диверсификация экономики;

Информация о работе Регулирование инфляционных процессов в России: современная антиинфляционная политика