Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли.

Задачами моей работы является изучение:
понятия, состава и состояния ОПК;
особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
целей и принципов государственной политики в области ОПК;
особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Регулирование оборонно-промышленного комплекса.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Филиал  г. Горячий Ключ

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Государственное  регулирование экономики» на тему:

«Регулирование  оборонно-промышленного комплекса» 
 
 
 
 

Выполнила: Кузько Елена Михайловна

Группа  301 ГМУ

Руководитель: Педанов  Борис Борисович   

Оценка………….

Подпись преподавателя………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Горячий ключ 2010

С О  Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
    1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
    2. Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
    3. Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
  2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И    УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
    1. Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
    2. Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………….34

Список  используемой литературы…………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  выбранной мною темы заключается  в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сектором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала инноваций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ.

     Разработкой основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса  обязано заниматься государство. Оно  призвано определять направления государственной  оборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-технического потенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.

     Все эти объективные факторы обуславливают  необходимость постоянного внимания государства к проблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политического и социально-экономического развития российского оборонно-промышленного комплекса, поиску путей повышения его эффективности. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.

     Объектом  исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.

     Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.

     Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли. 

     Задачами моей работы является изучение:

  • понятия, состава и состояния ОПК;
  • особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
  • целей и принципов государственной политики в области ОПК;
  • особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
  • этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.

     Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической. Во второй главе я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 

    1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса
 

     Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

     Основной  целью функционирования оборонно-промышленного  комплекса любого государства является постоянное поддержание его военно-экономического потенциала на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность страны в соответствии с ее национальными интересами.

     В Советском Союзе ОПК представлял  собой наиболее качественный компонент  экономики. Он включал в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные  организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. В СССР в 1980-х годах удельный вес оборонных расходов составлял 9–13% бюджета. В ОПК было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США. Так, к 1991 году в СССР на вооружении находилось 64 тыс. танков (в два с половиной раза больше, чем у НАТО), 67 тыс. орудий и минометов (в два раза больше, чем у НАТО), 76 тыс. БМП и БТР, 6 тыс. самолетов и вертолетов (в 1,5 раза больше, чем у НАТО) и 437 боевых кораблей 1-го и 2-го ранга.

     За  прошедшие после распада СССР 15 лет в оборонно-промышленном комплексе  России произошли существенные качественные изменения. Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал ОПК был не востребован и постепенно деградировал. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий.

     Так, по официальным данным, в настоящее  время доля оборонной продукции  у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных структур она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% приходятся на выполнение зарубежных контрактов, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу.

     Из-за отсутствия заказов на многих предприятиях ОПК полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся  для изготовления оружия и вооружений. Обвальная конверсия оборонной  промышленности РФ привела к утрате более чем 300 современных оборонных технологий, на восстановление которых потребуются десятилетия и огромные финансовые затраты. Общий технологический уровень оборонных предприятий снизился в несколько раз.

     В СССР оборонные предприятия, как  правило, представляли собой крупные  научно-производственные объединения (НПО), олицетворявшие собой сплав науки и производства. Это были достаточно гибкие и эффективные структуры. Научно-конструкторская часть этих структур  предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы – для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без творцов новой техники и на данный момент обречен на изготовление в основном ранее созданных образцов ВВТ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями (так, военная продукция экспортного исполнения базируется на разработках 1970–1980 годов).

     Более того, поспешная непродуманная приватизация промышленности в 1991–1999 годах фактически привела к ликвидации крупных НПО и еще большей дезинтеграции производств. Из-за низкой прибыльности гособоронзаказ (ГОЗ) непривлекателен для частных предприятий, особенно среднего и малого уровня. Это обострило проблему смежников. Ведь заставить выполнять ГОЗ частные компании либо компании с существенной долей негосударственного капитала руководство страны не может. Удержание таких предприятий в кооперациях ОПК превратилось в фактически неразрешимую проблему.

     Основу  ОПК составляют около 1280 предприятий  и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.

     В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:

  • авиационная промышленность (АП);
  • производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ);
  • производство вооружений и военной техники (ВВТ);
  • производство ракетно-космической техники (РКТ);
  • промышленность средств связи (ПСС);
  • судостроительная промышленность (СП);
  • электронная промышленность (ЭП);
  • радиопромышленность (РП).

     Научно-технический  комплекс России и сейчас по своей  эффективности превосходит США, если количество научных результатов  оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.

     Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены  на территории большинства субъектов  РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, так как в них практически отсутствуют другие сферы применения труда.

     Наиболее  сложно эта ситуация складывается в  Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).

     Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.

     В 1992 г. оборонный сектор был лишен  заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.

     Сокращение  военных расходов, прежде всего, сказалось  на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.

     В результате создалась ситуация, при  которой практически невозможно было осуществлять соответствующую  реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к гражданскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.

Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса