Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа
Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли.
Задачами моей работы является изучение:
понятия, состава и состояния ОПК;
особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
целей и принципов государственной политики в области ОПК;
особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.
Введение………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………...36
Федеральное агентство по образованию РФ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Филиал г. Горячий Ключ
Кафедра
государственного и муниципального
управления
Курсовая работа по дисциплине
«Государственное регулирование экономики» на тему:
«Регулирование
оборонно-промышленного
Выполнила: Кузько Елена Михайловна
Группа 301 ГМУ
Руководитель: Педанов
Борис Борисович
Оценка………….
Подпись преподавателя…………………..
Горячий ключ 2010
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………...36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сектором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала инноваций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ.
Разработкой
основных направлений и перспектив
развития оборонно-промышленного
Все
эти объективные факторы
Объектом исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.
Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.
Целью
данной работы является, комплексное изучение
оборонно-промышленного комплекса, его
роли и значения для страны в целом, и разработка
рекомендаций по развитию отрасли.
Задачами моей работы является изучение:
Структура
данной работы включает в себя 3 главы.
Первая глава является теоретической.
Во второй главе я провожу анализ государственного
регулирования и управления оборонно-промышленным
комплексом РФ. Третья глава посвящена
рекомендациям по дальнейшему развитию
оборонно-промышленного комплекса.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.
Основной
целью функционирования оборонно-промышленного
комплекса любого государства является
постоянное поддержание его военно-
В
Советском Союзе ОПК
За прошедшие после распада СССР 15 лет в оборонно-промышленном комплексе России произошли существенные качественные изменения. Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал ОПК был не востребован и постепенно деградировал. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий.
Так, по официальным данным, в настоящее время доля оборонной продукции у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных структур она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% приходятся на выполнение зарубежных контрактов, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу.
Из-за
отсутствия заказов на многих предприятиях
ОПК полностью утеряны
В СССР оборонные предприятия, как правило, представляли собой крупные научно-производственные объединения (НПО), олицетворявшие собой сплав науки и производства. Это были достаточно гибкие и эффективные структуры. Научно-конструкторская часть этих структур предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы – для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без творцов новой техники и на данный момент обречен на изготовление в основном ранее созданных образцов ВВТ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями (так, военная продукция экспортного исполнения базируется на разработках 1970–1980 годов).
Более
того, поспешная непродуманная
Основу ОПК составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.
В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:
Научно-технический комплекс России и сейчас по своей эффективности превосходит США, если количество научных результатов оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.
Предприятия
ОПК крайне неравномерно расположены
на территории большинства субъектов
РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов,
включая закрытые административно-
Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).
Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.
В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.
Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.
В результате создалась ситуация, при которой практически невозможно было осуществлять соответствующую реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к гражданскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.
Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса