Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа
Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли.
Задачами моей работы является изучение:
понятия, состава и состояния ОПК;
особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
целей и принципов государственной политики в области ОПК;
особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.
Введение………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………...36
Второй этап - 2011 - 2015 гг. Этот этап базируется на реализации и расширении конкурентных преимуществ ОПК в целях инновационного развития экономики страны. Планируется в основном завершить мероприятия по формированию нового облика ОПК и реализовать комплекс задач по его технологической модернизации. Должно быть обеспечено сохранение факторов инновационного развития ОПК в целях достижения к концу 2015 г. установленных индикаторов и показателей. Предусматривается:
1)
усилить координацию
2) завершить основные мероприятия по оптимизации состава и структуры ОПК в рамках формируемых интегрированных структур ОПК, обеспечить последовательное возрастание их роли в управлении ОПК, обеспечить дальнейшую концентрацию военного производства в 35 - 40 крупных интегрированных структурах ОПК;
3)
обеспечить техническое
4)
завершить внедрение в
5) создать государственную информационную систему для оценки финансовых и технологических рисков, возникающих при формировании и реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;
6) завершить создание единой информационно-аналитической системы ОПК.
Третий этап - 2016 - 2020 гг. На этом этапе необходимо укрепить роль ОПК как высокотехнологичного многопрофильного комплекса в инновационном развитии экономики России, существенно повысить оборонно-промышленный потенциал, отвечающий требованиям обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, и прежде всего в части, касающейся перевооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ. В этих целях:
1)
завершить формирование
2) создать условия для обеспечения устойчивой работы наиболее эффективно функционирующих организаций ОПК, в первую очередь системообразующих интегрированных структур ОПК;
3) завершить проведение технологической модернизации научно-производственной базы организаций ОПК, обеспечив переход основного производства на более высокий технологический уровень для выпуска в рамках национальной инновационной системы высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции;
4) обеспечить внутренний рынок высокотехнологичной продукцией отечественного производства двойного и гражданского назначения, упрочить позиции Российской Федерации на мировом рынке товаров и услуг;
6)
обеспечить достижение
После
2020 года дальнейшее поступательное развитие
ОПК как неотъемлемой части промышленного
потенциала страны должно быть связано,
прежде всего, с устойчивым развитием
его крупных
3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-
Основной проблемой оборонно-промышленного комплекса является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.
Следовательно, для решения этой проблемы необходимо - обеспечение перспективных потребностей российских Вооруженных сил в вооружении, военной и специальной технике и расширение производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции.
На мой взгляд, развития оборонно-промышленного комплекса должно осуществляться на основе использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности. Это позволит создать технологическую основу решения основных задач, стоящих перед экономикой, и прежде всего формирование новой технологической базы для прорыва в развитии производства наукоемкой продукции, определяющей темпы научно-технического прогресса в национальной экономике. С другой стороны это позволит в какой-то мере устранить существующие проблемы не рационального использования ресурсов ОПК. Согласно расчетам специалистов, для решения оборонных проблем потребуется примерно 1/4 предприятий, институтов и конструкторских бюро нынешнего ОПК. Одновременно необходимо иметь детальную программу превращения остальной части ОПК в новый научно-технический комплекс при активной государственной поддержке. Другими словами вклад конверсии в оздоровление экономики должен состоять не в прямом ограничении финансирования ОПК, а в масштабном сбережении ресурсов в гражданских отраслях с чрезмерно высокой степенью загрузки военными заказами и резервированием мощностей.
На мой взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний, в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья.
Так же перспективным направлением, на мой взгляд, является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофилированы под такие центры. В них должна быть создана широкая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для производства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государственных проектов долговременного характера ограничены.
Сложившаяся в Минобороны России система заказов и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных заказов в плане перехода к программно-целевому долгосрочному планированию, особенно в отношении авиационных и военно-морских вооружений, программы, приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.
Следует
отказаться от порочной практики многовариантности
государственной программы
Кроме
того не надо забывать, что в ОПК
производятся военная техника, вооружение
и боеприпасы, которые не только
являются основой обеспечения национальной
безопасности и обороноспособности страны,
но и являются экспортноориентированной
продукцией, приносящей не малый доход
в бюджет страны. Следовательно, необходимо
развивать и данное направление деятельности
ОПК.
Конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию оборонно-промышленного комплекса:
1.
Создание крупных научно-
2.Поддержание и развитие критических технологий. Предусматривается разработка и реализация инновационных проектов в интересах различных сфер экономики с солидарным финансированием государства, предприятий и негосударственных инвесторов.
3.Форсированное техническое перевооружение научно-производственной базы ОПК, ориентированное, прежде всего, на обеспечение реализации государственной программы вооружения, развитие уникальной стендовой и испытательной базы.
4. Ликвидация острых проблем в отдельных отраслях. Проблемными сегментами являются промышленность боеприпасов и спецхимии, специальные материалы и электронная компонентная база.
5.Развитие экспортного потенциала ОПК, включая создание благоприятных условий для реализации международных проектов в сфере вооружений и военной техники.
6.Диверсификация производства, обеспечение создания и продвижение на рынки импортозамещающей и экспортноориентированной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
7.Проведение эффективной политики обеспечения управления качеством продукции ОПК. Для этого необходимо обеспечить реализацию соответствующей комплексной межведомственной программы, а также организовать разработку и реализацию межведомственной инновационной программы развития ИПИ-технологий.
8. Сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК, включая совершенствование системы подготовки (переподготовки) кадров, стимулирование привлечения высококвалифицированных специалистов в ОПК.
Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса