Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли.

Задачами моей работы является изучение:
понятия, состава и состояния ОПК;
особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
целей и принципов государственной политики в области ОПК;
особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Регулирование оборонно-промышленного комплекса.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)
  • сохранение объема государственных инвестиций, направляемых на создание производственных мощностей по производству приоритетных образцов ВВСТ;
  • создание производственных мощностей для обеспечения производства приоритетных образцов ВВСТ в соответствии с заданиями, предусмотренными государственным оборонным заказом, осуществление мероприятий по разработке и промышленному освоению 35-40% основных промышленных технологий, наличие которых определяет уровень разработки и серийного производства, приоритетных образцов ВВСТ;
  • осуществление мероприятий по формированию рационального состава ОПК, включая завершение мероприятий по созданию 55-60 интегрированных структур;
  • осуществление комплекса мер нормативно-правового и финансово-экономического характера по обеспечению устойчивого функционирования ОПК, в том числе по реализации антикризисных мер;
  • предоставление субсидий организациям ОПК - головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, получаемым на осуществление основной деятельности;
  • предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым  стратегическими  предприятиями  и  организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и на капитальные вложения, а также другие меры государственной поддержки ОПК.

     Второй  этап - 2011 - 2015 гг. Этот этап базируется на реализации и расширении конкурентных преимуществ ОПК в целях инновационного развития экономики страны. Планируется в основном завершить мероприятия по формированию нового облика ОПК и реализовать комплекс задач по его технологической модернизации. Должно быть обеспечено сохранение факторов инновационного развития ОПК в целях достижения к концу 2015 г. установленных индикаторов и показателей. Предусматривается:

     1) усилить координацию деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющих функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в области развития  ОПК, системообразующих интегрированных структур ОПК и государственных корпораций, участвующих в проведении технологической модернизации ОПК, обеспечить создание соответствующей нормативно-правовой базы в целях реализации задач по перевооружению Вооруженных Сил РФ современными образцами ВВСТ и выполнению мобилизационного плана экономики РФ;

     2) завершить основные мероприятия по оптимизации состава и структуры ОПК в рамках формируемых интегрированных структур ОПК, обеспечить последовательное возрастание их роли в управлении ОПК, обеспечить дальнейшую концентрацию военного производства в 35 - 40 крупных интегрированных структурах ОПК;

     3) обеспечить техническое переоснащение  научно-производственной базы, ориентированное,  прежде всего на создание производственных мощностей,   необходимых   для   выпуска приоритетных образцов ВВСТ, и на развитие уникальной стендовой и испытательной базы в соответствии с государственной программой вооружения;

     4) завершить внедрение в организациях  ОПК систем менеджмента качества, позволяющих существенно повысить качество продукции военного назначения и обеспечить полномасштабное выполнение государственного оборонного заказа и обязательств по контрактам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

     5) создать  государственную информационную  систему  для оценки финансовых и технологических рисков, возникающих при формировании и реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;

     6)  завершить создание единой информационно-аналитической системы ОПК.

     Третий  этап - 2016 - 2020 гг. На этом этапе необходимо укрепить роль ОПК как высокотехнологичного многопрофильного комплекса в инновационном  развитии экономики России, существенно  повысить оборонно-промышленный потенциал, отвечающий требованиям обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, и прежде всего в части, касающейся перевооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ. В этих целях:

     1) завершить формирование целостной организационной системы программно-целевого планирования развития ОПК с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование данной системы;

     2) создать условия для обеспечения устойчивой работы наиболее эффективно функционирующих организаций ОПК, в первую очередь системообразующих интегрированных структур ОПК;

     3) завершить проведение технологической модернизации научно-производственной базы организаций ОПК, обеспечив переход основного производства на более высокий технологический уровень для выпуска в рамках национальной инновационной системы высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

     4)   обеспечить   внутренний   рынок   высокотехнологичной продукцией отечественного производства двойного и гражданского назначения, упрочить позиции Российской Федерации на мировом рынке товаров и услуг;

     6)  обеспечить достижение показателей  и индикаторов развития ОПК,  установленных на конец указанного  периода в стратегиях развития   отраслей   ОПК   и   федеральных   целевых   программах, реализуемых в ОПК.

     После 2020 года дальнейшее поступательное развитие ОПК как неотъемлемой части промышленного  потенциала страны должно быть связано, прежде всего, с устойчивым развитием  его крупных конкурентоспособных   интегрированных   структур,   способных   к саморазвитию,   профессиональному   и   эффективному   управлению, обеспечивающих   выполнение   государственной   программы вооружения. 
 
 
 
 
 
 

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА 

     Основной  проблемой оборонно-промышленного комплекса является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

     Следовательно, для решения этой проблемы необходимо - обеспечение перспективных потребностей российских Вооруженных сил в вооружении, военной и специальной технике и расширение производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции.

     На  мой взгляд, развития оборонно-промышленного комплекса должно осуществляться на основе использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности. Это позволит создать технологическую основу решения основных задач, стоящих перед экономикой, и прежде всего формирование новой технологической базы для прорыва в развитии производства наукоемкой продукции, определяющей темпы научно-технического прогресса в национальной экономике. С другой стороны это позволит в какой-то мере устранить существующие проблемы не рационального использования ресурсов ОПК. Согласно расчетам специалистов, для решения оборонных проблем потребуется примерно 1/4 предприятий, институтов и конструкторских бюро нынешнего ОПК. Одновременно необходимо иметь детальную программу превращения остальной части ОПК в новый научно-технический комплекс при активной государственной поддержке. Другими словами вклад конверсии в оздоровление экономики должен состоять не в прямом ограничении финансирования ОПК, а в масштабном сбережении ресурсов в гражданских отраслях с чрезмерно высокой степенью загрузки военными заказами и резервированием мощностей.

     На  мой взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний, в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья.

     Так же перспективным направлением, на мой взгляд, является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофилированы под такие центры. В них должна быть создана широкая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для производства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государственных проектов долговременного характера ограничены.

     Сложившаяся в Минобороны России система заказов  и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована  на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных заказов в плане перехода к программно-целевому долгосрочному планированию, особенно в отношении авиационных и военно-морских вооружений, программы, приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.

     Следует отказаться от порочной практики многовариантности  государственной программы вооружения, обеспечить полноценное государственное  финансирование и придать Государственной программе вооружения (ГПВ) статус федерального закона. Планирование работ на один год не позволяет оптимизировать финансирование, организацию и планирование работ на серийных заводах и предприятиях-смежниках, что ведет к удорожанию работ, затягиванию сроков исполнения заказов и снижению качества продукции. В связи с этим настоятельно требуется ввести практику детализации росписи бюджетных средств по приоритетным программам вооружения как минимум на 5 лет, заключения пятилетних контрактов заказчика с головными исполнителями и выдачи головным исполнителям бюджетных полномочий на подписание контрактов со смежниками на тот же срок. В конечном счете, требуется построение принципиально новой системы управления оборонными проектами и потребными для их реализации ресурсами с существенным ростом ответственности Минобороны России и видов Вооруженных Сил. В частности, очевидна необходимость создания сводных дирекций программ вооружения новых поколений с включением в них ответственных представителей Минобороны, заинтересованных видов Вооруженных Сил и промышленности.

     Кроме того не надо забывать, что в ОПК  производятся военная техника, вооружение и боеприпасы, которые не только являются основой обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, но и являются экспортноориентированной продукцией, приносящей не малый доход в бюджет страны. Следовательно, необходимо развивать и данное направление деятельности ОПК. 

     Конкретные  рекомендации по совершенствованию  и развитию оборонно-промышленного  комплекса:

     1. Создание крупных научно-производственных структур, повышение концентрации производства, совершенствование корпоративного управления, создание системы отраслевых и межотраслевых организаций, которые в перспективе могут взять на себя координацию работ по реализации крупных проектов (программ).

     2.Поддержание и развитие критических технологий. Предусматривается разработка и реализация инновационных проектов в интересах различных сфер экономики с солидарным финансированием государства, предприятий и негосударственных инвесторов.

     3.Форсированное техническое перевооружение  научно-производственной базы ОПК, ориентированное, прежде всего, на обеспечение реализации государственной программы вооружения,  развитие уникальной стендовой и испытательной базы.

     4. Ликвидация острых проблем в  отдельных отраслях. Проблемными сегментами являются промышленность боеприпасов и спецхимии, специальные материалы и электронная компонентная база.

     5.Развитие экспортного потенциала ОПК, включая создание благоприятных условий для реализации международных проектов в сфере вооружений и военной техники.

     6.Диверсификация производства, обеспечение создания и продвижение на рынки импортозамещающей и экспортноориентированной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

     7.Проведение эффективной политики обеспечения управления качеством продукции ОПК. Для этого необходимо обеспечить реализацию соответствующей комплексной межведомственной программы, а также организовать разработку и реализацию межведомственной инновационной программы развития ИПИ-технологий. 

     8. Сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК, включая совершенствование системы  подготовки (переподготовки) кадров, стимулирование  привлечения высококвалифицированных специалистов  в ОПК.

Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса