Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, комплексное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом, и разработка рекомендаций по развитию отрасли.

Задачами моей работы является изучение:
понятия, состава и состояния ОПК;
особенностей конверсии, приватизации и финансирования ОПК;
целей и принципов государственной политики в области ОПК;
особенностей формирования и реализации государственной политики в ОПК;
этапов реализации государственной программы реформирования ОПК.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.……………………………………….5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Особенности конверсии, приватизации и финансирования оборонно-промышленного комплекса………………………..………...10
Цели и принципы государственной политики в области ОПК……………………………………………………………………….15
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………...21
Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………….21
Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК……………………………………………………………………….24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Регулирование оборонно-промышленного комплекса.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     3) усиление координации деятельности федеральных органов исполнительной   власти,   осуществляющих   функции   по   выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ОПК, связанной с планированием и разработкой базовых и критических военных, специальных и промышленных технологий;

     4) обеспечение высокой мобилизационной  готовности ОПК, предусматривающей:

  • снабжение войск необходимой номенклатурой ВВСТ в особый период;
  • оптимизацию мобилизационных мощностей исходя из реальных потребностей, необходимых для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • усиление государственного контроля в области организации и осуществления мобилизационной подготовки в ОПК;
  • совершенствование системы государственного управления мобилизационной подготовкой экономики Российской Федерации;

     5) развитие системы среднесрочных  и долгосрочных контрактов на реализацию заданий государственной программы вооружения и федеральных целевых программ, реализуемых в ОПК, заключение долгосрочных контрактов в рамках государственного оборонного заказа на закупку ВВСТ с длительным циклом производства.

     Основными задачами в области совершенствования организационно-технологической и институциональной структуры, системы управления ОПК и государственного регулирования деятельности его организаций являются:

    1) завершение формирования ограниченного числа системообразующих интегрированных структур ОПК, участвующих в создании финальных образцов, комплексов и систем ВВСТ, а также интегрированных структур ОПК, ориентированных на разработку и производство крупных узлов и ключевых комплектующих изделий для образцов, комплексов и систем ВВСТ (двигателей, приборного, оптико-электронного оборудования, узлов машин и механизмов, систем связи и других);

     2) укрупнение системообразующих интегрированных структур ОПК при сохранении их в государственном секторе ОПК, поэтапное формирование межгосударственных интегрированных структур в целях расширения военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, обеспечения разработки и производства продукции военного и двойного назначения и гражданской наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках;

     3) создание к концу 2010 года и сохранение в дальнейшем ограниченного числа федеральных казенных предприятий в сфере узкоспециализированных взрыво- и пожароопасных, испытательных, сборочно-снаряжательных производств, обеспечение планирования их развития, рациональное использование мобилизационных мощностей таких предприятий на основе применения технологий двойного и гражданского назначения, использования универсального оборудования;

     4) развитие сектора науки и высоких  технологий путем создания организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также отраслевых, межотраслевых и других организаций, обеспечивающих решение общесистемных задач ОПК (информационно-аналитических центров, технологических и проектных институтов и других);

     5) совершенствование системы корпоративного  управлении в целях повышения эффективности деятельности интегрированных структур ОПК, в том числе за счет усиления ответственности их головных организаций за принятые решения, касающиеся развития и стабильного функционирования этих структур, перед основным акционером - РФ, улучшения работы представителей государства в советах директоров стратегических акционерных обществ.

     Основными задачами в области обеспечения инновационного развития ОПК, реализации его конкурентных преимуществ, продвижения технологий и продукции организаций ОПК на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, развития современных форм международного сотрудничества являются:

     1) разработка и реализация сбалансированного  комплекса мер финансово-экономического, организационно-институционального и нормативно-правового характера для обеспечения инновационного развития ОПК и эффективного использования его потенциала, усиление роли ОПК в инновационном развитии экономики страны;

     2) обеспечение государственной поддержки в рамках соответствующих федеральных целевых программ разработки и внедрения промышленных (критических и базовых) технологий, развитие материально-технической, научно-исследовательской и экспериментальной базы ОПК, осуществление мероприятий по диверсификации производства с использованием технологий двойного назначения;

     3) предоставление государственных гарантий по кредитам при крупных экспортных поставках ВВСТ, выделение субсидий на частичное возмещение процентных ставок по коммерческим кредитам для организаций - экспортеров промышленной продукции.

     Основными задачами в области обеспечения  безопасного функционирования ОПК, защищенности его объектов, сохранения государственной тайны являются:

     1) обеспечение химической, ядерной  и радиационной безопасности в организациях ОПК, прежде всего на объектах ядерного оружейного комплекса, внедрение экологически чистых технологий создания, испытаний и утилизации ядерно опасных, взрывоопасных и химически опасных изделий и веществ, реабилитация загрязненных территорий, объектов и оборудования с привлечением средств бюджетов субъектов РФ и организаций;

     2) разработка методов и средств  повышения устойчивости и безопасного  для населения и территорий  функционирования организаций ОПК,  а также защиты объектов ОПК, в том числе от террористических актов; техническое переоснащение систем и средств физической защиты, систем жизнеобеспечения, предупреждения и ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, катастроф и иных нештатных ситуаций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  АНАЛИЗ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ 

2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК 

     В настоящее время на Минпромэнерго  России возложены функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ОПК, в том числе в областях: развития авиационной техники, судостроительной промышленности, радиоэлектронного комплекса, промышленности обычных вооружений, промышленности боеприпасов и спецхимии, химического разоружения, промышленной утилизации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

     Российские  агентства по данным отраслям промышленности, функционировавшие ранее до реформы  системы и структуры государственного управления (2004 г.), объединены в настоящее время в рамках единого федерального органа исполнительной власти — Роспрома (отраслевой уровень), подведомственного Минпромэнерго России. Учитывая специфику, выработка государственной политики в сфере ракетно-космической промышленности и в ядерном оружейном комплексе, наряду с другими полномочиями в указанных сферах, осуществляется соответственно Роскосмосом и Росатомом.

     В сфере ОПК в соответствии с  возложенными полномочиями действуют  и другие федеральные органы исполнительной власти, а также ряд комиссий различного уровня. В действующей в настоящее время системе государственного управления военной организацией государства, включая оборонно-промышленный комплекс страны, в соответствии с утвержденными положениями на федеральные органы исполнительной власти возложены необходимые полномочия, охватывающие практически весь спектр вопросов по составляющим военно-технической и оборонно-промышленной политики, включая научно-техническое, производственно-технологическое и финансово-экономическое обеспечение обороноспособности и национальной безопасности.

     Координацию деятельности федеральных органов  исполнительной власти при формировании и реализации государственной политики в военно-промышленной сфере осуществляет Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

     Комплексные проблемы структурных преобразований и развития ОПК рассматривает  Межведомственная комиссии по реформированию и развитию ОПК, обеспечивающая взаимодействие соответствующих федеральных органов  исполнительной власти в указанной  сфере.

     В практическом плане, содержательная составляющая понятия "выработка государственной  политики" включает в себя выработку  государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики и предусматривает:

  • формулирование основных целей, задач, этапов, направлений и приоритетов развития;
  • выбор вариантов, обоснование оптимальной траектории движения с минимизацией при этом возможных рисков;
  • определение наиболее рациональных способов и ресурсных условий достижения поставленных целей и задач, а также целевых показателей и индикаторов, характеризующих степень достижения целей.

     Это в свою очередь предполагает для  консолидации усилий на выбранном пути развития в процессе формирования и  реализации государственной политики использование наиболее рациональных форм и методов, а также отработку технологий подготовки и принятия решений, а, следовательно, процедур взаимодействия органов государственной власти и конкретных хозяйствующих субъектов. Отсюда следует, что формирование и реализация государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в сфере ОПК должны осуществляться комплексно, во взаимосвязи, взаимодополнении и рациональном сочетании всего спектра используемых инструментов, механизмов и регуляторов этих политик для наиболее эффективного достижения, поставленных перед ОПК целей.

     Совершенно  очевидно, что такого рода деятельность должна учитывать особенности объекта  государственного регулирования (ОПК), базироваться на результатах комплексного анализа его состояния с выявлением основных проблем и причин их возникновения, а также благоприятных и неблагоприятных факторов и угроз, и прогнозных оценках перспектив развития ОПК.

     Особенности формирования и реализации государственной  политики в сфере ОПК непосредственно  связаны с его основной спецификой, вытекающей из ключевой роли ОПК в решении оборонных и внешнеэкономических задач государственного строительства. Реализация государственных интересов в этой сфере осуществляется в основном в соответствии с государственной программой вооружения посредством ГОЗ. Значительные объемы средств из федерального бюджета, направляемые в ОПК в рамках ГОЗ, обуславливают необходимость использования наряду с новыми экономическими методами хозяйствования и административных рычагов, в том числе для обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

     ОПК, как известно, также является одним  из крупных и устойчивых источников поступления валютных финансовых средств  за счет ВТС. Деятельность в указанной  сфере регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.

     Если  говорить об ОПК в целом как  об исторически сложившейся и  экономически обусловленной системе  оборонных отраслей, то его отличают (в силу отмеченной выше специфики) от других отраслей промышленности, прежде всего: системный и режимный характер работ, заключающийся в создании ВВСТ; связанная с этим высокая доля государственной собственности; науко-, капиталоемкость, а также многономенклатурность производимой продукции, высокий уровень кооперации, широкий спектр применяемых технологий и материалов.

     Занимая ведущее место в обеспечении  обороноспособности и безопасности государства, как отмечено ранее, ОПК  играет значительную роль в решении  социально-экономических задач страны и техническом переоснащении важнейших сфер экономики (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.). Как наиболее высокотехнологичный сегмент отечественного машиностроения ОПК не может развиваться изолированно от общепромышленного комплекса, его преобразования и развитие должны вписываться в общую стратегию и логику развития экономики страны в целом.

     С учетом значимости стоящих перед  ОПК задач, его развитие не может  быть не поддержано соответствующими финансовыми ресурсами, прежде всего  в рамках государственных нужд, а  также установлением четких государственных приоритетов, ясных и стабильных правил участия в этих секторах негосударственных институтов, в том числе в реализации конкретных проектов.

     При этом должен быть обеспечен необходимый  государственный контроль в сфере управления стратегическими предприятиями и организациями, реализованы меры по предотвращению их банкротства, а также эффективному использованию государственной собственности и повышению уровня менеджмента и качества управления. 
 
 
 
 
 

2.2 Этапы реализации государственной программы реформирования ОПК 

     Настоящая программа государственной политики в области развития ОПК реализуется  поэтапно, исходя из динамики развития экономики страны.

     Первый  этап - 2010 год. На этом этапе в приоритетном порядке реализуются меры государственной поддержки в целях минимизации последствий финансового кризиса, создания условий для сохранения научно -технического, производственно-технологического потенциала ОПК и имеющихся технологических заделов. Указанные меры являются поддерживающими, дополнительными и призваны обеспечить в первую очередь выполнение заданий для государственных нужд. Ключевой задачей является не только минимизация последствий финансового кризиса, но и удержание целевых ориентиров, предусмотренных стратегиями развития отраслей ОПК. Предусматривается:

Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса