Реструктуризация задолженности в бюджет и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:37, контрольная работа

Описание

Реструктуризация задолженности необходима, если компания не в состоянии обслуживать и погашать имеющиеся обязательства. Такое положение складывается (помимо криминальных сюжетов) в ситуациях, когда:
- решение о выдаче предприятию кредита с самого начала было сделано без должного финансово-экономического анализа и оказалось необоснованным (в отношении возможного уровня продаж, издержек, необходимых капвложений, квалификации менеджмента и т.д.);

Содержание

1 Реструктуризация задолженности в бюджет и внебюджетные фонды 3
2 Инвестиционная реструктуризация. Методы анализа, проектирования и оценки эффективности, используемые при разработке проектов инвестиционной реструктуризации 17
3 Практическая часть 23
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

реструктуризация.docx

— 53.67 Кб (Скачать документ)

     Гражданский кодекс прямо предусматривает случаи, когда зачет требований не допускается. Например, при обязанности оплатить акции или же внести вклад в  уставный капитал.

     Особый  вид зачета встречных требований — договор контокоррента. По нему стороны заносят свои требования друг к другу на единый (контокоррентный) счет с тем, чтобы та сторона, которая  окажется должником при закрытии счета за истекший период, была обязана  уплатить другой стороне образовавшуюся разницу. Сальдо может быть занесено первой строкой на счет следующего периода.

     Более сложный вид договора контокоррента  — клиринговые сделки, т.е. тот  же самый договор, но с участием нескольких лиц.

     Повышенную  осторожность необходимо проявлять  при проведении зачета с компанией, находящейся в преддверии банкротства. В некоторых ситуациях такой зачет может впоследствии толковаться как предпочтительное удовлетворение требований.

     При зачете некоторые должники, чтобы  снизить размеры штрафных санкций, начисляемых за просрочку исполнения или за неисполнение их обязательств, начинают выдвигать собственные  условия. Например, стороны достигли соглашения о погашении части  задолженности зачетом. При этом должник заявляет кредитору, что  деньги пойдут в счет оплаты основной суммы долга, а набежавшие на нее  проценты (неустойка, штрафы, пени) он заплатит позднее. Это не законно, поскольку  тем самым ущемляются права кредитора: он уже не может требовать, чтобы должник выплатил ему штраф, пени, неустойку за задержку оставшейся суммы. Из-за этого у сторон нередко возникают разногласия, поскольку отношения, связанные с частичным зачетом встречного денежного требования, прямо не урегулированы законом.

     Между тем, суды уже давно выработали свою позицию относительно таких споров. В первую очередь при частичном  погашении долга зачетом считаются  прекращенными издержки кредитора  по получению исполнения (например, судебные издержки), затем — проценты, а в оставшейся части — основная сумма долга. Если стороны захотят  установить иной порядок, то это необходимо отразить в договоре.

     Отступное

     Под отступным понимается некоторая  имущественная ценность, принимаемая  кредитором взамен первоначального  предмета обязательства. Согласие кредитора  на такую замену прекращает обязательство. Наиболее распространенным предметом  отступного являются деньги. Нередко  в данной роли выступает и заложенное имущество, переходящее к кредитору. Иногда должник взамен денежного долга передает кредитору свои права требования к третьим лицам (векселя или иные ценные бумаги).

     Стороны свободны в установлении размера  отступного. В принципе стоимость  отступного должна соответствовать  стоимости первоначального обязательства. Однако анализ арбитражной практики показывает, что, как правило, стоимость  имущества или прав, передаваемых в качестве отступного, меньше стоимости  первоначального обязательства.

     Чаще  всего к отступному прибегают  для урегулирования последствий  неисполнения обязательства одной  из сторон. Однако отступное можно  рассматривать и как один из способов правомерного отказа от исполнения обязательства.

     В этом случае его цель — скорейшее  прекращение обязательства.

     Такая сделка заключается одновременно с  принятием основного обязательства. В качестве условия своего «срабатывания» она может предусматривать не только неисполнение обязательства, но и любые другие причины, в том  числе незаинтересованность сторон в дальнейшем исполнении обязательства.

     Реструктуризация  задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды

     Реструктуризация  обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами обладает значительной правовой спецификой. Современное налоговое  законодательство не предусматривает  возможность ее использования при  финансовых затруднениях. Ряд подзаконных  актов, в частности Постановление  Правительства РФ №1002, предоставляло  организациям право реструктурировать  свою задолженность на определенных (стандартных) условиях. Для этого необходимо было до 1января 2002 г. подать заявление в налоговые органы.

     Тем не менее Постановление Правительства №1002 не применялось по отношению к ряду юридических лиц. Учитывая специфику производства, таким предприятиям предлагалось реструктурировать задолженность в порядке, отличном от общего.

     К этой категории относится большая  часть нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих  компаний, сельскохозяйственных и оборонных  предприятий. Кроме того, реструктуризация задолженности целого ряда организаций  регулировалась отдельными нормативными актами3. Такая практика и до сих пор применяется по отношению к некоторым организациям.

     Необходимо  отметить, что в настоящее время  подробно расписаны механизмы изменения  срока уплаты налога и сбора, а  также пени (гл.9 НК РФ). Под изменением срока уплаты понимается его перенос  на более позднее время при  наличии определенных условий. Российским законодательством предусмотрена  возможность изменения сроков уплаты налогов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного  налогового кредита.

     Отсрочка  и рассрочка уплаты налога

Отсрочка или  рассрочка как форма изменения  срока уплаты налога предоставляется  на срок от 1 до 6месяцев. Для данной процедуры Федеральным законодательством  определены основания, одно из которых  — сезонность производства и (или) реализации товаров, работ и услуг.

В зависимости  от основания предоставления отсрочки или рассрочки на неуплаченную сумму  налога могут начисляться проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

     Налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок от 3 месяцев  до 1 года при наличии определенных законодательством оснований. Как  и в предыдущем случае, начисление процентов на сумму кредита зависит  от основания его предоставления, а размер процентов исчисляется  исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит может быть получен по уплате как одного, так  и нескольких налогов.

     Инвестиционный  налоговый кредит

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  по налогу на прибыль организации, а  также по региональным и местным  налогам с целью стимулировать  инвестиционную деятельность.

     По  общему правилу инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен организациям–налогоплательщикам, проводящим научно-исследовательские  работы, осуществляющим инновационную  деятельность, либо организациям, выполняющим  особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или оказывающим  исключительно важные услуги населению.

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  на срок от 1 года до 5 лет. На сумму кредита  начисляются проценты в размере  от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

     Выбор формы реструктуризации

     Выбор формы реструктуризации зависит  от конкретной ситуации. Помимо правовых моментов важную роль играют и коммерческие соображения, такие как характер бизнеса кредитора и должника, возможность получить дополнительный залог, наличие продолжающихся деловых  отношений между ними.

     Обмен долга на акции фактически означает принятие кредитором на себя всех рисков бизнеса должника. Неудивительно, что, к примеру, банки идут на это крайне неохотно (если, конечно, они с самого начала ставят задачу не возвратить долг, а получить контроль над бизнесом). Отсрочка выплат делает кредит более  рискованным. Поэтому обычно кредитор требует компенсацию в виде более  высоких процентных ставок или дополнительного залогового обеспечения. Уступка (продажа) прав требования фактически означает прекращение деловых отношений с должником.

     Реструктуризация  задолженности и  перспективы компании-должника

Реструктуризация  задолженности, технические подробности  которой были описаны выше, может  обеспечить компании необходимую передышку.

     Работа  по операционной реструктуризации должна быть тщательно спланирована. Обычно она включает несколько этапов.

     Первоначальная  стабилизация. Прежде всего речь идет о мерах по преодолению нехватки денежных средств. К ним относится жесткое бюджетирование, отказ от не первоочередных расходов, сокращение штатов, управление оборотным капиталом. Эти меры, вполне вероятно окажутся болезненными, но без них у компании вообще может не быть будущего. Параллельно идет работа по восстановлению доверия и выстраиванию отношений с заинтересованными сторонами (кредиторами, акционерами, поставщиками, клиентами, сотрудниками, государственными органами и т.д.).

     Разработка  комплексного плана  реструктуризации осуществляется одновременно со стабилизацией положения. Рассматриваются вопросы стратегии, операционной деятельности (бизнес-процессы, технологии, капиталовложения, внутренний контроль, системы управленческой информации и т.д.) и кадровые вопросы, которые крайне важны. Во-первых, прежнее руководство предприятия–должника почти всегда нуждается, как минимум, в усилении. А во-вторых, в период болезненных преобразований исключительно важно поддерживать мотивацию персонала на должном уровне.

     Наконец, план оформляется в виде единого  документа, являющегося руководством к действию и инструментом контроля. Этот документ должен содержать перечень конкретных действий, указание сроков и ответственных лиц. Важная часть  плана — финансовые прогнозы, основанные на ряде «ключевых показателей деятельности». Кроме того, должны быть составлены планы чрезвычайных мер на случай, если заложенные в прогнозы предположения  не удастся выполнить (к примеру, не будет достигнут запланированный рост продаж).

     В процессе выполнения плана реструктуризации главное— контроль. Для этого опять же используется система «ключевых показателей деятельности», и любое отклонение их фактических значений от прогнозных (скажем, по ценам на сырье или по портфелю новых заказов) — повод для корректировок.

     Одним словом, реструктуризация задолженности  при всей ее   важности — не самоцель, а лишь промежуточный этап в оздоровлении проблемного бизнеса. 

2 Инвестиционная реструктуризация. Содержание и методика разработки проекта инвестиционной реструктуризации

     При разработке инвестиционной реструктуризации предприятия целесообразно предусмотреть:

  • Соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
  • Достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций;
  • Получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал;
  • Эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;
  • Использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций:
  • Привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.

         Продолжительность периода, на который обосновывается инвестиционная политика предприятия, целесообразно определить равной сроку  реализации реформы предприятия.

         При определение инвестиционной политики учитываются:

  • Состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;
  • Финансово-экономическое положение предприятия;
  • Технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;
  • сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;
  • возможность получения предприятием оборудования по лизингу;
  • финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;
  • льготы, получаемые инвестором от государства;
  • коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;
  • условия страхования и получение гарантий от некоммерческих рисков.

         Положения разработанной инвестиционной политики рекомендуется учитывать при  принятии решений при разработке технико-экономических обоснований  инвестиционных проектов, использованию  различных источников финансирования, участию в реализации инвестиционных проектов совместно с другими  предприятиями (организациями), в организации  работ других структурных подразделений  предприятия.

Информация о работе Реструктуризация задолженности в бюджет и внебюджетные фонды