Ресурсы общественного сектора: организации находящиеся в собственности государства, доходы и расходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:59, реферат

Описание

Целью работы является анализирование общественного сектора экономики и его ресурсов. В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи: рассмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета; анализировать бюджет Забайкальского края на текущий и плановый год; сделать соответствующие выводы и дать рекомендации.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Ресурсы общественного сектора…………………………….………...………4
1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета…….………...6
1.2. Организации находящиеся в собственности государства………………..18
2. Анализ состояния бюджета Забайкальского края на 2009 и 2010годы…....20
3. Прогнозирование бюджета Забайкальского края на 2011 и 2013 годы……………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Реверат по общ сектору.docx

— 52.93 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт экономики и  управления

Факультет экономики

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Экономика общественного сектора»

на тему: «Ресурсы общественного  сектора: организации находящиеся  в собственности государства, доходы и расходы бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:     ст. гр. НЭК-07

Еремеева О.И.

Проверил: ст. преподаватель  кафедры

 экономической теории

Кислощаев П.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

1. Ресурсы общественного  сектора…………………………….………...………4

1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета…….………...6

1.2. Организации находящиеся в собственности государства………………..18

2. Анализ состояния бюджета Забайкальского края на 2009 и 2010годы…....20

3. Прогнозирование бюджета Забайкальского края на 2011 и 2013 годы……………………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………….……26

Список использованных источников……………………………………...……28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.   Центральное место занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.       Государство как специфический сектор экономики характеризуется определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями между населением и организациями, механизмамиоподготовки,щпринятиящищреализациищрешений. 
          Целью работы является анализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.   В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи: рассмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета; анализировать бюджет Забайкальского края на текущий и плановый год; сделать соответствующие выводы и дать рекомендации.

1. Ресурсы общественного сектора

Совокупность ресурсов, находящихся  в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики - это  сфера деятельности, ориентированная  на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.    Общественный сектор - это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.       Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:         - рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;      - производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;            - экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики. В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими.  Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.      Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Целесообразно в таком случае рассмотреть структуру доходов и расходов государства, ведь именно ее отражение можно найти в государственном бюджете страны.      

 

1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.          В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:        - федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;         - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;             - государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.          Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:  - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;     - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;         - доходы от реализации государственных запасов;     - доходы от продажи земли и нематериальных активов;    - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи  и сборы;       - штрафные санкции, возмещение ущерба;      - доходы от внешнеэкономической деятельности.     На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.    Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы  государственного бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория  расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходная  часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает  экономические интересы общества в  целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество  факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных  средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр  финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета  обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных  условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое  использование ассигнований может  привести к возврату уже использованных средств.

  1. Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные  средства или искать дополнительные источники финансирования.

 

 

  1. Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве  видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.  Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.      Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

Информация о работе Ресурсы общественного сектора: организации находящиеся в собственности государства, доходы и расходы бюджета