Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:59, реферат
Целью работы является анализирование общественного сектора экономики и его ресурсов. В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи: рассмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета; анализировать бюджет Забайкальского края на текущий и плановый год; сделать соответствующие выводы и дать рекомендации.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Ресурсы общественного сектора…………………………….………...………4
1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета…….………...6
1.2. Организации находящиеся в собственности государства………………..18
2. Анализ состояния бюджета Забайкальского края на 2009 и 2010годы…....20
3. Прогнозирование бюджета Забайкальского края на 2011 и 2013 годы……………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованных источников………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение
высшего профессионального
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт экономики и управления
Факультет экономики
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине: «Экономика общественного сектора»
на тему: «Ресурсы общественного сектора: организации находящиеся в собственности государства, доходы и расходы бюджета»
Выполнил: ст. гр. НЭК-07
Еремеева О.И.
Проверил: ст. преподаватель кафедры
экономической теории
Кислощаев П.А.
Чита 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Ресурсы общественного сектора…………………………….………...………4
1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета…….………...6
1.2. Организации находящиеся в собственности государства………………..18
2. Анализ состояния бюджета Забайкальского края на 2009 и 2010годы…....20
3. Прогнозирование бюджета
Забайкальского края на 2011 и 2013 годы……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
Введение
Способность общественного
сектора поставлять общественные блага
и осуществлять перераспределение зависит
от доходов, которыми он располагает. Обладая
законным правом принуждения, государство
имеет возможность извлекать доходы не
только за счет реализации товаров и услуг
на рынке, но и за счет налогообложения.
Именно налоги — основная форма доходов
современного государства, обеспечивающая
его функционирование. Центральное
место занимает государственный бюджет
– имеющий силу закона финансовый план
государства на текущий финансовый год.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
определяет бюджет как «форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления». Аккумулируя с помощью
государственного бюджета денежные средства,
государство через финансовые механизмы
осуществляет выполнение возложенных
на него обществом политических, экономических
и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных
органов, выполнение социальных программ,
реализация приоритетных экономических
задач и т.д. Государство как специфический
сектор экономики характеризуется определенным
ресурсным потенциалом, разнообразными
технологиями, взаимосвязями между населением
и организациями, механизмамиоподготовки,щпринят
Целью работы
является анализирование общественного
сектора экономики и его ресурсов.
В соответствие с поставленной целью определим
следующие задачи: рассмотреть структуру
доходов и расходов государственного
бюджета; анализировать бюджет Забайкальского
края на текущий и плановый год; сделать
соответствующие выводы и дать рекомендации.
1. Ресурсы общественного сектора
Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости. Общественный сектор - это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы. Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия: - рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью; - производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага; - экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики. В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Целесообразно в таком случае рассмотреть структуру доходов и расходов государства, ведь именно ее отражение можно найти в государственном бюджете страны.
1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся: - федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ; - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; - государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от реализации государственных запасов; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Через бюджетные расходы
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
Целевой
характер использования расходов предполагает
использование ассигнаций по утвержденным
направлениям. Если получатель бюджетных
средств не выполняет условий, определенных
законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель
соответствующего органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
на любом этапе исполнения бюджета
обязан осуществить блокировку расходов,
связанных с выполнением
Одной из
важнейших задач бюджетного финансирования
является получение максимального
эффекта при минимальных
Экономическая сущность расходов
бюджета проявляется во множестве
видов расходов. Каждый вид расходов
обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная
характеристика, отражая экономическую
природу явления, позволяет установить
назначение бюджетных расходов, количественная
– их величину. Структура бюджетных расходов
ежегодно устанавливается непосредственно
в бюджетном плане и зависит от экономической
ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных
расходов обусловлено целым рядом факторов:
природой и функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-