Ресурсы общественного сектора: организации находящиеся в собственности государства, доходы и расходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:59, реферат

Описание

Целью работы является анализирование общественного сектора экономики и его ресурсов. В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи: рассмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета; анализировать бюджет Забайкальского края на текущий и плановый год; сделать соответствующие выводы и дать рекомендации.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Ресурсы общественного сектора…………………………….………...………4
1.1. Структура доходов и расходов государственного бюджета…….………...6
1.2. Организации находящиеся в собственности государства………………..18
2. Анализ состояния бюджета Забайкальского края на 2009 и 2010годы…....20
3. Прогнозирование бюджета Забайкальского края на 2011 и 2013 годы……………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Реверат по общ сектору.docx

— 52.93 Кб (Скачать документ)
  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

       По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:                 - Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

- Расходы  на содержание  и дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии  и пособия и т.п.);       - Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).   С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.    В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:           - Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;    - Расходы на социально-культурные нужды;      - Военные расходы;          - Расходы на управление.        Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.     Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- В производственной  сфере подразделяются по отраслям  народного хозяйства: на развитие  промышленности, сельского хозяйства,  транспорта, связи и др.;

- В непроизводственной  по отраслям и видам общественной  деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,  государственное управление и  т.п. 

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных  средств, но уже по отраслям. Изменяя  эти пропорции, государство может  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.       Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).    Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).    Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:             - ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансферты населению,  т.е. бюджетные средства для  финансирования обязательных выплат  населению: пенсий, стипендий, компенсаций,  других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации,  законодательством субъектов Российской  Федерации, правовыми актами органов  местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов; 

- бюджетные кредиты юридическим  лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и платежей  и других обязательств);

- субвенции и субсидии  физическим и юридическим лицам; 

- инвестиции в уставные  капитал действующих или вновь  создаваемых юридических лиц; 

- бюджетные ссуды, дотации,  субвенции и субсидии бюджетам  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации, государственным  внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным  государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета  – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели. Расходы федерального бюджета  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.             В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год; 

- функционирование федеральной  судебной системы; 

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования  и содействие научно - техническому  прогрессу; 

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации; 

- формирование федеральной  собственности; 

- обслуживание и погашение  государственного долга Российской  Федерации; 

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета; 

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва; 

- проведение выборов и  референдумов Российской Федерации; 

- федеральная инвестиционная  программа; 

- обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней; 

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации; 

- официальный статистический  учет;

- прочие расходы. 

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

- государственная поддержка  отраслей промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- научно - исследовательские,  опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие  научно - технический прогресс;

- обеспечение социальной  защиты населения; 

- обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений; 

- обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  РФ в соответствии с законодательством  РФ;

- обеспечение деятельности  средств массовой информации;

- финансовая помощь другим  бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении РФ, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. 

Все это играет огромную роль в формировании бюджета РФ, существует также множество организаций (военных, научных, образовательных, правоохранительных, организаций в сфере здравоохранения) созданных государством для осуществления  своих функций, такие организации находятся в собственности государства, именно на них хотелось бы остановится подробнее.

 

 

 

 

1.2. Организации находящиеся в собственности государства

На протяжении XX столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В экономически развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от  1/5до 1/3 валового национального продукта.  Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и существует большой риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства заключается не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач.      К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия, акционерные общества со 100%-м государственным капиталом, а также акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет или «золотая акция».      Казенные предприятия. Казенными называются предприятия, имущество которых принадлежит государству, т.е. государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Информация о работе Ресурсы общественного сектора: организации находящиеся в собственности государства, доходы и расходы бюджета