Роль Центрального банка в денежно-кредитной системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день открывается и ликвидируется огромное количество различных банков. Банк вообще в нашей жизни занимает отдельное и определенное место. С помощью его мы можем взять необходимое количество денег, с помощью его мы получаем зарплату, и с помощью банка мы можем оплатить все нужные нам услуги. Центральный банк РФ – это одно из главных финансовых государственных учреждений нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦБРФ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКАК РОССИИ
1.1 История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России
1.2 Правовой статус Центрального банка России
1.3 Цели и задачи Банка России
1.4 Функции Центрального Банка Российской Федерации
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ, ЕЁ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и её цели
2.2. Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
ГЛАВА 3АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В СВЯЗИ С МИРОВЫМ ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ И РОЛЬ ЦБ РФ В ЕГО ПРЕОДОЛЕНИИ
3.1 Денежно – кредитная политика Банка России в условиях рыночной экономики, банкнотный кризис
3.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ цбрф.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

     Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

     Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования.

     Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

     Все выше рассмотренные инструменты  относятся к косвенным методам.

     Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

     АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В СВЯЗИ С МИРОВЫМ ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ И РОЛЬ ЦБ РФ В ЕГО ПРЕОДОЛЕНИИ

     3.1 Денежно-кредитная политика Банка России в условиях рыночной экономики банкнотный эмиссия банковский кризис.

 

     Сегодня центральные банки предпринимают  неординарные эксперименты с денежно-кредитными инструментами и пытаются вытянуть экономику из финансового кризиса  любыми средствами.

     Банк  России стоит на перепутье. По всей видимости, 2009 год станет переломным в определении приоритетов денежно-кредитной политики. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", одобренных Центральным банком в октябре 2008 года, обозначен переход к режиму таргетирования инфляции. Несмотря на кризис, никто принятое решение не отменял - напротив, руководство банка России заявило о своей верности модному режиму. Однако, изъясняясь в любви к инфляционному таргетированию, Центральный банк не утрудил себя объяснить нашим гражданам, какие выгоды оно принесет и насколько подходит под особенности нашей экономики.

     Тем не менее решение принято, и власти всякий раз не устают подтверждать его незыблемость. Правда, для чистоты  эксперимента в законодательство о центральном банке потребуется внести изменения, ведь во всех странах - приверженцах нового режима - ценовая стабильность законодательно обозначена как конечная цель деятельности центрального банка. В нашей Конституции, в 75-й статье, утверждается, что вовсе не стабильность цен, а "защита и обеспечение устойчивости рубля" является основной целью Банка России. Разумеется, никто референдум по изменению Конституции проводить не собирается. По этой причине руководство Банка России предпочитает говорить, что инфляционное таргетирование - исключительно техническое изменение в денежно-кредитной политике, не требующее никаких "телодвижений" со стороны законодателей.

 

     Вопрос  о том, чем должен заниматься Банк России, усугубляется Федеральным законом "О Центральном банке". В статье 3 помимо защиты и обеспечения устойчивости рубля сформулированы еще две цели: развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Это как гоняться за двумя зайцами: в сложные времена официальные цели Банка России противоречат друг другу.

     Банк  России, следуя европейской манере антикризисной политики, влил в банки  ликвидности почти на 3 трлн рублей, а потом пытался защищать курс рубля. Итог известен - перевод ликвидности в валюту и обесценение рубля. Таким образом, за что в конечном счете должен отвечать банк России - в нашей стране с полной уверенностью не сможет ответить никто. Де-факто перед ним всегда стояло множество противоречивых целей - и курс рубля защищать, и инфляцию подавлять, и банки спасать, и экономический рост поддерживать.

     Кроме того, в условиях нестабильности свободное  плавание приведет к гиперреакции валютного  рынка. На примере Исландии и Украины, где валюты обесценились вдвое после того, как центральные банки ушли с валютного рынка, можно увидеть, что делают с курсом спекулянты и паникующее население. Наконец, макроэкономические условия должны отвечать требованиям устойчивого плавания.

     В частности, сбалансированный бюджет, устойчивый банковский сектор, невысокая внешнеторговая открытость, низкая инфляция и пр. - все это позволяет сохранять стабильный валютный курс даже в условиях плавания. В настоящее же время макроэкономические условия не соответствуют требованиям устойчивого плавания.

     Укрепление  рубля, которое может начаться, по различным причинам (вхождение России в состав ОПЕК, рост цен на нефть, восстановление нормальной работы международного финансового рынка, долларовый кризис и др.), в среднесрочной перспективе  позволит Центральному банку отказаться от целевых ориентиров валютного курса и перейти к плаванию. Однако оно будет представлять собой "квазиплавание" в рамках широкого коридора, размах которого будет превышать 15 рублей.

     Политика  Банка России, по всей видимости, станет напоминать политику ряда центральных банков в Восточной Европе, которые хотя и перешли на инфляционное таргетирование, в то же время должны поддерживать стабильный обменный курс к евро, рассчитывая на скорое вхождение в состав Еврозоны. Когда рубль войдет в "квазиплавание", а денежно-кредитная политика окажется без номинального якоря (ранее им был валютный курс), встанет вопрос о том, посредством чего денежные власти намерены регулировать макроэкономическую конъюнктуру. Инфляционное таргетирование предполагает управление денежным рынком через процентные ставки. Готов ли к этому Банк России? Вплоть до последнего времени он игнорировал потребности межбанковского рынка, обходясь либо формальными мерами по его поддержке (компенсация части убытков по межбанковским кредитам крупнейшим банкам), либо опирался на госбанки, предоставляя им наибольший объем ресурсов. Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Несмотря на то что все эти задачи официально провозглашены, никаких конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода на новый режим не существует.

     Если  намерения ввести таргетирование инфляции озвучиваются всерьез, то работа должна вестись по нескольким направлениям;

     - повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;

     - расширение транспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центрального банка, публикация стенограмм и протоколов совета директоров, комитета по денежно-кредитной политике и комитета банковского надзора, обнародование оперативных прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических и финансовых индикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытие экономико-математического инструментария и др.);

     - повышение эффективности денежного рынка (создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью);

     - развитие процентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария для их достижения, сужение коридора процентных ставок);

     - увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентиров инфляции (в настоящее время Банк России не несет никакой ответственности, если его цели остались невыполненными).

 

     3.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры

 

     В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с  деятельностью Банка России, входят:

     - снижение риска инфляционного давления в конце 2010 – начале 2011 года;

     - предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;

     - избежание гиперреакции валютного курса рубля;

     - и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка. Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего — рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору.

Однако  похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус - прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.

     В течение кризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько  фаз развития.

     Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения  ликвидности в банковском секторе  и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 – феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.

     В свете завершения антикризисных  мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных  задач. К ним относятся:

     - поддержание текущего экономического восстановления;

     - плановое снижение инфляции до 5–6%;

     - поддержание приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.

     В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках  необходимо обращать внимание на несколько  рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста расходов федерального бюджета, которые традиционно возрастают к концу года. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитывать возможность формирования финансовых "пузырей" и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.

     Ожидается, что в середине 2010 года денежный рынок достигнет "дна" процентных ставок. Для Банка России это будет  сигналом к необходимости пересмотра процентной политики. Однако в целом процентная политика не может быть предопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России не придерживается формальных правил денежно-кредитной политики, которые предпочитают некоторые центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентная политика во многом ориентируется на курсовую политику. Ставка рефинансирования обладает чувствительностью как к процентным ставкам ведущих иностранных центральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политика дрейфует вслед за ценами на бес поставочные валютные форварды.

     Как ни странно, финансовый кризис значительно  ускорил модернизацию денежно-кредитной  политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как  аукционы без залоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем они могут оказаться востребованными при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых операционных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютной корзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.

Информация о работе Роль Центрального банка в денежно-кредитной системе государства