Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:11, реферат
Цель работы: исследование государственного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Проблемы становления, организации и развития государственного регулирования широко освещены в экономической литературе. Что же касается вопроса организации государственного регулирования на предприятиях коммунальной формы собственности, то ученые и экономисты-практики рассматривают его, главным образом, при освещении других проблем государства.
Введение……………………………………………………………………………………………...…3
1 Виды и деятельность предприятий коммунальной собственности……………………………….5
2 Простая модель рынка жилья и обоснование государственного вмешательства………………..7
3 Государственное регулирование в повышении конкурентоспособности предприятий ЖКХ...11
Заключение………………………………………………………………………………………...….14
Список использованных источников………………………………………………………………..16
РЕФЕРАТ
по предмету: Экономика ЖКХ
на тему: «Роль государства в повышении конкурентоспособности предприятий ЖКХ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Виды и деятельность
2 Простая модель рынка жилья
и обоснование
3 Государственное регулирование
в повышении
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблемы, связанные с функционированием сферы ЖКХ, стали объектом пристального внимания органов власти разного уровня, однако, несмотря на проведение многочисленных мероприятий, направленных на создание в данной сфере рыночных отношений, кардинальных позитивных изменений к настоящему времени не произошло. Жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему выполняет, в первую очередь, социальную функцию с завышенными и необеспеченными социальными обязательствами государства, с отсутствием реальных экономических отношений и современных методов управления и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на многих предприятиях отрасли, порочная практика невыполнения финансовых обязательств, как со стороны населения, так и со стороны бюджетов разных уровней, административные, а не рыночные методы управления, делают данную отрасль непривлекательной и рискованной для частного предпринимательства. Вместе с тем, очевидно, что создание рыночных конкурентных отношений, сопровождаемое привлечением частного капитала в отрасль, является основным механизмом решения многочисленных проблем сферы ЖКХ.
В этой связи основными целями реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оздоровление финансовой ситуации в отрасли, сокращение бюджетных расходов, привлечение частных инвестиций в развитие ЖКХ.
Как правило, развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере рассматривается как один из механизмов ее реформирования, но не ключевой, в результате действительно конкурентные рыночные отношения в данной сфере еще не сформированы. Представляется, что данному направлению следует уделять большее внимание, поскольку это направление способно координировать и объединить все остальные, другими словами, выступить в качестве систематизирующего механизма всей реформы. В частности, постановка цели создания подлинно конкурентных отношений в отдельных секторах ЖКХ потребует кардинального изменения системы оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, механизмов бюджетного финансирования, административного управления данной сферой и контроля качества жилищно-коммунальных услуг. То есть именно тех компонентов, проблемы которых не позволяют до сих пор осуществить заявленные реформы.
Актуальность данной работы состоит в том, что комфортное существование каждого человека, будь то житель мегаполиса или села, напрямую зависит от коммунальных предприятий. Так как эти организации не всегда эффективно осуществляют свою деятельность из-за нехватки средств, нужно проследить, как происходит финансовое обеспечение этих предприятий за счет государственного регулирования.
Цель работы: исследование государственного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Проблемы становления, организации и развития государственного регулирования широко освещены в экономической литературе. Что же касается вопроса организации государственного регулирования на предприятиях коммунальной формы собственности, то ученые и экономисты-практики рассматривают его, главным образом, при освещении других проблем государства.
1 ВИДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является коммунальное хозяйство. Город стал основным местом обитания людей. В Украине в огородах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т.д.
Современное производство также невозможно без обеспечения его услугами коммунальных предприятий, предприятий которые не только создают условия жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.
Нельзя представить
Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта отрасль требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.
Классификация коммунального хозяйства включает в себя следующие основные отрасли:
К коммунальному хозяйству
относятся также сооружения
Коммунальные предприятия
2 ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ЖИЛЬЯ И ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Вот уже более 80 лет, начиная с 20-х гг. прошлого века, все цивилизованные государства Западной Европы, а вслед за ними и остальные страны, считают своей обязанностью регулировать рынки жилья. Так называемое социальное, или некоммерческое, жилье составляет в развитых странах значительную долю жилищного фонда [см. таблица 1.1].
Таблица 1.1 – Доля социального жилья в жилищном фонде страны (начало 1990-х гг.)
Страна |
Доля, % |
Австрия |
20 |
Бельгия |
7 |
Великобритания |
25 |
Германия |
15 |
Дания |
18 |
Нидерланды |
44 |
Финляндия |
15 |
Франция |
17 |
Швеция |
22 |
Действительно, жилье не может быть охарактеризовано как неделимое благо, неисключаемость в потреблении также ему не свойственна. В таком случае должен существовать частный рынок, и на нем должна устанавливаться равновесная цена, при которой рынок функционирует эффективно. Однако есть ряд обстоятельств, препятствующих достижению эффективности на рынках жилья. Чтобы понять, чем это вызвано, рассмотрим сначала простую модель рынка жилья [см. рисунок 1.2].
Цена жилья SRS
SRS
Р1
Р2
Р*
D D
Q*
Q**
Рисунок 1.2 – Простая модель конкурентного рынка жилья
На левом графике по горизонтальной оси откладывается «запас» жилья, т.е. тот фиксированный объем жилищного фонда, который существует в экономике в некоторый момент, на правом графике – строительство нового жилья, т.е. прирост жилого фонда. Пусть в некоторый момент на рынке жилья установилось равновесие спроса и предложения (D1 и SRS1), равновесный объем и цена равны соответственно Q* и p*.
Установившаяся на рынке цена р* уравнивает спрос и предложение и стимулирует строительство нового жилья в объеме q*, с тем, чтобы компенсировать «естественную убыль» жилищного фонда. Таким образом, поддерживается постоянный запас жилья и рынок остается в состоянии равновесия. Если же на рынке наблюдается рост спроса (кривая D1 сдвигается вправо – вверх), цена жилья быстро возрастает до значения P1, так как предложение жилья в краткосрочном периоде низкоэластично (кривая SRS1). Такой рост цены – сигнал для строителей, и через некоторое время на рынок поступает новый объем жилья в размере q1. Предложение жилья увеличивается (кривая SRS2), и цена его соответственно снижается. Так происходит до тех пор, пока на рынке не установится новое равновесие при прежней цене. Мы видим, что в долгосрочной перспективе равновесная цена жилья стабильна, она уравнивает спрос и предложение, и рынок работает эффективно (кривая предложения в пределе горизонтальна – LRS).
Вместе с тем эта простая модель рынка не учитывает ряда обстоятельств, которые и делают необходимым государственное вмешательство. Во-первых, эффективное функционирование любого рынка предусматривает наличие совершенной информации. В случае, когда покупатели приобретают какой-то товар (услугу) постоянно и товар этот достаточно однороден, наличие подобной информации не является проблемой. Однако жилье люди, как правило, покупают не часто, и само по себе жилье очень неоднородно по всем своим характеристикам, поэтому, с одной стороны, потребители не обладают полной информацией о ценах на этом рынке. С другой стороны, те агенты (строители и собственники жилья, риелторские фирмы, маклеры), которые действуют на этом рынке, сами, прежде всего, заинтересованы в росте цен, и им выгодно искажать информацию.
Несовершенство этого рынка вызвано также спецификой самого товара: на примере простой модели видно, что рынок далеко не сразу приходит в состояние прежнего равновесия в результате резких колебаний спроса, ведь сам по себе строительный цикл достаточно продолжителен. Значит, в отдельные периоды можно наблюдать резкое повышение цен и дефицит на этом рынке. Кроме того, многие исследователи отмечают наличие монопольной власти арендодателей (владельцев жилья, сдающих его жильцам). Специфика рассматриваемого товара состоит в том, что люди со временем привыкают к своему жилищу, простоя кирпичная коробка становится для них в некоторый момент действительно домом. Они привыкают к окружению, дети ходят в соседнюю школу, некоторые даже меняют работу, чтобы быть ближе с домом, знакомятся с соседями и т.п. Поэтому ценность данного конкретного дома (квартиры) для его жильца возрастает за счет этих субъективных факторов и превышает рыночную цену. Арендодатель легко пользуется этим обстоятельством, повышая квартплату – он выступает в данном случае в качестве естественного монополиста.
Несовершенство рынка жилья может быть также следствием несовершенства рынка капитала – ведь в большинстве случаев при покупке дома или квартиры люди вынуждены пользоваться кредитом. Если кредитные рынки недостаточно развиты, если условия кредита дискриминационны для отдельных групп населения, это значительно сокращает возможности потребителей.
Другое несовершенство рынка, о котором обычно говорят в связи с необходимостью государственного вмешательства, - наличие внешних эффектов. Они возникают, когда состояние одного дома (квартиры) влияет на окружающее жилье. И наоборот, окружение может повлиять на ценность одного отдельного взятого жилища. Например, строительство современного красивого здания или реставрация старого дома могут повысить цену жилья на всей этой улице и далее, по цепочке, привлекут более обеспеченных новых владельцев в соседние дома, которые в свою очередь проведут ремонт и благоустройство. По такой же схеме действует и негативный внешний эффект – достаточно одному – двум домам на улице обветшать и разрушиться, как снижается цена соседних зданий, владельцам становиться невыгодно, вкладывать деньги в ремонт и т.д. Так целый городской район постепенно превращается в трущобы. Очевидно, что частные рынки не способны справиться с этой проблемой.
Информация о работе Роль государства в повышении конкурентоспособности предприятий ЖКХ