Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:11, реферат
Цель работы: исследование государственного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Проблемы становления, организации и развития государственного регулирования широко освещены в экономической литературе. Что же касается вопроса организации государственного регулирования на предприятиях коммунальной формы собственности, то ученые и экономисты-практики рассматривают его, главным образом, при освещении других проблем государства.
Введение……………………………………………………………………………………………...…3
1 Виды и деятельность предприятий коммунальной собственности……………………………….5
2 Простая модель рынка жилья и обоснование государственного вмешательства………………..7
3 Государственное регулирование в повышении конкурентоспособности предприятий ЖКХ...11
Заключение………………………………………………………………………………………...….14
Список использованных источников………………………………………………………………..16
И наконец, последнее, но, пожалуй, наиболее важное обстоятельство – частные рынки жилья не в состоянии решить проблему неравенства или справедливости. Даже отвлекаясь от того факта, что цены на рынках жилья часто поднимаются значительно выше равновесного уровня, реагируя на рост спроса, можно признать, что и равновесная цена жилья всегда может оказаться слишком высокой для отдельных категорий потребителей. В этом смысле задача обеспечения всех членов общества жильем в рамках некоторого минимального стандарта есть не что иное, как часть более общей проблемы борьбы с бедностью и неравенством. Жилье относится, по мнению многих, к благам с особой социальной значимостью, что также делает его объектом государственного вмешательства.
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
Государственное регулирование предполагает законодательные меры воздействия на экономических агентов – строителей, владельцев, арендодателей. С помощью этих мер регулируются, как правило, внешние эффекты: законы устанавливают некие нормы и требования к техническим характеристикам жилья, заставляют владельцев проводить регулярный ремонт и вывоз мусора, обязывают строителей выполнять нормы безопасности и т.д. Государственные (муниципальные) органы выдают разрешения на новую застройку и реконструкцию старых домов, любую перепланировку и изменение внешнего вида зданий. Эти меры законодательного воздействия нельзя отнести к рыночным, но в определенном объеме они необходимы, применяются во всех развитых странах мира и оказывают, безусловно, положительный эффект.
Государство может выступать на
рынке как производитель
Р0
Р1
Р2
Рисунок 2.1 – Реакция рынка частного жилья на строительство государственных домов
Фактически происходит сегментация рынка. Часть потребителей, получив возможность арендовать социальное жилье по невысоким ценам, уходит с рынка частного жилья, и спрос на этом рынке снижается. Кривая D0 сдвигается влево-вниз, поскольку домохозяйства получают государственное жилье в объеме (Q0-Q1). В результате в краткосрочном периоде рынок реагирует на это изменение значительным снижением цены (краткосрочное равновесие перемещается из точки А в точку В). Можно предположить, что введение в оборот социального жилья позволяет таким образом «убить двух зайцев»: само по себе социальное жилье более доступно для населения, а кроме того, в частном секторе дома и квартиры тоже дешевеют. Однако, как уже было отмечено ранее, реакция рынка жилья на колебания спроса замедленная. В долгосрочной перспективе девелоперы сократят ввод на рынок нового жилья, так как при низких ценах новое строительство оказывается невыгодным. В результате кривая предложения сдвигается влево (долгосрочную кривую предложения можно таким образом изобразить как наклонную линию), и цена жилья на частном рынке снова возрастает (от Р1 до Р2). Увеличение общего объема жилищного фонда за счет государственного жилья на величину (Q0-Q1) компенсируется сокращением частного жилищного фонда на величину (Q0-Q2).
Предоставление государством социального жилья частично замещает частное жилье, выводя постепенно из оборота определенную долю ранее построенного жилищного фонда (он окончательно выводится из оборота или переходит из разряда жилья в помещения для офисов, магазинов и т.п.). Причем частным застройщикам в этом случае становится невыгодным строить недорогое жилье: государство выступает для них слишком сильным конкурентом. Таким образом, рынок жилья сегментируется - государство предоставляет определенный объем недорогого жилья, а частные арендодатели специализируются на квартирах и домах более «высокой» ценовой категории.
В последние десятилетия ХХ в. наиболее популярными мерами вмешательства государства на жилищных рынках стали различные финансовые механизмы. Это, по всеобщему признанию, наиболее рыночные меры, дающие большую свободу экономическим агентам и, в силу этого, в меньшей степени, искажающие их поведение. К ним относятся в первую очередь субсидии, а также контролируемая рента, т.е. установленный государством «потолок» квартплаты. Последнюю меру некоторые авторы относят иногда к мерам законодательного воздействия. Действительно, формально контролируемая рента устанавливается законом, но экономический смысл этого инструмента состоит в том, что в перераспределении излишков продавца и покупателя на рынке, т.е. в неявном субсидировании.
Нужно отметить также, что само субсидирование со стороны государства может осуществляться не только в форме собственно субсидий, но и в форме сокращения налогов, льготного кредитования, гарантии кредитов, возможности покупать городскую землю по ценам ниже рыночных – с экономической точки зрения это одно и тоже. В качестве получателей субсидии могут выступать как продавцы (строители, арендодатели, собственники), так и покупатели (жильцы, потребители жилищных услуг).
Таким образом, субсидии не препятствуют мобильности населения, что также поддерживает эффективность экономики в целом.
4 НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Все чаще с экранов телевизоров
и страниц газет до нас доходит
информация о проблемах жилищно-
Под Реформой - мы понимаем, что государство должно принять ряд мер, перечень соответствующих законов, совершить конкретные действия, чтобы мы – граждане Украины (это касается всех) прочувствовали положительные изменения в своем быту.
Все страны постсоветского пространства
после вступления в фазу рыночных
отношений столкнулись с
Коммунальные платежи
На сегодняшний день в Украине до 90% жилого фонда приватизировано. У жилого фонда появился новый собственник – население. Таким образом, актуальность проведения Реформы обусловлена уже решенным вопросом, связанным с передачей всех прав и ответственности по управлению, содержанию и обслуживанию жилого фонда от прежнего собственника Государства к новому собственнику Населению.
Основная задача Реформы - дать возможность новому собственнику в полном объеме реализовать свое право собственности. Ведь одновременно с приватизацией квартиры мы стали собственниками и «неделимого имущества многоквартирного дома, находящегося в совместной собственности», а это наши подъезды, крыши, дворы…
Любое хозяйственное решение в вопросах ЖКХ принимается исключительно через призму политики. Данная пирамида на сегодняшний день не контролируема и не управляема, ведь управлять – значит разделить ответственность за все накопившиеся проблемы. И винить в данном вопросе местные администрации и предприятия нельзя.
Власть признает существование проблем сильно завышенных административных и накладных затрат, неэффективного управления в коммунальных ЖЭКах, но вместо того, чтобы предложить эффективное решение проблемных вопросов, органы центральной власти дистанцируются предлагая населению самостоятельно принимать все решения связанные с обслуживанием и содержанием жилищного фонда.
При этом возникает ряд проблемных вопросов, которые нисколько не интересуют правительство. Управление и содержание жилого фонда связано, не только с качеством жизни, но прежде всего с ее безопасностью.
Без соблюдения минимальных требований к содержанию конструктивных строительных и инженерных конструкций домов, санитарных норм, норм пожарной безопасности и других стандартов и правил, завтра мы будем иметь ситуацию, когда каждый день в новостях сможем слышать о том, что где-то очередной дом взорвался, очередной лифт упал, стена или крыша обвалилась, люди от угарных газов задохнулись, из-за комаров и крыс в подвалах вспыхнула новая эпидемия, из-за перегрузки электрических сетей участились пожары.
Основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие возможности учета потребленных коммунальными предприятиями ресурсов и предоставленных населению услуг. Проблему энергетических потерь условно можно разделить на две основные составляющие: потери при производстве - транспортировке и потери «внутри дома» (утраченные потребителем).
Махинации с энергоносителями (различная стоимость для разных групп потребителей, особенно на теплоэлектростанциях при производстве электроэнергии, где тепловая энергия является побочным продуктом), проведение взаимозачетов, завышенная стоимость всех затратных смет и многое другое позволяет зарабатывать руководству коммунальных предприятий огромные состояния.
В среднем, вымывается (воруется) 10-15% коммунальных платежей. При этом руководители коммунальных предприятий и городских администраций будут всегда говорить с экранов телевизоров и биг-бордов о низких платежах населения, огромных энергопотерях и необходимости модернизации производства (за счет бюджета), задолженности за энергоносители и по заработной плате, налоговом бремени и пр.
Если не провести жилищную реформу, которая сможет урегулировать отношения «внутри дома» и четко определить права и ответственность нового собственника жилищного фонда – населения, не дать ему механизмы в соответствии с которыми, будут регулироваться взаимоотношения с поставщиками коммунальных услуг, - вся реформа коммунальной отрасли сведется к изменению собственников теплосетей и водоканалов.
Очень многое зависит от человеческого фактора – от конкретного мэра или руководителя предприятия. В данной отрасли работает 15% работающего населения страны, среди которых достаточное количество специалистов –профессионалов в своем деле. Вывод один – на местном уровне Реформа ЖКХ невозможна, в данном вопросе должно быть задействовано исключительно государственное регулирование.
Существует другая сторона проблемы реформирования и заключается она в том, что новый собственник вместе с правами получает и ответственность. Ответственность за сохранность и содержание жилого фонда и мы, население на сегодняшний день несем эту ответственность, которая выражается в ежемесячных жилищно-коммунальных платежах.
Но проблема в том, что управляет
этими средствами прежний собственник.
Эффективность данного
Россия, Эстония, Польша уже подводят итоги проведенных реформ (пусть не окончательных, но результативных) в Украине этот процесс за все 20 лет существования государства в условиях рыночных отношений даже не начинался.
На сегодняшний день имеем ситуацию, при которой ни население, ни государство не способны самостоятельно нести груз ответственности за содержание жилого фонда. Министерством озвучиваются данные, в соответствии с которыми для приведения жилого фонда в надлежащее состояние необходимо порядка 300 млрд. гривен.
На первом этапе реформирования отрасли необходима реформа именно в жилищной сфере, которая позволит, прежде всего, решить проблемы правоотношений с конечным потребителем жилищно-коммунальных услуг и разрешить комплекс основных проблем «внутри дома».
Информация о работе Роль государства в повышении конкурентоспособности предприятий ЖКХ