Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда одно из определений рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I

Глава II Позитивные и негативные стороны рыночной экономики

Глава III

Глава IV

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список ссылок…………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в рыночной экономике курсовая.docx

— 68.49 Кб (Скачать документ)

5. 

сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда. 
     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. 
     Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства. 
     В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. 
     Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. 
     Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. 
     Нежизнеспособность этой системы и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.      
 

2.4. Модели в рамках систем  
 

6.

 
     
Для каждой системы  характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как  страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными  и национальными условиями. Так, для административно-командной системы  характерны советская модель, китайская  модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные  модели. 
      
      
     Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

 
     Шведская модель отличается сильной  социальной политикой, ориентированной  на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках  государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных  расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название "функциональная социализация", означающая, что функция  производства ложится на частные  предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения  высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - да государство.

 
     Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности  устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние  предприятия, фермерские хозяйства. Государство  активно влияет на цены, пошлины, технические  нормы. Лежащий в основе этой системы  рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных  стимулов к высокоэффективной хозяйственной  деятельности.

 
     Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции  и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком  развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над  интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства  в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

 
     Южнокорейская модель имеет много  общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому

7. 

трудолюбию  и ответственному отношению к  своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим  для обеих моделей является и  активное участие государственных  органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время  существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров  производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной  Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности  южнокорейских товаров на мировом  рынке.

 
     Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство  целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики  в лице крупных корпораций, так  называемых чеболь, переросших затем  в финансово-промышленные группы.И  наконец, еще один элемент южнокорейской  модели, представляющий несомненный  интерес для России, - это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал  конец 90-х гг., у южнокорейской  и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к  мировым финансовым кризисам.
 

Российская  модель переходной экономики

Формирование  современной рыночной экономики  в России происходит в условиях взаимопереплетающихся  и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия  и усиливает болезненность самих  переходных процессов. 
     Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: • огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; • неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; •отсутствие автономного от государства гражданского общества: •неразрывную связь власти и собственности; • слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях. 
     Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. 
     Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. 
     Другие особенности экономического развития 
     В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник. 
     Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. 
     Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий. 
     Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы. 
     Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. 
     Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями. 
     Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. 
     Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. 
     На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере. 
     Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

 
     Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению  с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной

 
Таким образом, мы видим, что рыночная экономика оказалась наиболее гибкой и приспособленной к современным  условиям и, следовательно, преобладающей среди большинтсва стран, несмотря на различные ступени их развития. Но как у любой       , у нее существуют и определенные недостатки. Попробуем рассмотреть более подробно позитивные и негативные стороны рыночной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. 

Глава II 

Позитивные  и негативные стороны  рыночной экономики 

2.1. Позитивные стороны рыночной экономики. 

Конкурентная  рыночная система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех  товаров и услуг, в которых  общество больше всего нуждается. Она  диктует применение наиболее эффективных  комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых  технологий, методов организации  процессов производства, общественного  продукта, обеспечивающих более высокий  уровень производительности общественного  труда.

Рыночная  экономика способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает его заинтересованность в конечных результатах труда.

Рыночная  система обеспечивает свободу предпринимательской  деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую  деятельность, делая ее более эффективной  без принуждения.

Предприниматель, или экономический  субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

Конкурентная  рыночная система,способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны. 
 

2.2. Аргумента против рыночной системы 

Экономическая деятельность в условиях рыночной системы  приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической  деятельности, угасанию конкуренции  и ее регулирующей роли.

Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения  высоких цен на продукцию и  получения экономической прибыли  и сверхприбыли.

  Научно-технический  прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое  количество крупных фирм, становится  привилегией монополистов.

  Создается  неравенство в распределении  доходов и полученного общественного  продукта. Развивается дифференциация  общества, расслоение его на бедных  и богатых.

  Потребительский  спрос, учитываемый рынком, выражает  лишь индивидуальные потребности  потребителя. Производитель, удовлетворяя  этим потребностям и ориентируясь  на личную выгоду, не заинтересован  в удовлетворении общественных  нужд, устранении внешних издержек  производства и развития экономики  страны в целом.

   В  результате этого образуется  нестабильность, неустойчивость экономики,  выражающаяся в цикличности экономического  развития, чередовании подъема и 
 

9. 

спада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

   Отсутствуют  полная занятость и полный  объем производства, выражающийся  в постоянном наличии безработицы,  недогрузке предприятий и неполном  использовании производственных  возможностей.

   Рыночная  экономическая система способствует  развитию индивидуализма, эгоистических  наклонностей, проявляющихся в различного  рода негативных явлениях, ограничивающих  полную свободу личности. Негативное  влияние недостатков механизма  рынка на экономику и социально-экономическую  стабильность явилось причиной  модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования,  формирования постиндустриальных  экономических систем.

   В  действительность "чистой" рыночной  экономической системы не существует. Действуют смешанные системы  с различной степенью роли  государственных структур в экономике  и различным уровнем государственного  регулирования рынка, способствующего  устранению отмеченных недостатков  рыночной системы и повышению  ее социальной направленности.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике