Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда одно из определений рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I

Глава II Позитивные и негативные стороны рыночной экономики

Глава III

Глава IV

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список ссылок…………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в рыночной экономике курсовая.docx

— 68.49 Кб (Скачать документ)

Таким образом  мы видим, что рыночная экономика  не справляется с рядом проблем, и именно в этих случаях необходимо вмешательство государства.Чтобы понять роль государства необходимо вернуться к истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

Глава III 

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О РОЛИ ГОСУДАРСТВА  В ЭКОНОМИКЕ 

3.1. Меркантилизм. 
 

История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической школой была школа  меркантилистов. Теория меркантилизма утверждает, что если страна не обладает собственными запасами золота и серебра, то она должна стараться приобрести их с помощью торговли. Это возможно только в том случае, когда торговый баланс страны «благоприятный», то есть она экспортирует больше, чем импортирует. Те страны, которые получают этот экспорт, должны платить за него золотом и серебром, уменьшая, таким образом, свои собственные запасы драгоценных металлов и увеличивая их у страны-экспортера. Меркантилизм был сильной конкурентной системой: государство могло увеличить свое собственное богатство только за счет богатства других государств.

Меркантилизм приводит прямую связь между силой государства  и его торговой активностью, поэтому  правительства стремились создать  такие условия, которые были выгодны  для их торговцев. Многие страны принимали  законы, регулирующие расходы и запрещающие  изысканные виды пищи, напитков и даже одежды, которая могла быть импортирована  из-за границы. Теория также поощряла создание заморских колоний, которые  обеспечивали сырьем метрополию и являлись рынками сбыта товаров, производимых в ней. Для того чтобы быть уверенными, что торговый баланс метрополии остается положительным, производство товаров  в колониях было запрещено, а торговля колоний жестко контролировалась.

Согласно теории меркантилизма, страна, обладающая большим населением, имеет и больше рабочей силы, следовательно, ее экспортный потенциал выше и она  становится богаче. Каждое лицо, способное  работать, должно быть привлечено к  труду, даже маленькие дети, что позволяет  увеличить объем производства. Большая  численность населения, кроме того, обеспечивает большой местный рынок  для товаров и является обильным поставщиков солдат, которые необходимы для ведения военных действий.  
 

3.2. Классическая теория. 

   Следующей  ступенью развития  представлений   о  роли  государства  стала  работа А. Смита «Исследование  о природе и  причинах  богатства   народов», в которой он утверждал,  что «свободная игра рыночных  сил» "(принцип"laissez faire")  создает   гармоничное устройство.

    В соответствии  с классическим подходом государство  должно  обеспечивать безопасность  жизни человека и его собственность,  разрешать споры, делать, то что  индивидуум не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании  системы рыночной   экономики   Адам   Смит   доказывал, что   именно    стремление предпринимателя к достижению  своих частных интересов является  главной движущей силой экономического развития, увеличивая благосостояние его самого и общества в целом. 

11. 

Главное  заключалось  в  том,  что  для  всех  субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы  основные  экономические  свободы: свобода выбора сферы  деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.

  

3.3. Кейнсианская теория. 

В 30-ые годы нашего века после глубочайшего спада  экономики  США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды  классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику  в состоянии депрессии. По его  теории, государство должно активно  вмешиваться в экономику в  виду отсутствия у свободного рынка  механизмов, которые могли бы обеспечить выход из кризиса. Кейнс считал, что  государство  должно  воздействовать  на  рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических  кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это  гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая  политика   и     другие.      Гибкая кредитно-денежная политика

позволяет перешагнуть  через один из  серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы.  Это достигается,   считал  Кейнс, путем изменения    количества  денег  в  обращении.

При увеличении денежной  массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать  инвестиционный  спрос и рост занятости. С помощью  бюджетно-финансовой политики Кейнс  рекомендовал государству увеличить  налоговые ставки и за счет этих средств  финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и  снимет социальную напряженность.

    Главными  чертами кейнсианской модели  регулирования являются: 

  -  высокая   доля   национального   дохода,   перераспределяемая   через госбюджет; 

   - создание  обширной зоны государственного  предпринимательства на основе  образования государственных и  смешанных предприятий; 

   -  широкое   использование  бюджетно-финансовых  и   кредитно-финансовых регуляторов   для   стабилизации   экономической   конъюнктуры,   сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста  и  высокого  уровня занятости. 

    Модель  государственного регулирования,  предложенная Кейнсом,  позволила  ослабить  циклические  колебания   в  течение  более  чем   двух  послевоенных десятилетий.  Однако   примерно  с  начала   70-х   гг.   стало   проявляться несоответствие  между   возможностями   государственного   регулирования   и объективными  экономическими  условиями.  Кейнсианская  модель  могла   быть устойчивой только в условиях  высоких  темпов  роста.  Высокие  темпы  роста национального дохода  создавали  возможность  перераспределения  без  ущерба накоплению капитала.  Однако  в  70-е  года  условия  воспроизводства  резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица  и инфляция не могут расти     
 

12. 

одновременно. Кейнсианские пути  выхода  из  кризиса только раскручивали инфляционную спираль.  Под  воздействием  этого  кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. 

3.4. Неоклассическая теория. 

Теоретической  основой  неоконсервативной  модели  послужили концепции неоклассического  направления экономической мысли.  Трансформация   модели государственного  регулирования заключалась в отказе  от  воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -  использование косвенных мер воздействия на  предложение.  Сторонники  экономики   предложения   считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного  предпринимательства.  Экономический   рост   рассматривается   как функция от накопления капитала, которое осуществляется из  двух  источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за  счет заемных средств (кредитов).  Поэтому в соответствии   с   этой   теорией государство должно   обеспечить условия     для процесса  накопления  капитала  и

повышения производительности производства. 

    Главные  преграды на этом пути -  высокие   налоги  и  инфляция.  Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а  инфляция  удорожает  кредит  и тем самым затрудняет использование заемных средств для  накопления.  Поэтому неоконсерваторы предложили  осуществление  антиинфляционных  мероприятий  на базе   рекомендаций   монетаристов   и   предоставление   налоговых    льгот предпринимателям. 

    Сокращение  налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с  инфляцией.  Следовательно,  следующим  шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от  использования  бюджета для  поддержания  спроса   и   осуществления   широкомасштабных   социальных программ.  Сюда  можно  отнести  и  политику  приватизации   государственной собственности. 

    Следующий  комплекс  мер  -  реализация  политики  дерегулирования.  Это означает   ликвидацию   регламентаций   по   ценам   и   заработной   плате, либерализацию      (смягчение)      антитрестовского       законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. 

    Таким   образом,  в  неоконсервативной   модели  государство  может   лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль  в  реализации  экономического развития страны отводится рыночным силам. 
 
 
 
 
 
 
 

13. 
 

Глава III 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В  ЭКОНОМИКЕ 

Вмешательство государства в экономику преследует определенные  функции. Как  правило,  оно  корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному  механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для  эффективной  конкуренции,  за  ограничение  власти  монополий.  Оно  также  заботится   о производстве достаточного количества общественных товаров и  услуг,  так  как рыночный механизм не в состоянии должным образом  удовлетворять  коллективные потребности  людей. Участие государства в  экономической жизни  диктуется  еще и тем,  что  рынок  не  обеспечивает  социально  справедливое  распределение дохода. Государству  надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,  стариках. Ему  также  принадлежит  сфера  фундаментальных  научных   разработок.   Это необходимо  потому  что   для   предпринимателей   это   очень   рискованно, чрезвычайно  дорого и, как правило, не приносит  быстрых  доходов.  Поскольку рынок  не гарантирует право  на  труд,  государству  приходится  регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. 

    В  целом государство реализует   политические  и  социально-экономические  принципы данного сообщества  граждан. Оно активно  участвует   в  формировании макроэкономических  рыночных процессов. 

Роль государства  в  рыночной  экономике  проявляется  через  следующие важнейшие функции: 

    а)  создание  правовой  основы  для   принятия  экономических   решений.  Государство    разрабатывает    и     принимает     законы,     регулирующие  предпринимательскую   деятельность, определяет права и обязанности  граждан; 

    б)  стабилизация экономики. Правительство  использует  бюджетно-налоговую  и  кредитно-денежную  политику  для  преодоления  спада   производства,   для сглаживания  инфляции, снижения безработицы,  поддержания  стабильного   уровня  цен и национальной  валюты; 

    в)  социально-ориентированное   распределение   ресурсов.   Государство организует  производство товаров  и   услуг,  которым  не  занимается  частный сектор.  Оно  создает   условия  для  развития  сельского   хозяйства,  связи, транспорта, определяет  расходы на оборону,  на  науку,  формирует  программы развития  образования, здравоохранения и  т. д.; 

    г)  обеспечение социальной защиты  и  социальной  гарантии.  Государство  гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по  старости,  инвалидности, пособие по безработице,  различные виды помощи малоимущим. 

Антитрестовское регулирование. 

14. 
 

    Антимонопольная  деятельность государства является  одной  из  важнейших областей   приложения    государственного    вмешательства.    Регулирование  развивается в  двух  направлениях.  На  тех  немногих  рынках,  где  условия препятствуют  эффективному функционированию  отрасли при конкуренции, то  есть в  так  называемых   естественных   монополиях, государством   создаются общественные  регулирующие  органы  для   контроля   за   их   экономическим поведением.  На  большинстве других  рынков,   где    
 

монополия   не   стала необходимостью,  общественный   контроль   принял   форму   антимонопольного законодательства.  Далее   будут   рассмотрены   особенности   регулирования деятельности естественных монополий. 

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике