Естественная
монополия существует в тех
случаях, когда одна фирма может
обеспечивать весь рынок, имея
более низкие издержки на
единицу продукции, достигаемые
за счет масштаба. Это характерно
для предприятий общественного
пользования, где для достижения
низкой цены необходима крупномасштабная
деятельность.
Для
обеспечения приемлемого
поведения таких монополий
могут использоваться два
варианта: государственная
собственность и государственное
регулирование.
Для
естественных монополий обычно
устанавливается "справедливый"
доход, то есть цена, равная
средним валовым издержкам. Однако
это влечет за собой отсутствие
стимула предприятия к снижению
издержек.
Таким
образом, цель отраслевого
регулирования состоит в
том, чтобы защитить общество
от рыночной власти естественных
монополий путем регулирования
цен и качества обслуживания.
Но необходимо использовать
прямое регулирование только
там, где это не
приводит к снижению эффективности
производства. Регулирование не
должно применяться в случаях,
когда конкуренция может обеспечить
лучшее обеспечение общества
продукцией.
Другим
видом контроля являются
антитрестовские законы. Эта
форма контроля имеет богатую
историю. В 1890г. был принят
знаменитый закон Шермана, запрещающий
любые виды сговора и любые
попытки монополизации какой-
либо отрасли. Однако эта
формулировка была довольно
размыта, что не позволяло
четко определить преступление.
Следующим шагом был закон
Клейтона от 1914г. Он был продолжением
закона Шермана и лишь уточнял
некоторые его пункты.
В
том же году была создана
Федеральная торговая комиссия.
В ее компетенцию входил
контроль за исполнением вышеназванных
законов, а также расследовать
нечестные действия по своей
инициативе. Закон о Федеральной
торговой комиссии расширил диапазон
незаконного поведения и
предоставил независимому антитрестовскому
органу полномочия
для проведения расследований.
15.
Большое
количество антимонопольных законов
и различных уточнений к
ним доказывают чрезвычайную
важность этих законов для
общества. Действительно, бесконтрольная
монопольная власть может
принести существенные убытки
обществу применением нечестной
конкуренции, что вызовет банкротства
мелких производителей, недовольства
потребителей высокими ценами,
а нередко и плохим качеством
товаров, отставание в научно-техническом
прогрессе и много других
негативных последствий. Но, с
другой стороны, антимонопольные
законы не должны карать крупных
производителей, не использующих
незаконных методов конкурентной
борьбы. Если это условие
не будет выполнено,
то у предпринимателей значительно
сократятся стимулы делать
свое предприятие более сильным
и выпускать больше продукции.
Таким
образом, государство выступает
в роли арбитра, который
избирает оптимальное (и наиболее
эффективное) соотношение между
монополиями и конкурентными
отраслями. В различные периоды
истории для различных
стран это соотношение
было разным, корректируемым под
особенности развития экономики,
и государство должно умело
и эффективно использовать этот
механизм.
16.
Глава III
ПРОБЛЕМЫ
И ОГРАНИЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Очевидно,
что современная рыночная система
немыслима без вмешательства
государства. Однако существует
грань, за которой происходят
деформации рыночных процессов,
падает эффективность производства.
Тогда рано или поздно встает
вопрос о разгосударствлении
экономики, избавление ее от
чрезмерной государственной активности.
Существуют важные ограничения
для регулирования. Например,
недопустимы любые действия
государства, разрушающие рыночный
механизм (тотальное директивное
планирование, всеохватный административный
контроль за ценами и др. ).
Это не означает, что государство
снимает с себя ответственность
за неконтролируемый рост цен
и должно
отказаться от планирования.
Рыночная система не исключает
планирования на уровне предприятий, регионов
и даже народного хозяйства;
правда, в последнем случае оно
обычно является "мягким",
ограниченным по срокам, масштабам
и другим параметрам, и выступающим
в виде национальных целевых
программ. Также следует отметить,
что рынок во многом является
самонастраивающейся системой,
и поэтому влиять на него
следует только косвенными, экономическими
методами. Однако в ряде случаев,
применение административных методов
не только допустимо, но и
необходимо. Нельзя уповать только
на экономические либо только
на административные меры. С
одной стороны,
элементы администрирования несет
в себе любой экономический
регулятор. Например, денежное обращение
ощутит влияние такого известного
кономического метода, как ставка
по кредитам центрального банка не
раньше, чем будет принято административное
решение. С другой стороны,
в каждом административном регуляторе
есть нечто экономическое в том
смысле, что он косвенно сказывается
на поведении участников экономического
процесса. Прибегая, скажем, к прямому
контролю за ценами, государство
создает для производителей
особый экономический режим,
вынуждает их пересматривать производственные
программы, искать новые
источники финансирования инвестиций
и т. д.
Среди
методов государственного регулирования
не существует совершенно непригодных
и абсолютно неэффективных. Нужны
все, и вопрос лишь в
том, чтобы определить для
каждого те ситуации, где
его применение наиболее целесообразно.
Хозяйственные потери начинаются
тогда, когда власти выходят
за границы разумного, отдавая
чрезмерное предпочтение либо
экономическим, либо административным
методам.
Нельзя
забывать и о том, что самими
экономическими регуляторами следует
пользоваться предельно осторожно,
не ослабляя и не заменяя
рыночные стимулы. Если государство
игнорирует это требование, запускает
регуляторы, не думая, как их
действие отразится на механизме
рынка, последний начинает
давать сбои. Ведь денежная
или налоговая политика
по силе своего воздействия
на экономику сравнима с централизованным
планированием.
17.
Надо
иметь в виду, что среди экономических
регуляторов нет ни одного
идеального. Любой из них,
принося положительный эффект
в одной сфере экономики,
непременно дает негативные последствия
в других. Здесь ничего
нельзя изменить. Государство,
использующее экономические
инструменты регулирования, обязано
их контролировать и своевременно
останавливать. Например,
государство стремится обуздать
инфляцию,
ограничивая
прирост денежной массы. С точки
зрения борьбы с инфляцией
эта мера эффективна, однако она
приводит к удорожанию центрального
и банковского кредита. А если
процентные ставки растут, становится
все труднее финансировать инвестиции,
начинается торможение экономического
развития. Именно так
ситуация развивается в России.
Дерегулирование
и приватизация.
Вмешательство
государства в экономику
требует довольно крупных
расходов. Они включают
в себя как прямые
затраты (подготовка законодательных
актов и контроль за их исполнением),
так и косвенные (со
стороны фирм, которые
должны исполнят государственные
инструкции и отчетности).
Кроме того, считается, что
государственные регламентации
снижают стимул к нововведениям,
к вхождению новых конкурентов
в отрасль, так как для
этого требуется разрешение соответствующей
комиссии.
По
оценкам американских специалистов,
государственное воздействие
на экономическую жизнь приводит
к падению темпов роста приблизительно
на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D.
Economics, N. Y. 1987, P.422).
В силу
определенных несовершенств государственное
вмешательство иногда влечет
за собой потери. В связи с
этим в последние годы обострился
вопрос о дерегулировании экономики
и о приватизации. Дерегулирование
предполагает снятие законодательных
актов, которые сдерживают
вхождение потенциальных конкурентов
на рынок, устанавливают цены
на определенные товары и
услуги. Например, в США
в 80-е годы дерегулирование
затронуло грузовой автотранспорт,
железнодорожный и воздушный
виды транспорта. В результате
снизилися цены и улучшилось
обслуживание пассажиров. Американскому
обществу дерегулирование грузовых
перевозок, воздушного и
железнодорожного транспорта принесло
выгоду, оцениваемую соответственно
в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и
9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of
the President, Wash., 1989. P. 188).
Приватизация
- продажа государственных предприятий
частным лицам или рганизациям
- направлена на повышение
хозяйственной рациональности.
Она вызвана тем, что
государственные предприятия
оказываются убыточными и
неэффективными. Западные экономисты
подчеркивают, что государственный
сектор не дает такого мощного
стимула к снижению издержек
и получению мощной прибыли,
как это делает частное
предпринимательство. Для предпринимателя
- одно из двух: прибыль
или убытки. Если частное
предприятие терпит убытки
долгое время, то
оно закрывается.
18.
Государственному
же предприятию оказывается помощь,
поэтому оно может не стремиться
к повышению своей рентабельности.
Это
еще раз доказывает, что государственное
вмешательство нужно только
там, где оно жизненно необходимо.
Во всех остальных случаях
рынок более эффективно решит
поставленные экономические задачи.
Государственное
регулирование в
сельском хозяйстве.
В
современной западной экономике
сельское хозяйство - одна из
важнейших сфер активного вмешательства.
В этой области производства
главный принцип свободного
рынка, а именно игра спроса
и предложения, оказывается
практически неприменим.
Правда, и
государственное вмешательство - далеко
не панацея. Например, в Западной
Европе правительства традиционно
уделяют большое внимание проблемам
аграрного рынка, однако ни
производители, ни потребители не
удовлетворены положением дел в
аграрном секторе.
Источник
проблем в том, что в
развитых странах благодаря
высокой производительности
труда производство аграрной
продукции значительно превышает
потребности населения.
Цели
государственного регулирования
в сфере сельского
хозяйства включают:
а)
повышение производительности путем
внедрения технического прогресса
и рационализации производства,
максимально эффективному использованию
всех производственных факторов,
особенно рабочей силы;
б) обеспечение
занятости в аграрном секторе
и соответствующего уровня жизни
сельского населения;
в)
стабилизация рынков сельскохозяйственной
продукции;
г)
гарантированное снабжение внутреннего
рынка;
д) забота о
поставках аграрной продукции
потребителям по "разумным ценам".
(В. Варга "Роль государства в
рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г.,
N
11, стр.139. )
Государством
устанавливаются и ежегодно
пересматриваются минимальные цены
на важнейшие сельскохозяйственные
продукты. Тем самым производители
защищаются от резкого падения
цен. В то же время внутренний
рынок ограждается от дешевого
импорта и чрезмерных колебаний
цен с помощью системы дополнительных
ввозных пошлин. Поэтому в
странах ЕС цены на продукты
питания заметно выше цен
мирового рынка. Затраты в
связи с проведением аграрной
политики несет государственный
бюджет.
19.
Функционирование
этого механизма можно
проиллюстрировать на примере
рынка зерна. Исходным пунктом
является ориентировочноя цена,
рекомендуемая государством. Она
несколько превышает рыночную
цену, чем гарантируются
не только доходы сельских
хозяев, но и создаются
стимулы к расширению производства.
В результате предложение превышает
спрос. Когда рыночная цена
снижается до определенного уровня,
предлагаемое сельскими хозяевами
зерно скупается государством
по так называемой "интервенционной
цене" в неограниченных
количествах.