Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 05:13, курсовая работа
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА КАК БЫСТРО РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ МНОГООБРАЗИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. БИРЖИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАКФЕДРА
ЭКОНОМИКИТОРГОВЛИ
ИТОГОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине инфраструктура товарного рынка
на тему:
РОЛЬ И МЕСТО ИНФРАСТРУКТУРЫ В
СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА
Выполнил:
Студент
ФЭУТ, 2-й курс,
ДГС-1
Проверила:
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика, экономика, развивающаяся по законам рынка и товарного хозяйства, спроса и предложения, стоимости. Для рыночной экономики характерно наличие определенной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; биржи труда; рынок ценных бумаг, капиталов и т.д.
Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
Проблема формирования рыночной инфраструктуры черезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для Беларуси.
В тоже время не
Подобное невнимание к инфраструктуре является признаком соответствующего к ней отношения. Поэтому одним из условий изменения такого отношения является глубокая научная разработка данной проблемы.
Для
этого нужно четко
Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материальнотехнологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают.
Функционирование товарных рынков обеспечивается развитием сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного и складского хозяйства, средств транспорта, правовыми нормами, регулирующими торговые сделки, государственными органами контроля качества и сертификации, неправительственными организациями защиты прав потребителей и др. Рынки факторов производства (капиталов, труда и земли) обслуживаются соответственно фондовыми биржами, банковскими и страховыми учреждениями, биржами труда или центрами занятости, осуществляющими трудоустройство и переподготовку работников, земельными аукционами и тендерами, государственными органами земельного кадастра и др.
В инфраструктуру финансового рынка входят фондовые и валютные биржи, банки, брокерские, дилерские и другие посреднические компании, институциональные инвесторы (фонды, инвестиционные компании), аудиторские фирмы, рейтинговые агентства, региональные и международные финансовые институты и др. На основе информационного и справочного аппаратов рыночной инфраструктуры осуществляется информационное обеспечение функционирования рыночной экономики.
На
современном этапе научно-
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
ОСНОВНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
В самом общем смысле инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3)
кредитная система и
4)
эмиссионная система и
5)
система регулирования
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8)
система страхования
9)
специальные рекламные
10)
торговые палаты, другие общественные,
добровольные и
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммёрческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16)
консультативные (
17)
общественные и