Роль и место туристской сферы в развитии экономики страны

Автор работы: d*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Место туризма в экономике страны …………………………………………5
1.1 Туристический потенциал России …………………………………………5
1.2 Классификация видов туризма, направления модернизации …………….9
1.3 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России …12
Глава 2. Анализ развития туризма, как объекта управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур»………………………………………17
2.1. Краткая характеристика организации …………………………………..17
2.2. Реализация функций управления в ООО «Вояж Тур»……………………21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эк-ке предприятия.docx

— 803.52 Кб (Скачать документ)

             Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.

            Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

              Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

              Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются: 

     · образ России как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

     · действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного  туризма;

     · неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств  размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем  комфорта;

     · отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую  инфраструктуру;

     · отсутствие до 2002 года государственной  некоммерческой рекламы туристических  возможностей страны за рубежом;

     · невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии  из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе  вследствие длительного периода  эксплуатации курортно - туристских средств  размещения через систему социального  страхования;

     · несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.  
 
 

1.2 Классификация  видов туризма, направления модернизации 

            Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая друга классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

           По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм».

     По  форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты  и др.

          В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на: 

     - познавательный (экскурсионный) - посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;

     · спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;

     · любительский - охота, рыболовство и  прочее;

     · пригородный туризм - массовые краткосрочные  выезды больших коллективов, отдельных  групп и лиц за город, в том  числе в специальные зоны отдыха;

     · с социальными целями - участие  в общественных мероприятиях;

     · деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;

     · религиозный - посещение «святых».  

     Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением  комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный - путешествие  по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

           Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

           Туристическая экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

     Самой доступной и массовой формой туризма  являются походы.

           Туристический поход- это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

            В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности.

            Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.

           Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

         

            Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем: 

     · создания межведомственной комиссии при  федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях  совершенствования межотраслевой  и межрегиональной координации  в этой области;

     · создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной  собственности в туристической  индустрии;

     · формирования региональных концепций  развития туризма с разработкой  экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально - экономического развития. 

     Повышение качества обслуживания в сфере туризма  требует: 

     · разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств  размещения;

     · разработки и внедрения современной  классификации гостиничных средств  размещения с учетом передового зарубежного  опыта;

     · создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение  современных отраслевых образовательных  стандартов, базирующихся на действующих  квалификационных требованиях к  работникам индустрии туризма;

     · создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе  внутригостиничный и внутрифирменный  тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих  бюджетах на образование;

     · реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена  туристско - гостиничного бизнеса, в  том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

     · поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма  в рамках средств, выделяемых на эти  цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма. 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Характеристика  рынка туризма наиболее развитых  регионов России 
 

     Первые  места, по развитию туризма в России , держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

               По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.

     Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России.

              Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2009 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля - $39,6 млн.

            В 2009 и первой половине 2010 года было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.

           Несмотря на большой туристический потенциал Пскова, данная сфера в городе развита недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1200 мест. Большинство туристических маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано с недостаточной комфортностью гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.

          Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).

           Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России, как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.

             Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

     Нехватка  гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве  своем незагружены.

            Южный федеральный округ характеризуется высоким развитием рынка туризма.

            Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах Кавказских Минеральных Вод - гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль.

Информация о работе Роль и место туристской сферы в развитии экономики страны