Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:00, реферат
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
Введение
1.1 Сущность стратегического управления
1.2 Выбор стратегии фирмы
1.3 Роль руководителя в разработке стратегии предприятия и организации
1.4 Контроль руководства над реализацией стратегического планирования
Заключение
Литература.
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины
ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»
Кафедра экономики предприятий
Реферат по курсу:
«Стратегия предприятия»
«Роль и задачи руководства в процессе реализации стратегии»
Вариант 3
Выполнено студентом
Мариуполь 2012
Содержание
Введение
1.1 Сущность стратегического управления
1.2 Выбор стратегии фирмы
1.3 Роль руководителя в разработке стратегии предприятия и организации
1.4 Контроль руководства над реализацией стратегического планирования
Заключение
Литература.
Введение
Значение стратегии, позволяющей
фирме выживать в конкурентной борьбе
в долгосрочной перспективе, резко
возросло в последние десятилетия.
Ускорение изменений в
Слово "стратегия" греческого
происхождения и означает "искусство
развертывания войск в бою"
или "искусство генерала". Этот
военный термин широко вошел в
обиход специалистов, теорию и практику
менеджмента. В менеджменте стратегия
рассматривается как
Стратегия - это детальный
всесторонний комплексный план, предназначенный
для того, чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и достижение
ее целей. Прежде всего, стратегия большей
частью формулируется и
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно, гибкими, чтобы, при, необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Структурно работу можно
представить в виде двух частей.
В первой части содержаться
1.1 Сущность стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Следует отметить, что термин
«стратегическое управление» и
термин «стратегический менеджмент»
часто используются как синонимы,
хотя полная идентичность отсутствует.
Это связано с их структурной
основой — терминами «
Стратегическое управление
можно рассматривать как
Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации — это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет.
Во-вторых, стратегическое управление
не может быть сведено к набору
рутинных правил, процедур и схем. У
него нет теории, которая предписывает,
что и как делать при решении
определенных задач или же в определенных
ситуациях. Стратегическое управление
— это скорее определенная философия
или идеология бизнеса и
В-третьих, требуются огромные
усилия и большие затраты времени
и ресурсов для того, чтобы в
организации начал
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при осуществлении
стратегического управления зачастую
основной упор делается на стратегическое
планирование. Однако этого совершенно
недостаточно, так как стратегический
план не обеспечивает его обязательного
успешного выполнения. На самом деле
важнейшей составляющей стратегического
управления является реализация стратегического
плана. А это предполагает в первую
очередь создание организационной
культуры, позволяющей реализовать
стратегию, создание систем мотивирования
и организации труда, создание определенной
гибкости в организации и т.п.
При этом в случае стратегического
управления процесс выполнения оказывает
активное обратное влияние на планирование,
что еще более усиливает
1.2 Выбор стратегии фирмы
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие.
Состояние отрасли и позиция фирмы в отрасли зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор должен падать на стратегию концентрированного роста либо же стратегию интегрированного роста.
Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Они должны выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстро растущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приведут к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.
Цели фирмы придают
уникальность и оригинальность выбору
стратегии применительно к
Степень зависимости от внешней среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя только из возможностей более полного использования своего потенциала. В ряде случае внешняя зависимость может играть гораздо большую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена правовым регулированием поведения фирмы, а также социальными ограничениями, условиями взаимодействия с природной средой и т.п.
Временной фактор должен обязательно
приниматься во внимание во всех случаях
выбора стратегии. Связано это с
тем, что и возможности и угрозы
для фирмы, и планируемые изменения
всегда имеют определенные временные
границы. При этом важно учитывать
и календарное время, и продолжительность
этапов осуществления конкретных действий
по реализации стратегии. Фирма не в
любой момент и не в любые календарные
сроки может осуществлять стратегию,
а только в те моменты и в
те сроки, в которые появляется возможность
для этого. Очень часто успеха
в осуществлении стратегии и,
следовательно, успеха в конкурентной
борьбе добивается та фирма, которая
лучше научилась учитывать
Информация о работе Роль и задачи руководства в процессе реализации стратегии