Конкуренция и её роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.83 Кб (Скачать документ)

     Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4

    1. Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
    2. Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
    3. Основные модели рынка……………………………………….13-24
    4. Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30

2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31

    1. Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
    2. Регулирование роста предприятий………………………….33-34
    3. Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34

3гл.  Антимонопольное законодательство  и особенности антимонопольной  политики в России………………………………………………………………35

     3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38

     3.2  Методы антимонопольной политики……………………………39-45

Заключение…………………………………………………………………...46-48

Список использованной литературы………………………………………..49-50

         Введение

     Актуальность  выбранной темы курсовой работы  заключается в том, что  рыночная система создает свободу экономического выбора, то есть  каждый в праве производить и продавать свой товар. И в результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией. Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

     Объектом  исследования является конкуренция - один из самых важных элементов рыночного механизма и модели рынков.

     Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).

     Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

     Задачи, поставленные для   достижения  намеченной  цели исследования следующие:

     рассмотреть понятие конкуренции и изучить  её виды;

     изучить конкурентные функции, позитивные и негативные последствия конкуренции;

     выяснить  сущность и значение;

     изучить четыре модели рынка.

     Методы исследования при написании работы применялись следующие: логический, сравнение и оценка.

     Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которых выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара.

     Конкуренция является «невидимой рукой», которая  регулирует все общественное хозяйство.

1гл. Сущность, значение и виды конкуренции.

1.1 Понятие конкуренции и её роль в экономике

     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

     Рыночной  конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне  конкурентной среды индивидуум удовлетворяет  свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

     Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

     Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает  соперничество по обеспечению своих  интересов. Как экономический закон  конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов  хозяйствования к соперничеству  и результатами в развитии экономики.

     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

     Существует  четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка: чистая (совершённая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.  

     1.2 Сущность конкуренции

     В повседневной жизни мы всё чаще встречаем  слова: «конкуренция», «конкурентная  борьба», «конкурентный рынок». Этими  терминами иногда присваиваются  разные значения, но все они могут  быть сведены к двум понятиям: «конкурентная  борьба» и «конкурентный рынок». Первое касается способов поведения  отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты  рынка каких-либо товаров, которые  влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые  продаются и т. д.).

     Конкурентоспособность рынка определяется теми границами, в рамках которого отдельные фирмы  способны влиять на рынок, то есть на условия  реализации своей продукции, в первую очередь на цены. Чем меньше отдельные  фирмы влияют на рынок, в котором  они реализуют свою продукцию, тем  конкурентоспособнее  считается  рынок. Самая высокая степень конкурентоспособности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма совсем на него не влияет. Это возможно только в случае, когда на рынке товаров действует так много фирм, что каждая из них отдельно никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает её как такую, которая определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется  полностью конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях полностью конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы  имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, полностью конкурентным уже не считается.

     Итак, конкуренция – категория явно противоречивая. С одной стороны  существует утверждение, что без  конкуренции рынка не бывает, а  с другой, - полностью конкурентным  является тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собой конкурентной борьбы.

     Если  конкурентная  борьба существует, такой  рынок не считается полностью  конкурентным. Более того, чем сильнее  конкуренция, тем полнее формируются  условия для её ограничения. Но рынок  движется уже не к полностью конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предусловием противоположных оценок её роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция – это большое благо, другие настаивают на том, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию, - большое зло для экономики.

     Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке  субъекты  хозяйственной деятельности достигают в результате получения  экономической самостоятельности. То есть, когда они получают право владения, пользования и  распределения произведённой продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделится среди равных, довести свои преимущества, утвердить своё господство, обеспечить себе более выгодное положение, большую прибыль и т. д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделёнными хозяйственными единицами определённое соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов.

     Суть  конкуренции проявляется и в  том, что она, с одной стороны, создаёт такие условия, по которым  покупатель на рынке имеет большое  количество возможностей для приобретения товаров, а продавец – для их реализации. С другой стороны, в обмене берут  участие две стороны, каждая из которых  ставит свой интерес выше интереса партнёра. В результате и продавец, и покупатель при  заключении сделки должны идти на взаимный компромисс при  определении цены, иначе сделка не состоится, а каждый из них понесёт  убытки.

     Обязательным  условием конкуренции является независимость  субъектов рыночных отношений от определённых «высших»  и внешних  сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решения по поводу производства или купли товаров и услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнёров. В процессе конкуренции  субъекты хозяйственной деятельности взаимно контролируют друг друга, причём  осуществляют это преимущественного  лучше государственных органов. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций  общественного производства в условиях рынка.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике