Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли инноваций в повышении конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь сегодня и в перспективе.

Работа призвана выполнить следующие задачи:

Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
Привести статистические данные по деятельности в инновационной сфере и проследить динамику ее развития;
Определить долю инновационных товаров в национальном экспорте;
Показать перспективы повышения конкурентоспособности национального экспорта за счет активизации инновационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И ИНОВАЦИИ 5
1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал 5
1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности национального экспорта 9
1.3. Инновации как фактор повышения международной конкурентоспособности 11
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА 16
2.1. Инновационная сфера Республики Беларусь 16
2.2. Экспорт инновационной продукции РБ. ООО «Полимастер» 21
2.3. Пути повышения конкурентоспособности экспорта РБ за счет активизации инновационной сферы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

роль инноваций в повышении конкурентоспособнсти нац экспорта.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

Данная  работа посвящена изучению процесса повышения конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь за счет инноваций. Решение этой проблемы имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая часть вопроса заключается в скорых темпах роста научно-технического прогресса в современном обществе а также постоянном появлении новых и усовершенствовании существующих технологических решений, появлением новых подходов к управлению инновационной деятельностью. Практическое значение проявляется в необходимости оперативного и эффективного внедрения инновационных решений в производственный процесс с целью улучшения ее качественных характеристик и повышения на нее спроса как на национальном, так и на международном рынке. Данной теме уделяется внимание в трудах отечественных и зарубежных авторов, в научных и экономических периодических изданиях, в СМИ – это неоднозначно подтверждает, что данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является анализ роли инноваций  в повышении конкурентоспособности  экспорта Республики Беларусь сегодня  и в перспективе.

Работа  призвана выполнить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
  2. Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
  3. Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
  4. Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
  5. Привести статистические данные по деятельности в инновационной сфере и проследить динамику ее развития;
  6. Определить долю инновационных товаров в национальном экспорте;
  7. Показать перспективы повышения конкурентоспособности национального экспорта за счет активизации инновационной деятельности.

Объектом  исследования является проблема повышения  конкурентоспособности национального  экспорта Республики Беларусь на мировом  рынке.

Предмет исследования – инновационный фактор в повышении конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь.

При написании  работы была использована отечественная  и зарубежная литература, белорусские  периодические издания, официальные  статистические данные.

 

  1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И ИНОВАЦИИ
 
    1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал
 

Инновации имеют важное значение для экономических  субъектов, поскольку укрепляют  их конкурентные позиции по сравнению  с другими производителями на данном рынке, повышая возможности дифференциации продукта. Кроме того, инновации имеют значение для повышения действенности рынка, так как снижают производственные затраты и повышают качество продукции.

Инновация – это практическое усовершенствование и разработка изобретения в области технологий или в области изделий.[7,с.168]

Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием  политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно  сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация»  часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Таким образом, инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. [4]

В зависимости  от подхода к определению понятия  «инновация» можно представить  несколько классификаций инноваций. Так, в зависимости от сферы применения изобретения инновации делятся  на:

  • технологические инновации,
  • экологические инновации,
  • организационно-производственные инновации,
  • управленческие инновации,
  • военные (военно-стратегические) инновации,
  • экономические инновации,
  • социально-политические инновации,
  • государственно-правовые инновации,
  • инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.)

Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный  потенциал. По этому признаку все  инновации можно разделить на:

  • базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),
  • улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),
  • микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
  • псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

Наконец, следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:

  • глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
  • национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
  • региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
  • локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
  • точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).

Известный американский специалист в области  управления П.Дракер (P.Druker) выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:

1. Неожиданный  успех, неудача или какое либо  внешнее событие;

2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;

3. Потребности  предприятия;

4. Негативные  изменения в структуре отрасли  или рынка;

5. Демографические  изменения;

6. Изменения  в восприятии и настрое;

7. Новое  знание, как научное, так и ненаучное [18, с.129].

      К определению инновационного потенциала страны или региона также можно подойти с разных точек зрения:

  1. Инновационный потенциал страны (региона) -  научно-технический потенциал страны (региона) в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. При таком подходе приоритет отдается материальной базе, питающей инновационный процесс.
  2. Инновационный потенциал всякого экономического субъекта есть способность вырабатывать самостоятельно как улучшающие изменения, так и радикальные, новые ценности, проводя при этом активную наступательную инновационную политику для обеспечения научно-технического прорыва.[1]

Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуется следующими показателями:

  • уровнем научно-технических разработок;
  • состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;
  • уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
  • наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
  • наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
  • степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта;
  • системой подготовки кадров-инноваторов;
  • финансовым обеспечением.

Интенсивность и эффективность использования  потенциала в мировой практике оценивается  по рекомендации ОЭСР:

  • долей новой продукции в общем объеме производства промышленной продукции;
  • развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
  • внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);
  • участием предприятий в технологическом обмене;
  • участием предприятий в финансово-промышленных группах. [11. с.90]

 

    1. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности национального экспорта
 

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции — рынок капитала, инновации —  рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

Инновационная деятельность — это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновационная деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Так выглядит ситуация на микроуровне взаимодействия экономических субъектов, но ввиду того, что в данной работе рассматриваются инновации и конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отдельно взятое государство объединяет в своем лице и предпринимателя, и инвестора, выделяющего деньги из государственного бюджета на разработку и внедрение инновации для определенного товара с целью увеличить его объемы продажи за рубеж либо создать новую статью экспорта.

Информация о работе Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта